БОДХИДХАРМА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бодхидхарма
ок. 480–520), индийский буддийский наставник, основатель китайского буддизма Чань (японский Дзэн); центральная фигура обширной легендарной традиции.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

БОДХИДХАРМА
Санскр.) Религия мудрости; или мудрость,
содержащаяся в Дхарме (этике). Также имя великого Архата Кшатрия
(принадлежавшего к касте воинов), царского сына. Паньятара, его
гуру, "дал ему имя Бодхидхарма, чтобы отметить его понимание
(бодхи) Закона (дхарма) Будды". ("Jain. San. Dict.") Бодхидхарма,
живший в шестом столетии, посетил Китай, куда отвез драгоценную
реликвию, а именно, чашу милостыни Владыки Будды.

Источник: Теософский словарь

БОДХИДХАРМА
ум. 528) - согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании осн. принципов буддизма, Б. удалился в монастырь Шаолиньсы на юре Сущань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С именем Б. связывают многие легенды: о появлении в будд. монастырях традиции питья чая, о создании им «шаолиньского стиля» самообороны и пр. Единств. подлинным из приписываемых ему сочинений считается «Трактат о двух вхождениях и четырех практиках» («Эр жу сы син лунь»), в к-ром объясняются осн. методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практич. деятельности (син). А. М. Кабанов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

БОДХИДХАРМА
(санскр. bodhi-dharma, Закон Просветления) — индо-буддийский мыслитель V–VI вв., миссионер, известный в Китае под именем Дамо (в Японии его зовут Дарума), основоположник чань-буддизма (яп. дзэн). Индийские источники о нём умалчивают. Китайские жизнеописания Б. полны разночтений. Общие сведения таковы: родился в семье царя-брахмана из Южной Индии и более 40 лет учился буддизму, преимущественно махаянским способам медитации, после чего отправился морем в Китай. Агиографы называют различные даты его прибытия в Кантон от 470 до 527 г., но наиболее вероятен 520 г. Распространена версия о том, что после разочарования в китайском понимании буддизма, состоявшем в стремлении накапливать религиозные заслуги и отправлять ритуалы, Б. удалился в монастырь Шаолинь-сы, где провёл в медитации несколько лет до самой смерти. Его кончина датируется от 499 г. до 534 г., но чаще — 528 г., ему приписывают около 160 лет жизни. Сколько бы ни был этот мудрец в Китае, сделал он, несомненно, много, и прежде всего, основал одно из самых мощных течений дальневосточного буддизма, которое до сих пор пользуется огромной популярностью на Востоке и Западе. Хотя, разумеется, многие практики чань-буддизма, такие как чайная церемония, боевые искусства, особые формы живописи, каллиграфии, стихосложения и т.д., создавались и развивались китайскими последователями. Б. считается 28-м патриархом буддизма и первым в школе чань/дзэн, а также автором нескольких трактатов. Один из них наиболее достоверен: «О двух Путях и четырёх деяниях». В нём излагается учение об умиротворении ума, что достигается двумя путями. Первый – Путь разума, на котором нужно получить Закон от мастера и осознать, что всё живое имеет одну и ту же природу Будды. Медитируя над этой идеей, нужно неколебимо увериться в ней, то есть научиться не отличать себя от других и простого человека от Будды. Нужно также уметь не полагаться целиком на слова, какими бы авторитетными они ни казались. Второй Путь — Путь умиротворения ума осуществляется с помощью праведного поведения, состоящего из четырёх принципов: 1) не испытывать злости и ненависти, так как наши страдания суть следствия наших же проступков в прошлых рождениях; 2) быть в ладу с собственной кармой, которая нами управляет; 3) не иметь желаний, ибо всё искомое пусто, а умиротворение и гармония — это безжеланность; 4) следовать Закону, все положения которого чисты и освобождают от ограниченности и омрачённости ума. Б., по-видимому, учил также передаче мыслей непосредственно от сердца к сердцу, поскольку истина — вне писаний и речей, и обретению состояния Будды созерцанием собственной подлинной природы. Ему же принадлежит идея мгновенного Просветления, одно из основных положений школы чань.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

БОДХИДХАРМА
Ум. 528 или 536. Санскр. "Дхарма просветления", "Учение о просветлении". В кит. транскр.- Путидамо, сокр. Дамо. В чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. патриархом, первым патриархом Чань школы. Личность во многом легендарная, нек-рые исследователи отрицают ее историчность. По преданию, родом из Южн. Индии, принадлежал к варне брахманов или кшатриев, происходил из царской семьи, был третьим наследником царя. Покинув семью, примял буддизм махаянского толка и стал монахом-миссионером. Прибыл в Китай (г. Гуанчжоу) морским путем в конце пер. правления дин. Лю Сун (420 - 79), по др. версиям - в 520 или 527. Между 516 - 26 отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннинсы проповедовал буд. учение. Затем ушел в монастырь Шаолиньсы на горе Суншань, где провел девять лет, "непрерывно созерцая каменную стену в сидячей медитации" (цзо чань би гуань), поэтому современники прозвали его "брахманом, созерцающим стену" (би гуань поломэнь). В общей сложности провел на севере Китая более 40 лет, распространяя учение о "просветлении" (у [4]) и передавая эзотерич. методы буд. практики психотренинга. Пользовался большим уважением среди кит. монахов как "наставник медитации" и знаток буд. канона, имел много учеников и последователей, среди к-рых наиболее известны Хуэйкэ, Таньлинь, Даоюй и др. Своим преемником и вторым чаньским патриархом назначил Хуэйкэ, передав ему для распространения в качестве осн. канонич. текста школы Чань "Ланкаватарасутру" в четырех цзюанях ("свитках"). Наряду с толкованием этой и др. махаянских сутр (гл. обр. в традиции йогачары) разработал учение о "двух путях и четырех методах" достижения "просветления". Первый "путь" - "вхождение в принцип" (жу ли) означал осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально "чистой" (цин [1]) природой, лишь поверхностно "омраченной" (у мин [2]) неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к "истинной реальности" (чжэнь жу) посредством практики "созерцания стены" (би гуань). Под вторым "путем" - "вхождением в практику" (жу ши) имелось в виду освоение адептом "четырех методов": охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред; следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату; избавиться от страстей и ни к чему не стремиться; быть в согласии с Дхармой (см. Фа [1], п. 2), т.е. учением Будды. Ему приписывается также разработка четырех основополагающих принципов чань-буддизма: "особая передача вне Учения"; "не опираться на слова и тексты"; "прямое указание на сознание человека"; "созерцая свою природу, становиться буддой". Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее гер. правления дин. Тан (618-907). **Даосюань. Сун гао сэн чжуань (Биографии высоких монахов, сост. в эпоху Сун) // Тайсе синею Дайдзоке (Заново сост. Трипитака гг. Тайсе). Т. 50. Токио, 1 960; Даоюань. Цзиндэ чуань дэн лу (Записи о передаче светильника, сост. в эру Цзиндэ) // Там же. Т. 51; Early Chan in China and Tibet. Berk., 1985. H.B. Абаев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь