БОЭЦИЙ Северин

Найдено 1 определение
БОЭЦИЙ Северин
христианский философ, римский государственный деятель. Родился в 480 г, н, э. и в 524 г. был казнен по обвинению в заговоре. Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, многих других авторов, которые оказали влияние на формирование философских взглядов Боэция.
Наиболее известная философская работа Боэция «Утешение философией», в которой продолжены традиции античной культуры, где философия наделяется жизнетворческой и душеспасительной функцией. Боэций не использует путь откровения, так как нет ничего мистического и сверхразумного, а утверждает, что все истины бытия доказываются рациональным языком философии.
Последняя у Боэция имеет облик строгой смертной женщины с вечно молодыми горящими глазами, которая для утешения и исцеления использует свои лекарства - знания и идеи, а единственный способ лечения - логическое рассуждение, иллюстрируемое поэтическими образами.
Боэция интересует проблема судьбы в двух модификациях, как фортуна и рок, которые он рассматривает с позиций стоицизма счастье человека находится в нем самом, вето душе. Человек - это существо, причастное божественному разуму, это образ божий, и образ этот заключается в его бессмертной душе.
Боэций придерживается учения Платона о природе знания как припоминания. Положительно решает проблему существования безусловного основания человеческой нравственности, выводя существование высшего и абсолютного блага из наличия благ низших и относительных. Отождествляя благо с Богом, Боэций приводит ряд аргументов в доказательство бытия богов, большинство на которых носят космологический характер. Представляя Бота на манер плотиновского «единого», Боэций наделяет его чертами трансцендентности и сверхразумности, но вместе с тем видит в Боге источник всякого бытия и разума. Вводит понятие «божественного разума», с помощью которого Бог-благо творит мир, пользуется он также и идеей «мировой души». Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и могущество добра в этом мире. Важное место занимает тема соотношения судьбы и провидения: в мире нет ничего случайного, все в нем имеет разумные основания. Бог-творец подобен художнику, заранее имеющему в своем уме идеальный образ творимого произведения. Человек обладает свободой воли до тех пор, пока не сделал выбор, после которого его свобода перешла в необходимость и канула в вечность.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
270.11 кб

Отношение логического следования в трактатах Северина Боэция

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрено логическое учение Боэция. Автор исследует недоступные на русском языке трактаты Боэция «О гипотетических силлогизмах», «Комментарии на «Топику» Цицерона» и др.
Читать PDF
183.60 кб

Проблемы предикации в теологии Августина Аврелия и Северина Боэция

Абилкаламова Алина Булатовна
Для решения проблем теологической предикации Августин Аврелий и Северин Боэций осуществляют модификацию системы аристотелевских категорий.
Читать PDF
466.76 кб

УТЕШЕНИЕ САТИРОЙ: МАРЦИАН КАПЕЛЛА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ СЕВЕРИНА БОЭЦИЯ

Шахов Юрий Александрович
В статье предлагаются аргументы в пользу того, что «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы послужило одним из важных литературных источников для «Утешения философией» Боэция.

Похожие термины:

  • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций

    475–525), римский философ-неоплатоник и христианский теолог, автор трактата Утешение философией. Перевел на латынь некоторые труды Аристотеля по логике.