БОДХИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бодхи
будд.) – «пробуждение» – высшее состояние сознания, духовное просветление. Все буддийские направления признают семь основных характеристик Б. – способность к созерцанию, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость.

Источник: Мифологический словарь

БОДХИ
санскр., букв.- просветление), понятие инд. философии, одно из осн. понятий буддизма, особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. мудростью как прозрением, Б.- конечное идеальное состояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуистских систем Б. в буддизме еще более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) функций, означает не только состояние понимания, но состояние психики вообще, в сущности почти тождественное нирване, однако с нек-рых выделением собственно познават. функции. В махаяне существует множество классификаций ступеней достижения Б. (состояния бодхисаттвы).

Источник: Советский философский словарь

БОДХИ
Высшее состояние сознания, духовное просветление. Существует несколько уровней бодхи: например, «наивысшее истинное пробуждение» и пробуждение архатов и пратьека-будд. У бодхи семь основных качеств — раздумчивость, изучение Дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Слово «бодхи» выступает также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Будда Шакьямуни достиг просветления, — дерево Бодхи (бодхиврикшга), сиденье Бодхи (бодхиманда), почва Бодхи (бодхитала) и др. Кроме того, это слово используется в составных философско-этических терминах, таких как «бодхичитта» (мысль о просветлении), «бодхисаттва» (тот, чья сущность — просветление) и т. д.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

БОДХИ
санскр., пали, дословно - «пробуждение», «просветление») — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них - состояние архата. высший — бодхисаттва и будда. Достижения Б.— цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, к-рая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я». Однако редко кто становится буддой. Поэтому в св. писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Б. входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в будд. истории, мифологии, философии:

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

БОДХИ
сс. Просветление. Совершенное состояние сознания. В буддизме предшествует состоянию нирваны, абсолюта. Испытав просветление, Сиддхартха Гаутама стал Буддой. Дерево, под которым это случилось, называют древом просветления, древом познания, древом бодхи. Его традиционно выращивают на территории монастырей. Просветление возникает внезапно, спонтанно или в результате длительной духовной практики, может продолжаться мгновения или всю жизнь, случиться однажды или повторяться неоднократно, углубляясь и продлеваясь, быть врожденным (сахаджа) или не произойти никогда. Один из признаков просветления — ощущение необычного яркого внутреннего света. В описаниях этого состояния говорится, что внезапно «будто лопается пузырь», появляется небывалое блаженство и легкость, постигается изначальное присутствие полной свободы. Личность гармонизируется, исчезает агрессия, проходят комплексы и страхи, появляется терпимость и мудрость, понимание единства, целостности мира, открываются его таковость (татхата) и пустотность (шуньята). Эти явления относят к состоянию нирваны, их трудно дифференцировать, они становятся неописуемыми. Вербальное мышление прекращается, сохраняется мышление интуитивно-образное. При наиболее глубоких изменениях состояния сознания оно воспринимается как завершенное (паринишпанна) и сверхценное. Возможность постепенного перехода просветления в нирвану отрицается, считают, что это различные формы измененного состояния сознания. Необратимый процесс оценивается специалистами системы здравоохранения как «духовная авария», но в условиях монастырей и буддийской культуры в целом существуют другие оценки. При просветлении могут возникать сверхъестественные способности, но это не должно быть самоцелью. Главные препятствия на пути к просветлению: желания (кама, тришна, танха, чханда), страсть (рага), жадность, алчность (лобха), привязанности (абхинивеша, адана, упадана, асакти), неведение (авидья). Их называют язвами (асава, ашава), не дающими возможности успокоить сознание. Термин «бодхи» образует словосочетания «бодхичитта» (мысль о просветлении и стремление к нему, мысль просветленная, просветленное сознание), «бодхи-садхана» (практика, ведущая к просветлению), «бодхи-читтопада» (путь к просветлению). Синонимы: самбодхи, ануттара-самьяк-самбодхи.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

БОДХИ
(санскр. bodhi, тиб. byang chub, Просветление, духовное пробуждение) — одна из основных религиозных целей буддистов, достижение которой не только приносит сверхзнание, сверхъестественные способности (такие как ясновидение, яснослышание и т.д.), но и является предпосылкой конечного освобождения в нирване для будд и архатов (в раннем буддизме, а также в тхераваде). В буддийских текстах различают, по меньшей мере, три вида Б.: 1) шравака-бодхи — Просветление архата (монаха высшей степени святости) в качестве главной цели тхеравады, что нередко синонимично нирване; 2) пратьека-бодхи — Просветление будды-одиночки, нашедшего собственный Путь освобождения и не обучающего ему других существ; 3) ануттара-самьяк-самбодхи — совершенное подлинное Просветление будд и бодхисаттв, в качестве идеала Махаяны. Бодхисаттва из сострадания остаётся в мире и творит просветлённое сознание (бодхи-читта), которое помогает другим существам идти к нирване, или состоянию Будды. Буддисты уже в древности создали важнейшее учение о 37 навыках, способствующих Просветлению (бодхи-пакшья-дхарма), а также ряд других сотериологических учений, число которых росло вплоть до Средневековья. Например, обладатель Б. отличается и внешними физическими признаками, а также владеет 10 силами, которые различны у будд и бодхисаттв. В Китае толкователи идеи Просветления дополнили учение новыми положениями. Так, если в Индии считалось, что Б. достижимо лишь постепенно-эволюционным Путём многих рождений и свершений, то китайцы Лао-шэ (IV–V вв.), Хуэй-нэн (638–713) и другие чань-буддисты учили возможности мгновенного Просветления (это же признали и тибетцы — мастера наивысшей формы тантры в VIII в.). Кроме того, китайцы и другие буддисты Дальнего Востока делают упор на возможность обретения Б. в качестве милости, дарованной Буддой Амитабхой (школа «Чистой земли» и японский амидаизм), и объясняют Просветление, как интуитивное постижение подлинной природы, подлинного единства. В японской школе тэндай учат 52 стадиям приближения к Б. В текстах тибетского буддизма Просветление объясняется как удаление всех омрачений ума и раскрытие всех его качеств. Тибетское слово «Sangs rgyas», обозначающее Будду, состоит из двух слогов — «Sangs» означает «полностью очищенный», а «rgyas» — «полностью развитый» или «полностью проявленный». Полное очищение в данном контексте означает устранение двух завес: 1) завесы эго (привязанность к самости как реальности) и разрушительных эмоций; 2) завесы познания — любых понятий относительно реальности мира явлений. Полное развитие есть доведение до совершенства таких качеств ума, как мудрость (нерассудочное, инту итивное знание относительной и абсолютной реальности) и неразличающее сострадание (постоянная устремленность ко благу для всех без исключения существ во Вселенной).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ДЕРЕВО БОДХИ

    дерево, под к-рым на Шахьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дер
  • БОДХИ ДРУМА

    Санскр.) Дерево Бо или Бодхи; древа "познания", Pippala или ficus religiosa в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утвержда
  • Бодхи-Гая

    местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к-рым оно произошло, бодхисаттва - личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисатт
  • БОДХИ или Самбодхи

    Санскр.) Воспринимающий ум, в противоположность Буддхи, что есть потенциальность ума.
  • МАХА БОДХИ

    ежемесячный иллюстр. журнал, орган одноименного об-ва. Публикуется в Калькутте. Основан в 1892 Анагарикой Дхармапалой; его издателем был также Бхикшу Сангхаракшита. Н. А. Канаева
  • БОДХИ-ЧАРЬЯ-АВАТАРА

    (санскр. bodhi-carya-avata–ra, тиб. spyodjug, byang chub spyod pa lajug pa, шествие по Пути к Просветлению) — поэтический трактат буддийского мыслителя Махаяны Шантидэвы (VII–VIII вв.) в десяти главах, начинающийся с обосновани
  • БОДХИ-ЧИТТА

    (санскр. bodhi-citta, тиб. byang chub kyi sems, sems bskyed, воля к Просветлению) — один из трёх корней, которые необходимо «вырастить» в сознании, чтобы духовно совершенствоваться в махаянском Законоучении. Это назыв
  • БОДХИ-ДРЕВО

    (санскр. bodhi-vrksa, тиб. byang chub kyi shing) — древо Просветления, под которым индийский отшельник Гаутама обрёл высшее состояние сознания, сверхзнание и другие отличительные свойства Будды, Просветлённого.
  • МАХА БОДХИ ОБЩЕСТВО

    (Maha Bodhi Society, или Общество Великого Просветления) — буддийская международная организация, имеющая отделения (в том числе храмы и монастыри) в Индии, Шри-Ланке, Мьянме, Великобритании, США и некоторых