Боэций

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Боэций
 или, точнее, Аниций Манлий Северин (480—524) — позднеримский философ, казненный Теодорихом, формально представитель неоплатонизма. Фактически его философия отличалась большим эклектизмом, склонностью к точным наукам, а в морали даже стоицизмом. Б. переводил и толковал логические соч. Аристотеля, а также «Введение в категории Аристотеля» Порфирия. Он переводил Эвклида и трактовал «Основания арифметики» Никомаха. Ему принадлежит также трактат о музыке с тщательно разработанной теорией греч. музыки. Осн. его философским соч. считается стоически окрашенное «Утешение философское». Из его аристотелевских переводов кое-что считается подложным.

Источник: Философский словарь. 1963

Боэций
(ок. 480–524)
«Утешение философией»
Северин Боэций родился и вырос в Риме, в знатной и богатой семье. Уже в тридцать лет он стал консулом, а затем начальником государственной канцелярии и, казалось, впереди его ждала блестящая политическая карьера. Помимо этого он много занимался философией, изучая работы античных мыслителей и создавая собственную философскую систему. Однако в конце 524 г. Боэций был арестован по подозрению в действиях, наносящих урон императорской власти, и через полтора года после этого казнен.
Боэций об «утешении философией». Самая, пожалуй, знаменитая работа Боэция так и называется – «Утешение философией». Будучи в тюрьме и ожидая смертного приговора, Боэций взывает к небесным силам. И тут к нему в камеру является сама Философия – «некая восхитительная женщина, взглядом своим пронизывающая все вокруг». Она успокаивает Боэция напоминанием об участи Анаксагора, Сократа, Зенона Элейского, Сенеки, Цицерона. Много несправедливости существует в жизни, но на все воля и мудрость Божья, а потому необходимо смириться перед превратностями судьбы и уповать на всевластную милость Господа. Она утешает Боэция тем, что никакие человеческие желания и стремления не способны принести человеку счастья. Ни слава, ни власть, ни деньги, ни плотские наслаждения, ни честолюбивые замыслы не дадут людям того, что она называет истинным счастьем. Но в чем же тогда оно заключается?
Боэций о счастье. Итак, найти счастье на земле невозможно, если связывать его с чемто мирским, земным, плотским. Однако существует род человеческого переживания, говорит Философия, которого можно достичь, которое одно лишь и есть счастье – это сам Бог. «Бог – это само счастье, как высшее счастье – это Бог». Слияние человека с Богом возможно, если человек возвысится до Него в своем духовном умозрении. Молитвенное единение с Богом, духовная беседа с Ним – вот что составляет истинное блаженство и счастье жизни. Все это бесспорно, но тогда возникает другой вопрос: откуда же возникает в мире зло и почему оно вообще существует? Почему грешные, порочные, злые люди не просто существуют, а даже процветают, в то время как многие праведники страдают и мучаются?
Боэций о зле. На этот «проклятый» вопрос также отвечает Философия. Вопервых, говорит она, не стоит думать, что злые и порочные люди процветают. Их жизнь также посвоему полна страданий, тягот, бед и тревог. Далее, следует помнить, что всем порядком мироздания управляет Бог, Его Промысл. А миром изменчивых материальных вещей управляет Судьба, Рок, Фатум. Эта Судьба бездушна и холодна к мольбам и увещеваниям людей. Она указывает человеку его место в жизни и ведет его по неумолимому пути, по жизненной «колее». Это слепая неотвратимая сила, поэтому так трудно бывает людям понять суть происходящих в их жизни событий. Чтото им кажется несправедливым, неверным, извращенным, чтото – нецелесообразным, ненужным, неправильным. На самом же деле все устроено Творцом в высшей степени мудро и во всеобщее благо, ибо даже злые и порочные люди тоже стремятся к благу, только вот понимают они его посвоему, извращенно. Отсюда и появляется в жизни мировое зло.
Боэций о свободе. Далее, у Боэция возникает вопрос: если всем мирозданием мудро управляет Провидение, то как же быть со свободой человека, точнее, с его свободной волей? Философия разъясняет Боэцию и этот весьма затруднительный вопрос. Да, говорит она, всемогущий и всевидящий Бог действительно присутствует во всем и везде. Он объемлет собою все вещи и события мира и может прозревать все наперед. Однако свобода человеческой воли все же есть – она дана как потенциальная возможность, как некая способность человека проявить свою волю в рамках того, что уже видит и знает Бог. Все это довольно трудно себе представить, поэтому лучше дать слово самой Философии: «Если бы ты захотел оценить точный смысл Провидения, коим владеет оно относительно всех вещей, то необходимо понять, что речь идет не о предзнании чегото, некоего спроектированного будущего, но о знании настоящего, которое никогда не прейдет. Поэтому и именуется оно не предвидением, а провидением…»

Источник: Философия. Краткая история.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
150.46 кб

Боэций и проблемы логического и теологического образования

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье обсуждаются проблемы взаимоотношения светского и богословского образования, логики и теологии в творчестве Северина Боэция, логика, теолога, педагога.
Читать PDF
98.64 кб

Боэций и Райл об эпистемическом фатализме

Борисов Евгений Васильевич
В статье осуществляется сравнительный анализ способов постановки и решения проблемы эпистемического фатализма, представленных у Боэция и Г. Райла.
Читать PDF
172.09 кб

Филопон и Боэций о гипотетических силлогизмах: греческая и Латинская традиции комментирования

Тоноян Лариса Грачиковна
Статья посвящена логическим традициям, которые складывались в VI в. в Восточной и в Западной части Римской Империи.
Читать PDF
781.58 кб

Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций)

Фокин Алексей Русланович
Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др.
Читать PDF
1.31 мб

Комментарий Боэция к Порфирию и его роль в истории логики и философии

Тайсина Э. А.
Читать PDF
183.60 кб

Проблемы предикации в теологии Августина Аврелия и Северина Боэция

Абилкаламова Алина Булатовна
Для решения проблем теологической предикации Августин Аврелий и Северин Боэций осуществляют модификацию системы аристотелевских категорий.
Читать PDF
552.89 кб

Время и вечность от Плотина и Боэция до Эйнштейна

Чейз Майкл
В статье показано, что представления о времени и вечности у Плотина и Боэция аналогичны так называемой теории «блок-времени» (этернализму) в современной философии времени, основанной на математической физике Эйнштейна и Минковског
Читать PDF
153.53 кб

Модальные аспекты в учении Боэция

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрено то, как Боэций, комментируя логику Аристотеля, интерпретировал его учение о модальностях и каким образом применил его к решению философской проблемы свободы воли в своем трактате «Утешение Философией».
Читать PDF
270.11 кб

Отношение логического следования в трактатах Северина Боэция

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрено логическое учение Боэция. Автор исследует недоступные на русском языке трактаты Боэция «О гипотетических силлогизмах», «Комментарии на «Топику» Цицерона» и др.
Читать PDF
554.66 кб

Византийское восприятие трактата Боэция «о гипотетических силлогизмах»

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье исследуется влияние логических трактатов Боэция на развитие логики в Византии. Привлекаются результаты исследований византолога Д.
Читать PDF
267.80 кб

Анализ учения Боэция о гипотетических силлогизмах в работах современных итальянских исследователей

Тоноян Л.Г., Николаева Ж.В.
В обзоре рассмотрены исследования трактата Боэция О гипотетических силлогизмах, представленные в работах Луки Обертелло, Роберто Пинцани, Мауро Насти де Винчентиса и других историков логики.
Читать PDF
287.44 кб

Дискуссии о логическом учении Боэция в современной зарубежной литературе

Тоноян Л.Г.
С развитием символической логики в XX веке в зарубежной литературе возник новый подход к трактату Боэция «О гипотетических силлогизмах».
Читать PDF
0.00 байт

Проблема зла у Августина и Боэция

Печатнов Валентин Владимирович
В статье на основе первоисточников детально рассмотрены взгляды Аврелия Августина и Северина Боэция на проблему зла, а затем, впервые в отечественной историографии, проведено сравнение их позиций.
Читать PDF
0.00 байт

Истина и модусы познания у Боэция: неоплатонический подход

Замора Кальво Хосе Мария
Боэций не принял принципа реализма, согласно которому истина это адаптация, или адекватность, субъекта познаваемому объекту. Вместо этого он доказывал, что знание должно быть соотнесено с субъективной познавательной способностью.
Читать PDF
666.00 кб

Римская система ценностей в представлениях Цицерона и Боэция

Кудратов А.О.
Римская система ценностей имеет свои имманентно присущие черты. Последние проявляют себя в поступках исторических героев.

Похожие термины:

  • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций

    475–525), римский философ-неоплатоник и христианский теолог, автор трактата Утешение философией. Перевел на латынь некоторые труды Аристотеля по логике.
  • БОЭЦИЙ Дакийский, Датский

    1-я пол. 13 в., Дания—ум, до 1284)—средневековый логик, магистр искусств (философии) Парижского университета. Автор сочинений «О способах обозначения» (De modis significandi), «О вечности мира» (De aeternitati mundi) и др.,
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья

    Родоначальником схоластического метода был Боэций (480-525), римский патриций, занимавший высшие государственные должности при Теодорихе, короле остготов, казненный по обвинению в тайных сношениях
  • БОЭЦИЙ Северин

    христианский философ, римский государственный деятель. Родился в 480 г, н, э. и в 524 г. был казнен по обвинению в заговоре. Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, многих