(Bless, Blessed, Blessing).
Глаголы, передающие в ВЗ и НЗ действие благословения на евр. и греч. языках соответственно Ьйгак и eulogeo. Оба эти слова имеют одно и то же значение "произносить благословение", однако основное значение евр. глагола передача в дар, края осуществляется путем высказывания, имеющего действительную силу и выраженного в императивной форме (Быт 1:2228). Когда благословение относится к Богу, подразумевается, что Его славят и благодарят, осознавая, что сам Он изначально благословил человека, тем самым побудив его славить и благодарить себя(Пс 144:12; Неем 9:5; Лк 1:64). Благословляя человека, Бог наделяет его благом либо в самый момент благословения, либо позднее. Оно принимает разные формы, а как именно оно будет действовать, иногда указывают синонимы (Быт 12:2; Чис6:23; Пс27:9). ВВЗблагословение включает в себя и мирские, и духовные блага (Быт 26:1213; 1 Пар 4:10); в НЗ оно чаще связано с духовной пользой (Деян 3:26; Еф 1:3; Гал 3:89).
В некрых местах Библии, когда значение этого слова должно выражать пожелание или пророческое речение, говорится о том, что люди благословляют своих ближних (Быт 24:60; 27:4; 48:15). В некрых случаях, как, напр., благословение хлеба, подразумевается благодарение(Мк 6:41; Мф 26:26; 1 Кор 14:16).
В ВЗевр. словоЬагйк ("благословенный ") обычно употребляется по отношению к Богу (Быт 9:26; 24:27; 1 Цар 25:32); однако иногда так называют людей, благословенных Богом (Быт 24:13; 26:29; 1 Цар 15:13). В НЗ слово eulogetos ("благословенный") применяется только к Богу Отцу и к Христу (Лк 1:68; 2 Кор 1:2; Еф 1:3). Когда речь идет о человеке или о государстве, всегда используются слова aseri и makarios. Первое из них указывает на благословение, имеющее мирской характер (3 Цар 10:8), на состояние, в к-ром обретается блаженство (Ис 56:2) и к-рое возникает как следствие милосердной благодати Божьей (Пс 31:12; 64:4; 93:12; 111:1). ВИЗ за немногими исключениями слово это почти всюду связано с духовным благом; довольно часто употребляются речения, близкие по форме заповедям блаженства (Мф 5:310) и содержащие елово eulogetos, что свидетельствует о важной роли, края уделена в учении Христа понятию блаженства (Мф 11:6:13:16; 16:17; Лк 11:28; 12:37; Ин 13:17).
Евр. слово Ьегакй обозначает действие, прямо противоположное проклятию, к-рое насылает Бог (Втор 23:5; 28:2; 33:23). Иногда этим словом характеризуется благо, к-рое ниспослано по Божией милости (Быт 28:4; 45:25; Исх 32:29). Соответствующее греч. слово eulogia обычно означает в НЗ спасительное благословение (Еф 1:3; 1 Пет 3:9); однако есть два исключения (Евр 6:7; 12:17). К-ром етого, слова Ьегака и eulogia могут означать исходящее от людей елово, а также какиенибудь материальные блага (Быт 27:12; 3536; 2 Пар 5:1; Иак 3:10; БытЗЗ:11; 1 Цар25:27; 2Кор9:5).
W.J Cameron andG.W. Knic.ht, III (пер. в. P.) Библиография: J.N. Oswalt, TWOT, 1,13233; ?. W. Beyer, !!)NT, II, 754 ff.; V. P. Hamilton, TWOT, 1, 8081; F. Hauck and G.Bertram, TDNT, IV, 36270: H.G. Link and U. Becker, N1DNTT, I, 206 ff.; A.C. Myers, ISBE (rev.), I, 52324; J. Jeremias, The Eucharist Words of Jesus: D. Daubc, Studies in Bihlii al Law.
См. также: Благословение.