Санскр.) Одно из названий Сурьи, Солнца, означающее
"жизне-датель" и "свето-создатель".
БХАСКАРА
БХАСКАРА
Источник: Теософский словарь
БХАСКАРА
Bhaskara) (8 в.) — представитель школы веданта, сторонник доктрины бхеда-абхеда (тожцества-иразличия). Его основное произведение — Комментарий на «Брахма-сутры»—явилось одним из первых полемических выступлений против адвайта-веданты и во многом предвосхитило критическую аргументацию вишнуитского направления веданты (Рамануджа, Валлабха, Мадхва и др.). Согласно Бхаскаре, Брахман, составляющий «материальную» и «действующую» причину мира, реально развертывается в мир благодаря своим внутренним потенциям (шакти): посредством «бхогья-шакти» он превращается в объекты, а посредством «бхокгри-шакти» — в отдельные души. Вместе с тем Брахман не исчерпывается этой трансформацией, его сущность остается трансцендентной миру и не затронутой изменениями. В своей трансцендентной ипостаси это «лишенный формы» Брахман; вместе с тем он вечен, всеведущ и всемогущ, т. к. это основные, неотъемлемые качества, составляющие его природу. Душа по своей сущности тождественна Брахману, однако, в отличие от адвайты, она рассматривается лишь как его часть, является действующим и познающим субъектом и атомарна по размеру. Состояние перерождения и связанные с этим страдания обусловлены неведением (авидьей) — заблуждением самой души, из-за которого она не может вернуться к Брахману. Бхаскара активно выступал против отождествления авидьи с майей, считая концепцию майи у Шанкары близкой по духу буддийским воззрениям. В системе Бхаскары различаются два вида знания: «джняна»— объектное знание, возникающее в результате активности органов чувств, и «чайтанья» — вечное самосознание, направленное на Amмая. В отличие от адвайты и санкхьи, достижение высшего знания здесь не считается тождественным освобождению, а объектное знание рассматривается не как искаженная, неполная форма высшего знания, но как совершенно иной способ познания. По Бхаскаре, для достижения освобождения, т. е. реализации тождества души с Брахманом, необходима страстная привязанность (para) души к Богу, находящая выражение в ритуальном почитании (самадхарана) и преданности (бхакти), причем, в отличие от позднейших ведантистов вишнуитского направления, Бхаскара трактует бхакти не как любовь, но как постоянную медитацию (дхьяна) на трансцендентную сущность Брахмана. Считая ведийские предписания обязательными для человека, Бхаскара выступал против представления Шанкары о том, что они составляют лишь одно из предварительных условий освобождения, а также против концепции «освобождения при жизни» (дживанмукти).
Соч.: Brahmasutra with a Conmientaty by Bhaskaiacharya, ed. by
VindhyeSvari Prasada Dvivedin. Benares, 1915.
Лит.: Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, v. 3. Cambr., 1925; Ruping K. Studien zur Fruhgeschichte der Vedanta-Philosophie, Tl. l. Philologische Untersuchungen zu den Brahmasutra-Kommentaren des Saokara und des Bhaskara. Wiesbaden, 1977.
H. В. Исаева
Соч.: Brahmasutra with a Conmientaty by Bhaskaiacharya, ed. by
VindhyeSvari Prasada Dvivedin. Benares, 1915.
Лит.: Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, v. 3. Cambr., 1925; Ruping K. Studien zur Fruhgeschichte der Vedanta-Philosophie, Tl. l. Philologische Untersuchungen zu den Brahmasutra-Kommentaren des Saokara und des Bhaskara. Wiesbaden, 1977.
H. В. Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия