часто понимается как тождественное добродеянию) - действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Иногда понятию «Б » придается общесоциальный, а понятию «добродеяние» - специфически моральный смысл (по аналогии с понятиями «благо» и «добро»). В этом случае под Б. понимается действие (обычно намеренное), объективный результат, последствия к-рого отвечают интересам людей, полезны для об-ва. Под добродеянием же понимается поступок, отвечающий требованиям нравственности и совершенный сознательно по моральным мотивам (во имя высоких идеалов, интересов человека или об-ва). В буржуазной этике эти понятия часто противопоставлялись, марксистская этика рассматривает их в диалектическом единстве (Бенефициарий, Консеквенциальная этика, Моральной доброты теория). В обыденном языке термины «Б.» и «добродеяние» в настоящее время употребляются редко, гл. обр. в ироническом смысле.
БЛАГОДЕЯНИЕ
БЛАГОДЕЯНИЕ
Источник: Словарь по этике
БЛАГОДЕЯНИЕ
(то же, что добродеяние) — действие, направленное на благо другого, других, группы. Как особый тип действия и человеческих отношений Б. генетически восходит к отношениям взаимопользования и обмена. Критическое осмысление Б. в античности и происходит в сопоставлении с этими отношениями и в последовательном отличении от этих отношений. Демокрит специально указывал на бескорыстность Б.; Аристотель, отличая Б. от услуги, одолжения, помощи, — на то, что Б. оказывается ради блага самого по себе тех, на кого оно направлено. Рассматривая проблему Б. непосредственно в связи с дружбой, Аристотель в разных выражениях подчеркивает, что Б. «оказывают преимущественно друзьям» и принимать Б. правильно именно от друга, а от других, творящих добро не ради самого добра, — ошибочно.
В отношениях с друзьями нужно стремиться оказывать, а не принимать Б.
В то же время долг Б., по Аристотелю, безусловно подчинен долгу благодарности.
В трактате «О благодеяниях» (63—65 гг. н.э.) Сенека развивает темы, обсуждавшиеся в классической античности: Б. бескорыстно, оно совершается ради другого, а не ради честолюбия дающего и независимо от того, встречает ли оно благодарность и ответные услуги или нет, иначе следует говорить не о Б., а долге или ссуде. Хотя Б. и заключается в оказании помощи и радении о благе другого, суть его нематериальна, ибо оно ценно не количеством, но особым расположением духа дающего, так что «ласковая рука» ценнее «руки полной». Говоря о характере Б., Сенека указывает, что прежде следует оказывать необходимые Б., затем — полезные, потом — приятные. Б., по Сенеке, не непременно должно осуществляться в благотворительности, но также в милостивости, щедрости, деятельном великодушии. Б. следует оказывать, учитывая конкретные интересы человека и окружающих его людей. На это указывал Цицерон (De offic. I,XIV—XV), подчеркивая, что, совершая Б., следует помнить о том, что и доброта, оказанная неуместно, несообразно или неуклюже, может вредить человеку. Б. одним не должно совершаться за счет других; в частности, Б. не должно превышать возможностей благодетеля, чтобы не нарушались тем самым права его ближайших родственников (позже на это обстоятельство обратил внимание и И.Кант: благодетельствование других не должно приводить к тому, чтобы сам благодетель объективно становился необходимым объектом Б.). По сравнению с Аристотелем адресат Б. Сенекой и Цицероном существенно расширяется. Б. следует оказывать как тем, про к-рых точно известно, что они будут благодарны, так и тем, на благодарность со стороны к-рых надеяться не приходится. Эта мысль, свидетельствующая о существенном расширении горизонта морального мышления поздней античности, почти повторяет наставление Лао-цзы: добро следует делать как добрым, так и недобрым, тем самым воспитывая добродетель в других и осуществляя свое дао (Дао дэ цзин, 49). Но «делать добро всем» не значит всем без разбора.
В Б. нужен порядок: при всей благожелательности Б. не должно быть расточительным. Б. должно укреплять союз между людьми, и потому благодетельствовать нужно прежде всего более близким. Об этом же говорит и ап. Павел: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10), - при том, что в христианстве принципиально утверждается универсальная направленность Б. (см. Агапэ, Заповедь любви, Милосердие). Приоритет близким в требовании Б. менее всего следует рассматривать как выражение корпоративности. Благотворение близким редко обсуждается в качестве моральной максимы, поскольку подразумевается, что указание «как самого себя» в заповеди любви предполагает и близких; однако помощь ближним не должна препятствовать исполнению наших обязательств перед близкими.
В христианской этике Б. рассматривается как непосредственное воплощение милосердной любви и, более того, ее условие. Христианская любовь деятельна; это значит как то, что она выражается в живом чувстве и практическом деянии, так и то, что ее действительность в конкретном человеке предопределена его способностью к Б. На это указывал Кант: требование любви к ближнему не предполагает, что прежде надо полюбить его, а затем сделать ему добро; наоборот, начинать надо с Б., к-рое и пробуждает человеколюбие - как «навык склонности к благодеянию вообще». О том же говорит Ф.М.Достоевский устами старца Зосимы («Братья Карамазовы» II,IV). Однако совет начинать с добродеяния хорош при условии, что само доброе дело совершается ради тех, в отношении кого оно предпринимается. Как показывает нравственная практика, добро нередко делается не «по идеалу» и не ради другого человека, а из эгоизма. Таково т.н. мнимое Б. Согласно скептической или (более или менее) нигилистической традиции в истории мысли, любое Б., сколь бы самоотверженным оно ни выглядело, в своих глубинных мотивах эгоистично (или разумно-эгоистично), т.е. мнимо (софисты, Б.Мандевиль, П.А.Гольбах, М.Штирнер, Ф.Ницше). Мнимое Б., несомненно, реально, но как особый (девиантный) случай Б. как такового. Разновидности мнимого, или девиантного, Б. поддаются следующей типологизации: а) апробативное Б., совершаемое в надежде на одобрение и благодарность других; б) разумно-эгоистическое Б., при к-ром содействие благу другого является средством достижения собственного блага деятеля; в) эгоистическое (корыстное) Б., главная цель к-рого — явное или скрытое удовлетворение потребностей самого «благотворителя»; г) «идеалистическое» Б., мотив которого - исполнение долга (ради долга), идеала (ради идеала) или из благородного порыва; при этом тот, кому оказывается помощь, не принимается благотворителем в расчет; д) патерналистское Б., совершаемое с целью завоевать сердце и волю того, кому оно оказывается; Б. т.о. оказывается всего лишь инструментом властвования, подавления. Действительные этические и прагматические трудности Б. возникают в особенных ситуациях отношения к падшим и тем более преступившим законы права и человечности. Психологические трудности человеческих отношений по поводу Б. связаны с тем, что Б. может восприниматься, в особенности благодетельствуемым, как то, что провоцирует и закрепляет неравенство между людьми.
В современной мысли проблема Б. сместилась в область психологии (в частности, социальной психологии) и обсуждается в рамках более общей темы помогающего поведения (ср. Щедрость). Лит.-.Аристотель. Никомаховаэтика [1155-1169] //Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Кант И. Метафизика нравов//Кант И. Соч. в 6т. Т. 4(2). М.: Мысль, 1965. С. 336-337; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М.: Республика, 1995; Цицерон М.Т. Об обязанностях [I, XIV-XV] // Цицерон М.Т.. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. Р. Г. Апресян
В отношениях с друзьями нужно стремиться оказывать, а не принимать Б.
В то же время долг Б., по Аристотелю, безусловно подчинен долгу благодарности.
В трактате «О благодеяниях» (63—65 гг. н.э.) Сенека развивает темы, обсуждавшиеся в классической античности: Б. бескорыстно, оно совершается ради другого, а не ради честолюбия дающего и независимо от того, встречает ли оно благодарность и ответные услуги или нет, иначе следует говорить не о Б., а долге или ссуде. Хотя Б. и заключается в оказании помощи и радении о благе другого, суть его нематериальна, ибо оно ценно не количеством, но особым расположением духа дающего, так что «ласковая рука» ценнее «руки полной». Говоря о характере Б., Сенека указывает, что прежде следует оказывать необходимые Б., затем — полезные, потом — приятные. Б., по Сенеке, не непременно должно осуществляться в благотворительности, но также в милостивости, щедрости, деятельном великодушии. Б. следует оказывать, учитывая конкретные интересы человека и окружающих его людей. На это указывал Цицерон (De offic. I,XIV—XV), подчеркивая, что, совершая Б., следует помнить о том, что и доброта, оказанная неуместно, несообразно или неуклюже, может вредить человеку. Б. одним не должно совершаться за счет других; в частности, Б. не должно превышать возможностей благодетеля, чтобы не нарушались тем самым права его ближайших родственников (позже на это обстоятельство обратил внимание и И.Кант: благодетельствование других не должно приводить к тому, чтобы сам благодетель объективно становился необходимым объектом Б.). По сравнению с Аристотелем адресат Б. Сенекой и Цицероном существенно расширяется. Б. следует оказывать как тем, про к-рых точно известно, что они будут благодарны, так и тем, на благодарность со стороны к-рых надеяться не приходится. Эта мысль, свидетельствующая о существенном расширении горизонта морального мышления поздней античности, почти повторяет наставление Лао-цзы: добро следует делать как добрым, так и недобрым, тем самым воспитывая добродетель в других и осуществляя свое дао (Дао дэ цзин, 49). Но «делать добро всем» не значит всем без разбора.
В Б. нужен порядок: при всей благожелательности Б. не должно быть расточительным. Б. должно укреплять союз между людьми, и потому благодетельствовать нужно прежде всего более близким. Об этом же говорит и ап. Павел: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10), - при том, что в христианстве принципиально утверждается универсальная направленность Б. (см. Агапэ, Заповедь любви, Милосердие). Приоритет близким в требовании Б. менее всего следует рассматривать как выражение корпоративности. Благотворение близким редко обсуждается в качестве моральной максимы, поскольку подразумевается, что указание «как самого себя» в заповеди любви предполагает и близких; однако помощь ближним не должна препятствовать исполнению наших обязательств перед близкими.
В христианской этике Б. рассматривается как непосредственное воплощение милосердной любви и, более того, ее условие. Христианская любовь деятельна; это значит как то, что она выражается в живом чувстве и практическом деянии, так и то, что ее действительность в конкретном человеке предопределена его способностью к Б. На это указывал Кант: требование любви к ближнему не предполагает, что прежде надо полюбить его, а затем сделать ему добро; наоборот, начинать надо с Б., к-рое и пробуждает человеколюбие - как «навык склонности к благодеянию вообще». О том же говорит Ф.М.Достоевский устами старца Зосимы («Братья Карамазовы» II,IV). Однако совет начинать с добродеяния хорош при условии, что само доброе дело совершается ради тех, в отношении кого оно предпринимается. Как показывает нравственная практика, добро нередко делается не «по идеалу» и не ради другого человека, а из эгоизма. Таково т.н. мнимое Б. Согласно скептической или (более или менее) нигилистической традиции в истории мысли, любое Б., сколь бы самоотверженным оно ни выглядело, в своих глубинных мотивах эгоистично (или разумно-эгоистично), т.е. мнимо (софисты, Б.Мандевиль, П.А.Гольбах, М.Штирнер, Ф.Ницше). Мнимое Б., несомненно, реально, но как особый (девиантный) случай Б. как такового. Разновидности мнимого, или девиантного, Б. поддаются следующей типологизации: а) апробативное Б., совершаемое в надежде на одобрение и благодарность других; б) разумно-эгоистическое Б., при к-ром содействие благу другого является средством достижения собственного блага деятеля; в) эгоистическое (корыстное) Б., главная цель к-рого — явное или скрытое удовлетворение потребностей самого «благотворителя»; г) «идеалистическое» Б., мотив которого - исполнение долга (ради долга), идеала (ради идеала) или из благородного порыва; при этом тот, кому оказывается помощь, не принимается благотворителем в расчет; д) патерналистское Б., совершаемое с целью завоевать сердце и волю того, кому оно оказывается; Б. т.о. оказывается всего лишь инструментом властвования, подавления. Действительные этические и прагматические трудности Б. возникают в особенных ситуациях отношения к падшим и тем более преступившим законы права и человечности. Психологические трудности человеческих отношений по поводу Б. связаны с тем, что Б. может восприниматься, в особенности благодетельствуемым, как то, что провоцирует и закрепляет неравенство между людьми.
В современной мысли проблема Б. сместилась в область психологии (в частности, социальной психологии) и обсуждается в рамках более общей темы помогающего поведения (ср. Щедрость). Лит.-.Аристотель. Никомаховаэтика [1155-1169] //Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Кант И. Метафизика нравов//Кант И. Соч. в 6т. Т. 4(2). М.: Мысль, 1965. С. 336-337; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М.: Республика, 1995; Цицерон М.Т. Об обязанностях [I, XIV-XV] // Цицерон М.Т.. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. Р. Г. Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001