БЭКОН Роджер

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЭКОН Роджер
см. РОДЖЕР БЭКОН

Источник: Новейший философский словарь

БЭКОН РОДЖЕР

ок. 1214-1292 — англ. философ и естествоиспытатель. Был монахом-брвнцисканцем. Выступал против схо-ластич. умствования и слепого почитания церк. авторитетов. Основу познания видел в опыте; целью развития науки считал овладение силами природы. Критиковал феод. порядки, невежество духовенства, предлагал развивать светское образование. Церк. властями был отстранен от преподавания в Оксфорде, пробыл ок. 14 лет в монастырской тюрьме.

Источник: Атеистический словарь

Роджер Бэкон
1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. Современники называли его «удивительным доктором». Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Наиболее известное произведение «Большой труд». За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Сторонник отделения теологии от светских наук. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Призывал ученых, перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

РОДЖЕР БЭКОН
Широко известный францисканский монах, живший в
тринадцатом веке в Англии. Он был алхимиком, твердо верившим в
существование Философского Камня, выдающимся механиком, химиком,
физиком и астрологом. В своем трактате "Удивительная Сила
Искусства и Природы" он намекает на черный порох и предсказывает
использование пара как движущей силы, кроме того, он описывает
гидравлический пресс водолазный колокол и калейдоскоп. Он также
изготовил знаменитую медную голову, оснащенную акустическим
аппаратом, которая вещала прорицания.

Источник: Теософский словарь

БЭКОН Роджер
Францисканский монах, известный как адепт Алхимии и
Магических Искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в
философский камень так, как верят в него все адепты Оккультизма,
а в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой
головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат,
казалось произносила предсказания, что было словами,
произносимыми им самим в другой комнате. Он был замечательным
физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он
говорил, что узнал этот секрет от "Азиатских (Китайских)
мудрецов".

Источник: Теософский словарь

БЭКОН РОДЖЕР

английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Церкви его тезисы показались подозрительными, и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). Один из самых образованных умов своего времени, он первый заметил ошибку в латинском календаре. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов.

Источник: Философский словарь

БЭКОН Роджер
(Bacon, 1214 - 1294) - англ. философ, один из крупных естествоиспытателей средневековья, математик и алхимик, занимавшийся поисками «филос. камня». Осн. работы Б. - «Большой труд», «Малый труд», «Третий труд» (на лат. яз.). За свои филос. и антиклерик. убеждения 14 л. провел в тюрьме. В., не отрицая богословия, что было естественно по условиям того времени, пытался отделить от него философию, превращенную схоластами в «служанку богословия», призывал развивать светскую культуру и науку, изучать не богосл. авторитеты, а вещи и процессы реального мира, природы, пропагандировал опыт, эксперимент. Его взгляды и деятельность нанесли сильный удар религ. ортодоксии, способствовали прогрессу ср.-век. науки и росту скептицизма в отношении веры.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БЭКОН Роджер
(ок. 1214—2) —англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Проф. Оксфордского ун-та, в 1257 г. отстранен от преподавания. В 1278 г. Б. был заточен в монастырскую тюрьму, провел в заключении 14 лет. Придавал большое значение математике и опыту — как внешн., чувственному, так и внутр., мистическому «озарению», объектом к-рого явл. Бог. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Целью всех наук считал увеличение власти над природой. Б. предвосхитил мн. позднейшие изобретения (очки, телескоп, подъемный кран, летательный аппарат и др.). Осн. соч.: «Большой труд» («Opus magnum»). Соч.: Введение к трактату Псевдоаристотеля «Тайная тайных» // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—IX вв. М., 1999. Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1986. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БЭКОН Роджер (ок. 1214—92)
англ. мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. За свои взгляды Б. был в 1277 отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те и по приказу церковных властей заточен в монастырскую тюрьму. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. Гл.соч.: “Большой труд” (Opus n-iajus, 1266—68).

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЭКОН Роджер
ок. 1214, Илчестер - 11.6.1294, Оксфорд), ср.-век. англ. философ и естествоиспытатель, францисканец. В 1257 был отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те; его учение было осуждено главой ордена францисканцев. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами, и схоластич. умозрение, В. призывал к опытному изучению природы, к разработке оптики, механики («практич. геометрии»), астрономии. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Схоластич. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний - мистич. «озарение», объект к-рого бог, и внешний - чувств, знание, открывающее тайны природы. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. и технич. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др.).

Источник: Советский философский словарь

БЭКОН (Bacon) Роджер
род ок. 1214, Ильчестер - ум. 11 нояб. 1294, Оксфорд) - англ, философ и естествоиспытатель; "Doctor mirabilis" (см. Доктор), противник клерикализма, в результате интриг клерикалов в 1278 был заключен в тюрьму. Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т.е. философии); опыт, эксперимент и математику он считал краеугольными камнями всего здания науки. Призывал ученых своего времени перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов; высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха); т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т.п.). Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. Осн. произв. - "Opus maius".

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЭКОН РОДЖЕР
(1214—1294) — английский философ и естествоиспытатель. Выступил со смелой критикой догматизма и схоластики. Познанию, основанному на слепой вере в авторитеты, Б. противопоставил научное знание, опирающееся на опыт и эксперимент, и высоко оценивал роль разума в познании. Назначение наук Б. видел в том, чтобы служить практике, раскрывать пути и способы преобразования природы. Стремясь обосновать независимость науки от религиозных догм, Б. ввел понятие внутреннего и внешнего опыта. Первый — это мистическое откровение, посредством которого человек познает Бога. Второй дает знание о природных объектах и их свойствах. Этот вид эксперимента лежит в основе естественных наук. Таким образом, Б. одним из первых разделил веру и знание, провозгласив автономный характер науки и ее право на получение истины собственными, присущими ей методами. В XIII в. провозглашение двойственности истины было весьма смелым актом, за что философ поплатился длительным заключением в монастырской тюрьме. Помимо занятий философией, естествознанием и математикой Б. увлекался конструированием различных технических устройств. Ему принадлежат, в частности, проекты летательных аппаратов и телескопа. В историю науки Б. вошел как мыслитель, намного опередивший воззрения своих современников, который с полным основанием может считаться предшественником философии Нового времени.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

БЭКОН Роджер
английский философ и естествоиспытатель; р. ок. 1214 (Илчестер) — ум. 11.6.1294 (Оксфорд); «Doctor mirabilis» («удивительный доктор»), противник клерикализма, в результате интриг клерикалов в 1278 был заключен в тюрьму. Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. философии); опыт, эксперимент и математику он считал краеугольными камнями всего здания науки. Он призывал ученых своего времени перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от диалектики (споров) к опыту, от книг к природе, истинно великими философами он считал Аристотеля, Авиценну и Аверроэса. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических инструментов; высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, создание выпуклых стекол и пороха); таким образом, можно признать его первым естествоиспытателем средневековья. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. д.). Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. Осн. соч.: Opus maius (изд. Брайджеса, Оксфорд, 1897).
К. Werner. Die Psychologie, Erkenntnisu. Wissenschaftslehre des R. B., 1879 (Repr. 1966); S. C. Easton. R. and His Search for a Universal Science, Oxford; New York, 1952 (Repr. 1971); E. Westacott. R. B., London, 1953; E. Heck. R. B., 1957; G. Wieland. Ethik u. Metaphysik. Bemerkungen zur Moralphilos. R. B.s, in: J. Möller, H. Kohlenberger (Hgg.). Virtus politica, 1974; M. HuberLegnani. R. B. — Lehrer der Anschaulichkeit, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БЭКОН РОДЖЕР
1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах. Получив образование в Оксфорде, он шесть лет провел в Париже, но неудовлетворенный вернулся в Оксфорд, где занялся научной педагогической деятельностью. Его главный труд  «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество; наука – дочь всего человечества.  Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Он разработал программу  практического  назначения  знаний,  которое  улучшит  человеку  жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств; б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). Опыт бывает внешний и внутренний. Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным.  Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике.Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет  собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. Он также угадал принцип магнетизма. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов.  Р.Бэкон писал,  что  при  помощи  одного  ума  можно  «сконструировать  навигационные средства без гребцов так, что огромные корабли поведет один рулевой со скоростью выше той, которую могут развить сотни  гребцов. Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей... машины, чтобы летать, небольшой по размерам инструмент, который будет поднимать бесконечные тяжести... устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей... способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела».

Источник: Философия науки и техники: словарь

РОДЖЕР БЭКОН (Roger Bacon) (около 1214-после 1294)
философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: "Большое сочинение" ("Opus Majus"), "Малое сочинение" ("Opus Minus"), "Третье сочинение" ("Opus Tertium"), "Компендий философии" ("Compendium Studii Philosophiae") и др. Р.Б. полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание. Уделяя большое внимание "опытной науке" как "владычице умозрительных наук", Р.Б. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р.Б. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Математика как "естественная" логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им "школьной" - схоластической - логике, которую он отождествляет с грамматикой. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. Р.Б. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р.Б. в духе мистического озарения у Августина; и праопыт, которым бог наделил "святых Отцов" Церкви. Познание не мыслится Р.Б. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества Р.Б. видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях Р.Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р.Б. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что "священники знания" - теологи - должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии; выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Р.Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об "опытной науке", достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
А.Р. Усманова

Источник: Новейший философский словарь

БЭКОН Роджер
Bacon), (р. ок. 1214 – ум. ок. 1292) – англ. философ и естествоиспытатель. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Состоял в Францисканском ордене. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл "главным" ("Opus principale"), остался неосуществленным. Подготовит. работами к нему являются "Большой труд" ("Opus majus", изд. 1733), "Второй труд" ("Opus secundum"), или "Меньший труд" ("Opus minus"), и "Третий труд" ("Opus tertium"), написанные в 60-х гг. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. В соответствии с этим, неудовлетворенный понятием алхимиков о единой "первичной материи", лишенной качеств, Б. выдвинул мысль о качественно различных элементах, комбинация к-рых и образует конкретные вещи. В то же время Б. отрицал атомистич. учение о пустоте и неделимости атомов. Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний – мистич. "озарение" – и внешний). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Б. предугадал большое значение математики, без к-рой, по его мнению, не может существовать ни одна наука. Противопоставляя магии эксперимент. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т.п.), о чем выразительно писал в "Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" ("Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae", изд. 1618). Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштедта; возмущался теми студентами Парижского ун-та, к-рые думали, что Фома Аквинский "знает все" и что "все вопросы разрешены в его сочинениях". Нападал на невежество и порочность духовенства, обличал феодальные притеснения, строил проект утопич. сословной республики, в к-рой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Соч.: Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1–3, Oxf., 1897–1900; Opera hactenus inedita, fasc. 1–16, Oxf., 1909–40. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacon´s life and works, Oxf., 1914; Carton R., L´exp?rience physique chez Roger Bacon, P., 1924; ?aston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель). В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЭКОН Роджер
(ок. 1214–1242) – английский философ, «удивительный доктор», представитель средневековой схоластики, монах-францисканец, сторонник умеренного реализма. Известен необычной для средневековой философии приверженностью к опытному знанию. Основные труды: «Большой опус», «Меньший опус», «Третий опус», «Компендий философии», «Компендий теологии». Б. высказал множество идей практической направленности; по некоторым данным, ему удалось изобрести порох. Он выдвигал идеи создания судов без гребцов, колесниц, передвигающихся без коней, летательных аппаратов, подводных лодок. Писал Б. и о практическом использовании солнечной энергии.
Вопрос об универсалиях Б. решает, следуя своему учителю Аверроэсу (Ибн Рушду ): «духовные вещи познаются через телесные следствия, и Творец – через творение». Общее, универсалии как родовые и видовые сущности укоренены в единичных вещах: познавая единичность опыта, мы сразу же познаем и общее, присущее данному классу вещей.
Б. резко критиковал умозрительность средневековой философии, стремился к аристотелевскому энциклопедизму. Опытная наука, считал Б., – владычица умозрительных наук. Ему приписывается знаменитый афоризм «знание – сила». Б., видимо, первым ввел в научный обиход понятие «опытная наука» (scientia experimentalis). Вера в авторитет должна опираться на рассуждение, рассуждение – обращаться к опыту. Место ничем не обоснованных рассуждений должна занять «натуральная философия». Б., знакомый с сочинениями Аристотеля, не ставил логику достаточно высоко. Пальму первенства он отдавал математике, которую считал врожденной человеческому уму. Даже занятия математикой, не сопровождаемые опытными иллюстрациями, не приносят должного удовлетворения.
О бестелесных вещах мы можем судить только по их проявлениям в мире, по их «следствиям». Однако, если основой жизни и познания является опыт, для возвышенной области духовных «предметов» просто не остается места. Нет места Богу, «сущности бытия», «сущности человека», следовательно, нет места и «сущности» добра, любви, справедливости. Понимая опасность, которая грозит религиозно-этическим истинам со стороны концепции универсального опытного основания нашей жизни, Б. говорит о существовании особого «внутреннего опыта», «божественного вдохновения» в постижении духовных предметов, без которых нельзя окончательно решить и вопросы, относящиеся к сфере телесного, чувственного мира.
Можно выделить в сочинениях Б. еще один вид опыта – «праопыт», опыт святых отцов и пророков. Бог открыл им истину в особом мистическом переживании, озарении. Греческие философы позаимствовали у них лишь часть истин. Истина в полном объеме недоступна человеку; Бог специально смешал истину с ложью, чтобы человек с помощью опыта разделил их. Исследователи видят в этих идеях Б. следы влияния еврейских мыслителей того времени.
Б. выдвинул и своеобразную, достаточно радикальную социальную доктрину. Современное общество находится в состоянии кризиса, возможно скорое пришествие Антихриста. Прежде всего необходимо вернуть первоначальный смысл Священному писанию, изменить жизнь церкви, отошедшей от идеалов первоначального христианства. Будущее общество – создание всемирного государства на христианской основе и на эмпирическом базисе опытных наук. Новое общество должно быть строго разделено на слои, сословия. Высшее сословие – клирики, духовные устроители общества, носители знания. Во главе стоит Папа Римский, а за ними следуют воины – защитники. Наследие Б. повлияло на складывание традиций английского эмпиризма.

Источник: Краткий философский словарь.

БЭКОН РОДЖЕР

ок. 1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Учился в Оксфорде у Роберта Гроссетеста и Адама из Марша до 1234, затем в Париже, где слушал Александра Гэльского, Альберта Великого, Гильома из Оверни. Преподавал в Париже, в 1252—57 в Оксфорде; о предмете преподавания можно судить по его комментариям к кн. I—IV аристотелевской «Физики», к кн. XI «Метафизики». Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье, или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания; в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу, интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то,что воспринял.
Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть, их полезнее бы сжечь. Знакомство с другими мирами помогает Бэкону вести небывало острую критику латинской Европы как всего лишь одной из культур, которая далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабского мира в изучении природы, особенно в деле изготовления математических и астрономических инструментов, погрязла в губительном для философии пустословии парижских профессоров, в бесполезном многословии проповедников, физически вырождается из-за упадка практической медицины.
База познания—математика. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе»; к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Его работы о луче и спектре разложения света занимают заметное место в истории средневековой оптики, тогда как в других науках он пользуется преимущественно достижениями своей эпохи. Правда, и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Вслед за Робертом Гроссетестом он развивает неоплатонически-августиновскую метафизику света как первовещества вселенной. Все в ней познается через перспективу, ибо «все воздействия совершаются посредством размножения (излучения) видов и энергий действующими силами нашего мира в воспринимающей материи». «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Последней у Бэкона не уступает по важности алхимия — как теоретическая, трактующая о началах веществ, так и практическая, изготовляющая драгоценные металлы, краски и т. п. лучше природы.
Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis), имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Она противостоит у него магии и призвана превзойти последнюю в чудотворстве, полагаясь не на волшебство, а на искусство и исследование «бесчисленного множества вещей, обладающих исключительными энергиями, свойства которых нам неведомы единственно из-за нашей лени и небрежности в разысканиях». Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Среди ожидаемых достижений истинного экспериментатора Бэкон называет зажигательное зеркало, попаляющее без огня на любом расстоянии военные лагеря монголов и сарацин; летательные, подводно-плавательные устройства; вещества-накопители света; препараты для продления человеческой жизни до сотен лет; подробные карты небесных движений, позволяющие вычислять все прошлые и будущие события; искусственные драгоценные металлы в любых количествах; наконец, рукотворные чудеса, способные убедить иноверных в превосходстве христиан над миссионерами других религий.
Царственная экспериментальная наука остается, однако, все еще спекулятивной в сравнении с подлинно высшей и единственно практической моральной философией. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Глубины знания откроются только христианам, и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.
Продолжателем науки Бэкона можно считать Леонардо да Винчи с его недоверием к отвлеченной науке, ориентацией на практическое изобретательство. К позициям Р. Бэкона близки Ф. Бэкон с его эмпирической наукой, Декарт с его математизацией знания. К «магической» тематике Бэкона обращались естествоиспытатели 16 в., искавшие естественных путей к чудесам алхимии. В наши дни Бэконпредмет оживленной философской дискуссии в связи с проблемами новоеврейской науки.
Соч.: The opus malus, transi, by R. B. Burke, vol. 1—2. Phil., 1928; Opus maius, vol. I-III, ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897-1900, repr. Fr./M., 1964; Opus maius, рак VI: Scientia experimentalis. Columbia, 1988; Opens maioris pars VII: Moralis philosophia, ed. E. Massa. Z., 1953; Opera hactenus inedita, ed. R. Steele, P. M. Delonne, fasc. 1— 16. Oxf., 1905—40; Compendium studii theologiae, ed. H. Rashdall. Aberdeen, 1911, repr. Farnborough, 1966; An inedited part ofRoger Bacons Opus maius: De signis, ed. Nielsen L. Fredborg and J. PinbOlg.—«TradiuO», 1978, vol. 34, p. 75—136; в рус. пер.: АН тология мировой философии, т. 1, ч. 2. M., 1969.
Лит.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. M., 1987; KeyserC. J. Roger Bacon. Amst., 1938; Crmley T. Roger Bacon. Louvain—Dublin, 1950; Boston S. C. Roger Bacon and his search for a universal science. Oxf„ 1952; Alessio F. Mito e scienca in Rugger Bacone. Mil., 1957; Heck E. Roger Bacon. Ein mittelalterlicher Versuch einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn, 1957; Beruhe C. De la philosophie a la sagesse chez saint Bonaventure et Roger Bacon. Roma, 1976; LirlOfa M. La infmitud de la materia segun Roger Bacon.—«Revista filosodca Mexicana», 1984, vol. 17, n. 49, p. 115-134.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия