БАНДХА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАНДХА
Санскр.) Зависимость; жизнь на этой земле, - от того же
корня, что и Баддха.

Источник: Теософский словарь

БАНДХА
санскр. bandha—закабаление)—четвертая из семи категорий джайнской философии, означающая результат инфильтрации кармической материи в дживу, благодаря которой у дживы, действующей в симбиозе с соответствующим психофизическим организмом, теряются се изначальные свойства. По «Таттвартхадхигама-сутре» непосредственные причины бандхи —ложные воззрения, нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность и активность (VIII. 1). В связи с этим различаются 5 «реализованных» карм, препятствующих познанию, 9 препятствующих «воззрению», 2 кармы чувственного, 28 «искажающих» карм, 4 кармы продолжительности жизни, 42 кармы «свойств», 2 кармы семьи, 5 карм, задерживающих действие (МП. 6—14). Задача джайнского адептавозвращение души через избавление от бандхи к ее исходному состоянию. В комментариях к «Санкхья-карике» 44 различаются три вида бандхи: у тех, кто принимает за Пурушу, соответственно, Пракрита, ее эманаты и надеются на накопленные «обрядовые заслуги».
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

БАНДХА
(санскр. bandha — узы, закабаление) — обозначение в ряде традиций инд. мысли порабощенности индивида результатами действия закона кармы и пребыванием в мире сансары. Б. как привязанность индивида объектами внешнего мира получила частично обозначение уже в Упанишадах, напр., в образе «узлов», связующих сердце и тождественных основным, глубинным аффектам (Катха-упанишада VI. 15; ср. Мундака-упанишада II. 1.10, 2.9, III.2.9). Ближайший аналог этих «узлов» в философской лит-ре — клеши. Б. - четвертая из семи категорий джайнской философии, означающая результат инфильтрации кармической материи в душу-дживу, благодаря к-рой у нее, действующей в симбиозе с соответствующим психофизическим организмом, теряются изначальные свойства. По «Таттвартхадхигама-сутре», непосредственные причины Б. — ложные воззрения, нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность и активность (VIII. 1).
В связи с этим различаются пять «реализованных» карм, препятствующих познанию, девять — препятствующих «воззрению», две кармы чувственного, 28 «искажающих» карм, четыре кармы продолжительности жизни, 42 кармы «свойств», две кармы семьи, пять карм, задерживающих действие. Задача джайнского адепта — возвращение души через избавление от Б. к ее исходному состоянию.
В «Ньяя-сутрах» Б. рассматривается как сама сущность страдания (духкха), а в комментарии Ватсьяяны к той же сутре оно отождествляется с болью (pida) и мучением (tapa), к-рыми «пропитано» тело и весь психофизический агрегат индивида в целом; именно поэтому его существование неотделимо от страдания.
В комментариях к «Санкхья-карике» различаются три вида Б.: у тех, кто, соответственно, принимает за Пурушу либо Пракрити, либо ее эманаты (санкхьяики даже калькулируют сроки «закабаления» в сансаре тех, кто «погружен умом» в соответствующие начала мира), либо надеется на накопленные «обрядовые заслуги». Т.о. Б. включает как неведение, так и стремление приобрести желаемые объекты и нынешнего, и будущего существования. Определенную аналогию содержат классификации «Йога-сутр», при к-рых неведение (главный «узел» сансарного существования) определяется как искаженное видение вечного, чистого, удовольствия и Атмана в том, что является, соответственно, невечным, нечистым, страданием и неАтманом. Согласно комментарию Вьясы, это неведение не есть просто отрицательная величина, но некая сущность, наделенная объективной реальностью. Лит.: Tripathi B.N. Indian View of Spiritual Bondage. \&ranasi: Aradhana Prakashan, 1987. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001