Благословение
Благословение
Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не избавляют от необходимости добрых дел.
Источник: Философский словарь.
Благословение
религ. обряд, при к-ром на что-то или на кого-то призывается божественное покровительство. Слово Б. имеет и другой смысл — восхваление и прославление бога. Вместе с другими обрядами Б. составляет необходимое действие при совершении таинств и служб, используется церковью для оказания психологического воздействия на верующих.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
особый знак рукой или возложение рук на голову. Совершается архиереями или священниками и символизирует передачу («преподание») благословляемым «благодати божьей». На праздник преображения господня служители культа проводят Б. плодов - окропление «св. водой» принесенных в храм созревших к тому времени фруктов (гл. обр. яблок и груш) к овощей. На всенощной как напоминание верующим о насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5 тыс. человек совершается Б. хлебов, пшеницы, вина н елея. Культовая практика Б. уходит корнями в первобытную магию, откуда и заимствована христ-вом.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Благословение
Так называют: 1) славословия, которые человек возносит к Создателю, воздавая ему хвалы за Его неизреченную благость («благословен Бог Наш всегда ныне и присно…», и пр.); 2) пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности. У древних евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Быт, XL–VIII, 14, Лев. IX, 22). Такой же видимый знак употреблял и Иисус Христос, когда благословлял некоторых детей (от Map. X, 16) и всех учеников при Своем вознесении на небо (от Луки, XLIV, 50). Но христианская церковь издревле установила, чтобы архиереи и священники преподавали благословение десницею (первые могут и обеими руками), слагая персты так, чтобы ими означались начальные две буквы имени Иисуса Христа (IС. ХС.), и возлагая ее сперва на чело, потом на чрево, на правое и затем левое плечо, изображая через это крестное знамение. Благословением брачным церковь освящает вступление в супружеский союз. Благословением патриарха, Синода, владыки строятся и освящаются храмы, начинаются священнодействия и проч.
Источник: Православный церковный словарь.
Благословение
(Benediction).
Действие или речение, сообщающее благо тем, к кому оно обращено. Аароново благословение, к-рое было дано Аарону и его сыновьям как составляющая часть их служения Богу во благо сынам Израилевым, выражено в призывании имени Божьего на Его народ (Чис 6:2227). В НЗ ту же роль играет апостольское благословение (2 Кор 13:13), к-рое отражает динамику откровения, делая акцент на Троице. Другие места НЗ (особенно ЕфЗ:2021; Евр 13:2021; Иуд 2425) лица духовного звания часто рассматривают как благословения. Вопрос в том, следует ли считать их благословениями в полном смысле слова, или же это молитвы? Когда имеет место благословение, священнослужитель действует от лица Бога, благословляя свою паству. Если же это молитва, то священнослужитель выступает представителем общины, испрашивая у Бога милости за всех, предстоящих Ему в молитве. В строгом смысле слова в Библии есть только два благословения: одно в ВЗ и одно в НЗ. Благословение необходимо отличать от приветствия, с крого в НЗ обычно начинаются послания (напр., Гал 1:3). Эти приветствия похожи нате, крые часто встречаются в бытовой переписке эпохи эллинизма, однако в посланиях апостолов явственно есть духовность, и это возвышает их над уровнем повседневности. Едва ли нужно объяснять, почему не надо изобретать новых благословений, крые не укоренены в языке Св. Писания.
Для католиков эффективность благословения, действие крого, как они полагают, почти автоматично, зависит от сана духовного лица и его положения в церковной иерархии. "Чем выше сан того человека, который совершает благословение, тем большею силой оно обладает" (Achelis ). К-ром е того, есть обычай "благословлять" определенные предметы, крые тем самым освящаются на время или навсегда. Уже в современную эпоху католики стали благословлять св. дарами. Священник кладет гостию в дароносицу, окуривает ее ладаном и, после пения и произнесения положенных молитв,крестообразно осеняет ею паству. Совершается это в полном молчании.
E.F. Harrison (пер. В. Р.)
Библиография: Е.С. Achclis,SHERK, 11,4950; W. ?. Dolbeer. The Benediction.
См. также: Благословлять, Благословение, Благословенные.
Действие или речение, сообщающее благо тем, к кому оно обращено. Аароново благословение, к-рое было дано Аарону и его сыновьям как составляющая часть их служения Богу во благо сынам Израилевым, выражено в призывании имени Божьего на Его народ (Чис 6:2227). В НЗ ту же роль играет апостольское благословение (2 Кор 13:13), к-рое отражает динамику откровения, делая акцент на Троице. Другие места НЗ (особенно ЕфЗ:2021; Евр 13:2021; Иуд 2425) лица духовного звания часто рассматривают как благословения. Вопрос в том, следует ли считать их благословениями в полном смысле слова, или же это молитвы? Когда имеет место благословение, священнослужитель действует от лица Бога, благословляя свою паству. Если же это молитва, то священнослужитель выступает представителем общины, испрашивая у Бога милости за всех, предстоящих Ему в молитве. В строгом смысле слова в Библии есть только два благословения: одно в ВЗ и одно в НЗ. Благословение необходимо отличать от приветствия, с крого в НЗ обычно начинаются послания (напр., Гал 1:3). Эти приветствия похожи нате, крые часто встречаются в бытовой переписке эпохи эллинизма, однако в посланиях апостолов явственно есть духовность, и это возвышает их над уровнем повседневности. Едва ли нужно объяснять, почему не надо изобретать новых благословений, крые не укоренены в языке Св. Писания.
Для католиков эффективность благословения, действие крого, как они полагают, почти автоматично, зависит от сана духовного лица и его положения в церковной иерархии. "Чем выше сан того человека, который совершает благословение, тем большею силой оно обладает" (Achelis ). К-ром е того, есть обычай "благословлять" определенные предметы, крые тем самым освящаются на время или навсегда. Уже в современную эпоху католики стали благословлять св. дарами. Священник кладет гостию в дароносицу, окуривает ее ладаном и, после пения и произнесения положенных молитв,крестообразно осеняет ею паству. Совершается это в полном молчании.
E.F. Harrison (пер. В. Р.)
Библиография: Е.С. Achclis,SHERK, 11,4950; W. ?. Dolbeer. The Benediction.
См. также: Благословлять, Благословение, Благословенные.
Источник: Теологический энциклопедический словарь