Боэций
Боэций
или, точнее, Аниций Манлий Северин (480—524) — позднеримский философ, казненный Теодорихом, формально представитель неоплатонизма. Фактически его философия отличалась большим эклектизмом, склонностью к точным наукам, а в морали даже стоицизмом. Б. переводил и толковал логические соч. Аристотеля, а также «Введение в категории Аристотеля» Порфирия. Он переводил Эвклида и трактовал «Основания арифметики» Никомаха. Ему принадлежит также трактат о музыке с тщательно разработанной теорией греч. музыки. Осн. его философским соч. считается стоически окрашенное «Утешение философское». Из его аристотелевских переводов кое-что считается подложным.
Источник: Философский словарь. 1963
Боэций
(ок. 480–524)
«Утешение философией»
Северин Боэций родился и вырос в Риме, в знатной и богатой семье. Уже в тридцать лет он стал консулом, а затем начальником государственной канцелярии и, казалось, впереди его ждала блестящая политическая карьера. Помимо этого он много занимался философией, изучая работы античных мыслителей и создавая собственную философскую систему. Однако в конце 524 г. Боэций был арестован по подозрению в действиях, наносящих урон императорской власти, и через полтора года после этого казнен.
Боэций об «утешении философией». Самая, пожалуй, знаменитая работа Боэция так и называется – «Утешение философией». Будучи в тюрьме и ожидая смертного приговора, Боэций взывает к небесным силам. И тут к нему в камеру является сама Философия – «некая восхитительная женщина, взглядом своим пронизывающая все вокруг». Она успокаивает Боэция напоминанием об участи Анаксагора, Сократа, Зенона Элейского, Сенеки, Цицерона. Много несправедливости существует в жизни, но на все воля и мудрость Божья, а потому необходимо смириться перед превратностями судьбы и уповать на всевластную милость Господа. Она утешает Боэция тем, что никакие человеческие желания и стремления не способны принести человеку счастья. Ни слава, ни власть, ни деньги, ни плотские наслаждения, ни честолюбивые замыслы не дадут людям того, что она называет истинным счастьем. Но в чем же тогда оно заключается?
Боэций о счастье. Итак, найти счастье на земле невозможно, если связывать его с чемто мирским, земным, плотским. Однако существует род человеческого переживания, говорит Философия, которого можно достичь, которое одно лишь и есть счастье – это сам Бог. «Бог – это само счастье, как высшее счастье – это Бог». Слияние человека с Богом возможно, если человек возвысится до Него в своем духовном умозрении. Молитвенное единение с Богом, духовная беседа с Ним – вот что составляет истинное блаженство и счастье жизни. Все это бесспорно, но тогда возникает другой вопрос: откуда же возникает в мире зло и почему оно вообще существует? Почему грешные, порочные, злые люди не просто существуют, а даже процветают, в то время как многие праведники страдают и мучаются?
Боэций о зле. На этот «проклятый» вопрос также отвечает Философия. Вопервых, говорит она, не стоит думать, что злые и порочные люди процветают. Их жизнь также посвоему полна страданий, тягот, бед и тревог. Далее, следует помнить, что всем порядком мироздания управляет Бог, Его Промысл. А миром изменчивых материальных вещей управляет Судьба, Рок, Фатум. Эта Судьба бездушна и холодна к мольбам и увещеваниям людей. Она указывает человеку его место в жизни и ведет его по неумолимому пути, по жизненной «колее». Это слепая неотвратимая сила, поэтому так трудно бывает людям понять суть происходящих в их жизни событий. Чтото им кажется несправедливым, неверным, извращенным, чтото – нецелесообразным, ненужным, неправильным. На самом же деле все устроено Творцом в высшей степени мудро и во всеобщее благо, ибо даже злые и порочные люди тоже стремятся к благу, только вот понимают они его посвоему, извращенно. Отсюда и появляется в жизни мировое зло.
Боэций о свободе. Далее, у Боэция возникает вопрос: если всем мирозданием мудро управляет Провидение, то как же быть со свободой человека, точнее, с его свободной волей? Философия разъясняет Боэцию и этот весьма затруднительный вопрос. Да, говорит она, всемогущий и всевидящий Бог действительно присутствует во всем и везде. Он объемлет собою все вещи и события мира и может прозревать все наперед. Однако свобода человеческой воли все же есть – она дана как потенциальная возможность, как некая способность человека проявить свою волю в рамках того, что уже видит и знает Бог. Все это довольно трудно себе представить, поэтому лучше дать слово самой Философии: «Если бы ты захотел оценить точный смысл Провидения, коим владеет оно относительно всех вещей, то необходимо понять, что речь идет не о предзнании чегото, некоего спроектированного будущего, но о знании настоящего, которое никогда не прейдет. Поэтому и именуется оно не предвидением, а провидением…»
«Утешение философией»
Северин Боэций родился и вырос в Риме, в знатной и богатой семье. Уже в тридцать лет он стал консулом, а затем начальником государственной канцелярии и, казалось, впереди его ждала блестящая политическая карьера. Помимо этого он много занимался философией, изучая работы античных мыслителей и создавая собственную философскую систему. Однако в конце 524 г. Боэций был арестован по подозрению в действиях, наносящих урон императорской власти, и через полтора года после этого казнен.
Боэций об «утешении философией». Самая, пожалуй, знаменитая работа Боэция так и называется – «Утешение философией». Будучи в тюрьме и ожидая смертного приговора, Боэций взывает к небесным силам. И тут к нему в камеру является сама Философия – «некая восхитительная женщина, взглядом своим пронизывающая все вокруг». Она успокаивает Боэция напоминанием об участи Анаксагора, Сократа, Зенона Элейского, Сенеки, Цицерона. Много несправедливости существует в жизни, но на все воля и мудрость Божья, а потому необходимо смириться перед превратностями судьбы и уповать на всевластную милость Господа. Она утешает Боэция тем, что никакие человеческие желания и стремления не способны принести человеку счастья. Ни слава, ни власть, ни деньги, ни плотские наслаждения, ни честолюбивые замыслы не дадут людям того, что она называет истинным счастьем. Но в чем же тогда оно заключается?
Боэций о счастье. Итак, найти счастье на земле невозможно, если связывать его с чемто мирским, земным, плотским. Однако существует род человеческого переживания, говорит Философия, которого можно достичь, которое одно лишь и есть счастье – это сам Бог. «Бог – это само счастье, как высшее счастье – это Бог». Слияние человека с Богом возможно, если человек возвысится до Него в своем духовном умозрении. Молитвенное единение с Богом, духовная беседа с Ним – вот что составляет истинное блаженство и счастье жизни. Все это бесспорно, но тогда возникает другой вопрос: откуда же возникает в мире зло и почему оно вообще существует? Почему грешные, порочные, злые люди не просто существуют, а даже процветают, в то время как многие праведники страдают и мучаются?
Боэций о зле. На этот «проклятый» вопрос также отвечает Философия. Вопервых, говорит она, не стоит думать, что злые и порочные люди процветают. Их жизнь также посвоему полна страданий, тягот, бед и тревог. Далее, следует помнить, что всем порядком мироздания управляет Бог, Его Промысл. А миром изменчивых материальных вещей управляет Судьба, Рок, Фатум. Эта Судьба бездушна и холодна к мольбам и увещеваниям людей. Она указывает человеку его место в жизни и ведет его по неумолимому пути, по жизненной «колее». Это слепая неотвратимая сила, поэтому так трудно бывает людям понять суть происходящих в их жизни событий. Чтото им кажется несправедливым, неверным, извращенным, чтото – нецелесообразным, ненужным, неправильным. На самом же деле все устроено Творцом в высшей степени мудро и во всеобщее благо, ибо даже злые и порочные люди тоже стремятся к благу, только вот понимают они его посвоему, извращенно. Отсюда и появляется в жизни мировое зло.
Боэций о свободе. Далее, у Боэция возникает вопрос: если всем мирозданием мудро управляет Провидение, то как же быть со свободой человека, точнее, с его свободной волей? Философия разъясняет Боэцию и этот весьма затруднительный вопрос. Да, говорит она, всемогущий и всевидящий Бог действительно присутствует во всем и везде. Он объемлет собою все вещи и события мира и может прозревать все наперед. Однако свобода человеческой воли все же есть – она дана как потенциальная возможность, как некая способность человека проявить свою волю в рамках того, что уже видит и знает Бог. Все это довольно трудно себе представить, поэтому лучше дать слово самой Философии: «Если бы ты захотел оценить точный смысл Провидения, коим владеет оно относительно всех вещей, то необходимо понять, что речь идет не о предзнании чегото, некоего спроектированного будущего, но о знании настоящего, которое никогда не прейдет. Поэтому и именуется оно не предвидением, а провидением…»
Источник: Философия. Краткая история.