Начало Нагорной проповеди Иисуса Христа: “Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их говоря:
блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня” (Мф. 5, 3 11).
Из этих заповедей первая – “блаженны нищие духом” – вызывала и вызывает большие разногласия в толкованиях. Одно из наиболее убедительных толкований утверждает, что только нищие духом по настоящему стремятся именно к духовным богатствам, и как истинно алчущие насытятся. В «Евангелии от Луки» приводятся только четыре заповеди (Лк. 6: 20–22) и там четвертая идет сразу после первой и только затем вторая. Но в «Евангелии от Луки» в первой заповеди после слова нищие слова “духом” нет ни в греческом, ни в латинском текстах Священного Писания.