БОДХИ-ДРЕВО

Найдено 1 определение
БОДХИ-ДРЕВО
(санскр. bodhi-vrksa, тиб. byang chub kyi shing) — древо Просветления, под которым индийский отшельник Гаутама обрёл высшее состояние сознания, сверхзнание и другие отличительные свойства Будды, Просветлённого. Существует поверье, что первый росток этого дерева появился в день рождения царевича Сиддхартхи (будущего Шакьямуни). Сегодня в большинстве буддийских монастырей растут аналогичные деревья, а саженцы которых были взяты от Б.-д. Б.-д. растёт в городе Бодх-гая (возраст нынешнего более 100 лет и оно считается пятым после Просветления) и является одной из самых почитаемых святынь буддизма. Оно принадлежит к древовидным фикусам (Ficus religiosa, разновидность дерева баньян). Это крупное ветвистое дерево около 30 м высотой со светло-серым стволом и среднего размера сужающимся листом с удлинённым кончиком. На скульптурных панно раннего буддизма (например, в Бхархуте, Санчи) древо нередко символически обозначало Будду, облик которого, как тогда полагали, нельзя отобразить. Позднее в буддийском искусстве соединили два образа — дерева и ступы (реликвария останков Просветлённого) — в один. В результате получилась ступа с зонтиком (иногда многоярусным) над ней. Так выглядит один из самых ритуально-почитаемых объектов всех форм буддизма. Б.-д. есть космологический центр буддийской вселенной. Во время космического распада (пралая) нижних её миров оно исчезает последним, а в период восстановления земных условий — вырастает первым. Все будды обретали Просветление под Б.-д. С ним связано множество легенд и чудес в каждом буддийском монастыре. Согласно одной из самых ранних, царь Ашока (III в. до н. э.) приказал брахманам спилить его и сжечь в жертвенном костре, но Б.-д., сияя, восстало из пепла и пламени в целости и сохранности, после чего потрясённый царь велел омыть его молоком, и на следующее утро древо вернулось к прежней форме. Ашока, превратившись в ревностного буддиста, огородил его каменной стеной и провозгласил святым местом империи, а отростки и саженцы послал с буддийскими миссиями во все близлежащие страны. В иконографии «Древо» (врикша) является весьма значимым элементом. Каждый период жизни Шакьямуни обозначается «своим» древом: в саду Лумбини под древом ашока (или шала) он родился, в Капилавасту под древом джамбу достиг первой стадии созерцания, в Урувилва (рядом с Бодх-гаей) под древом ашваттха обрёл Просветление, в стране Малла под древом шала вступил в окончательную нирвану (паринирвана).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.