БЛАЖЕНСТВО
БЛАЖЕНСТВО
отсутствие страданий, когда поступки и действия человека уже не есть средство для достижения какойлибо цели, а являются сами себе целью; путь к нему лежит через самовоспитание человека, осознание им самоценности жизни, преодоление страха смерти, однако в реальном, эмпирическом бытии человека оно всегда оказывается недостижимым идеалом.
БЛАЖЕНСТВО
отсутствие страданий, когда поступки и действия человека уже не есть средство для достижения какой-либо цели, а являются сами себе целью. «Действительное блаженство предполагает для себя вечность» (В.С. Соловьев), поэтому в реальном, эмпирическом бытии человека оно всегда остается идеалом. Путь к Блаженству лежит через самовоспитание человека, осознание им самоценности жизни, преодоление страха смерти.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БЛАЖЕНСТВО
высшее с т. зр. православия состояние духовн. удовлетворенности, якобы достигаемое благодаря глуб. вере в бога, строгому соблюдению «заповедей господних», полн. повиновению церкви и активн. участию в культ, деятельности. По верованию православных, пути к Б. указаны в т. н. заповедях блаженства (см. Нагорная проповедь) однако в полной мере оно достижимо лишь за гробом - в раю. Идея загроб. Б. глубоко антигуманна - она обещает страдающим на земле иллюзор. компенсацию на небе и тем отвлекает обездолен, от борьбы за устранение источников их страданий. В обыд. сознании рядов, приверженцев совр. рус. православия Б. отождествляется с земным счастьем, но последнее понимается в религ.-мистич. духе.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
БЛАЖЕНСТВО
в религ. мировоззрении и морали — высш. счастье, даруемое сверхъестеств. силами человеку (его душе), «стяжание небесных радостей» (или достижение нирваны) в воздаяние за веру. Высш. и вечное Б., как правило, достигается лишь после смерти, в раю. В христианстве пути достижения Б. указаны в т. н. «заповедях Б.», в Нагорной проповеди Христа (Матф. 5:3-12). Ре-лиг. учение о Б. носит ярко выраженный соц.-клас. характер, т. к. дает угнетенным призрачное утешение, отвращает их от реальной жизни, что, разумеется, выгодно эксплуататорам. Оно переносит на небо компенсацию за испытанные лишения, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих лишений на земле. Новейшие попытки модернизировать религ. учение о Б., сблизив его с земным счастьем, не меняют его мистич. и антигуманной сущности.
Источник: Атеистический словарь
Блаженство
«Блаженство, – учит бл. Августин, – это радость в правде». Превосходное определение, указывающее на более широкое и более осмысленное счастье, по сравнению с которым наши обычные представления о счастье кажутся мелкими и иллюзорными, т. е. пропитанными нашими представлениями о себе. У истины нет «эго», следовательно, она не может быть эгоистичной. С другой стороны, всякая ложь предполагает эгоистический интерес, следовательно, истина не может быть ложной.
Блаженство – это подлинное счастье или счастье истины, вечное (как вечна истина) и полное (истина самодостаточна). Иными словами, блаженство – второе имя спасения. Не следует мечтать о нем слишком пылко. Блаженство вечно, поясняет Спиноза, разве может оно иметь начало? Следовательно, тщетна надежда достичь блаженства, а достигает его только тот, кто перестает его ждать.
«Если удовольствие состоит в переходе к большему совершенству, – продолжает Спиноза, – то блаженство должно состоять, конечно, в том, что душа уже владеет самим совершенством» («Этика», часть V, теорема 33, схолия). Но совершенство есть то же самое, что реальность («Этика», часть II, определение 6). Значит, блаженство – это нормальное состояние души, достичь которого нам мешают наши собственные иллюзии и самообман. Блаженство – не награда за добродетель, оно и есть сама добродетель («Этика», часть V, теорема 42).
Говоря проще, блаженство – это счастье мудреца, или сама мудрость, понимаемая как счастье. Блаженство состоит из радости, т. е. из любви. Его предмет – истина, т. е. все сущее. Блаженство – истинная любовь к истине.
Тот факт, что мы не способны достичь блаженства, не мешает блаженству иногда снисходить на нас.
Блаженство – это подлинное счастье или счастье истины, вечное (как вечна истина) и полное (истина самодостаточна). Иными словами, блаженство – второе имя спасения. Не следует мечтать о нем слишком пылко. Блаженство вечно, поясняет Спиноза, разве может оно иметь начало? Следовательно, тщетна надежда достичь блаженства, а достигает его только тот, кто перестает его ждать.
«Если удовольствие состоит в переходе к большему совершенству, – продолжает Спиноза, – то блаженство должно состоять, конечно, в том, что душа уже владеет самим совершенством» («Этика», часть V, теорема 33, схолия). Но совершенство есть то же самое, что реальность («Этика», часть II, определение 6). Значит, блаженство – это нормальное состояние души, достичь которого нам мешают наши собственные иллюзии и самообман. Блаженство – не награда за добродетель, оно и есть сама добродетель («Этика», часть V, теорема 42).
Говоря проще, блаженство – это счастье мудреца, или сама мудрость, понимаемая как счастье. Блаженство состоит из радости, т. е. из любви. Его предмет – истина, т. е. все сущее. Блаженство – истинная любовь к истине.
Тот факт, что мы не способны достичь блаженства, не мешает блаженству иногда снисходить на нас.
Источник: Философский словарь.