АВИДИА
АВИДИА
Санскр.) Противоположное Видиа. Знанию. Невежество,
которое исходит и порождается иллюзией Чувств, или Випарьяя.
которое исходит и порождается иллюзией Чувств, или Випарьяя.
Источник: Теософский словарь
Авидья
(от инд. «неведение») -употребляется для объяснения бесконечного цикла рождений и перерождений, связывающего человечество с колесом существования.
Источник: Новые религиозные движения.
АВЙДЬЯ
санскр.) - неведение, незнание, заблуждение, в части, незнание релит, учения. В буддизме — одна из гл. причин перерождений-страданий.
Источник: Атеистический словарь
АВИДЬЯ
санскр., букв. – неведение) – термин др.-инд. филос. системы веданта, обозначающий такую форму чувств, и логич. познания явлений, к-рая дает относит, эмпирич. истину (апара-видья). А. – "низшая мудрость", противостоит видье – "высшей мудрости", к-рая непосредственно познает субстанцию и дает человеку абс. истину (пара-видья). А., согласно веданте, не раскрывает истинной природы вещей; в этом смысле она есть "незнание". А. исчезает, когда наступает видья. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 517–21. См. также лит. при ст. Веданта. В. Бродов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АВИДЬЯ
санскр.), авиджя (пали) — невежество, синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, к-рые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или «колеса жизни» (бхавачакра). Оно - одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей, в буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, к-рые создают плохую карму. В. И. Kopнев
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АВИДЬЯ
(незнание) — состояние живого существа, находящегося в круговороте сансары. А. означает непонимание того, что индивидуальная бессмертная сознательная сущность (Атман) тождественна универсальному божественному началу (Брахман). Обычный человек неправильно считает, что его «я» — это тело, чувства, интеллект; такая внутренняя установка порождает у него привязанности к внешним вещам и вызывает его перевоплощения по законам кармы. А. может быть понята также как относительное знание, не способствующее духовному освобождению. Само освобождение связано с уничтожением А., простое же принятие к сведению тождества «я» и Брахмана не избавляет существо от сансары. А. исчезает только благодаря определенным духовным практикам. В кришнаизме А. в основном означает непонимание индивидуального «я» как частицы энергии Кришны.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
АВИДЬЯ
санскр.-отсутствие знания): – важнейшее понятие древней и современной индийской философии, означающее иллюзорные представления повседневного человеческого сознания о действительности; невежество обыденного ума, естественное проявление его принципиального несовершенства. В адвайтаведанте это субъективная сторона майи – объективной мировой иллюзии. Авидья представляет нам мир в виде множественного и дробного, наполненного индивидуальными конечными предметами, в то время как истинным является лишь целостный, единый и бесконечный Брахман – объективный дух, составляющий сущность бытия. Именно авидья порождает переживание индивидуального «я», которого на самом деле не существует. С «я», в свою очередь, связаны все человеческие привязанности, приносящие страдания, привязанность к собственной жизни, к другим людям и т.д. Авидья затемняет путь к Брахману, однако она не есть проявление неких «злых начал» и может быть устранена с помощью «видьи» – знания. «Видья» открывается человеку на пути самосовершенствования: отказа от иллюзии «я», от контроля над чувствами.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АВИДЬЯ
(санскр. avidya–, тиб. ma rig pa, неведение) — 1) безначальная сила жизни, обрекающая существ страдать и вновь рождаться в сансаре; 2) отсутствие непосредственного интуитивного видения подлинной реальности; 3) хаос человеческого сознания, препятствующий видению духовной цели Пути освобождения и заставляющий принимать недей ствительное за действительное, невечное за вечное, пустоту самосущего за самостоятельное, сущее за «я»; 4) незнание Четырёх Благородных истин, неумение применять их на Пути. В Махаяне и Ваджраяне под неведением понимается, прежде всего, незнание абсолютной истины, абсолютной реальности и пустоты (шуньята). А. — первое из двенадцати звеньев цепи взаимозависимого происхождения, свидетельствующее о том, что прошлая жизнь была проведена в незнании и хаосе, что и стало причиной (наряду с кармой) нового рождения. В этом смысле А. — это вся мотивирующая сфера сознания, которая движет нашими действиями, словами, мыслями, создавая карму. Поэтому А. — самое прочное ярмо (всего их 10) круговорота рождений особи, от которого освобождаются уже в самом конце духовного Пути только святые лица буддизма — архаты и бодхисаттвы 10-го уровня (бхуми).
АВИДЬЯ
сс. Неведение. Отсутствие истинного знания. Авидья рассматривается как несовершенство сознания. С ней связывают многие ложные представления, в том числе о собственном «я» как о стабильной субстанциальной душе, что в буддизме считается наиболее серьезным заблуждением (моха, мохи, випарьяя, бхрама), ошибкой (доша). Неведение побуждает человека совершать действия, имеющие тяжелые кармические последствия, приводящие к новым рождениям. Субъективная авидья присутствует в сознании индивида, корневая (мула-авидья) — в абсолюте (татхата). Причины сс. существования неизвестны. В абсолюте, которому присуще всезнание (сарваджнята), она образует космическую двоицу, парную оппозицию всеведение-неведение, что приводит к формированию в нем феноменального аспекта, разделению сансары и нирваны. Аффективную авидью (саммоха), вызывающую волнение, вспышки элементов бытия (дхарма), считают основным аффектом (клеша). Неаффективная (аклишта) авидья не влияет на проявление дхарм. Авидья — одна из основных оков (саньоджана), препятствующих освобождению, спасению не только индивида, но и всего человечества, мира в целом. Это причина проявления творческого аспекта абсолюта (алаявиджняна, татхагатагарбха). Присутствуя в абсолюте, она загрязняет его, но его присутствие в авидье побуждает человека стремиться к полному просветлению и освобождению. Преодолеть авидью и достичь чистого сознания (амала-виджняна), состояния абсолюта можно через духовную практику и постижение высших истин.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АВИДЬЯ
санскр., букв.- отсутствие знания), одно из осн. понятий др.-инд. философии (как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах), означающее исходное внутр. затемнение сознания, неведение и невежество, к-рое вынуждает считать реальным и подлинным то, что таковым не является. С помощью А., как и майи, - соответственно субъективного и объективного аспекта незнания - объясняется «двоемирие», т. е. наличие наряду с подлинным трансцендентным миром (мир .брахмана - целостный, единый и бесконечный) иллюзорного и неподлинного эмпирич. мира (раздробленного на части, множественного и конечного); в частности, А. порождает ложное чувство «Я», становящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разрывая связи с высшими ценностями действит. жизни, А. вынуждает человека цепляться за неподлинные ценности неподлинного мира. Двенадцатичленная цепь страдания, определяющая схему причинных зависимостей в буддизме (см. Пратитьясамутпада), начинается с А., к-рая обусловливает желание, приводящее к существованию, появлению чувств, эмоций, привязанностей и, следовательно, к рождению, становлению, старости и смерти. Для раннего буддизма А.- это прежде всего незнание подлинной природы «Я» и «четырех благородных истин»; в йоге Патанджали - одно из осн. препятствий на пути к сосредоточению и освобождению. В адвайта-веданте подчеркивается роль А. в смешении трансцендентного и эмпирич. миров и сокрытии путей к брахману. Вместе с тем А.- это не сознат. и целенаправленное злое начало, а скорее результат неминуемого несовершенства конечного сознания. Происхождение А. неизвестно. Она не реальна и не нереальна, природа ее не может быть определена логически (Шанкара, Рамануджа). А. поддается преодолению с помощью «видьи» - знания, в частности «разграничивающего» (характерно, что А. понимается как неспособность к разграничению видимого и реального). Контроль над чувствами, отказ от привязанностей, осознание неподлинности «Я» помогает устранить А. и познать истину. В нек-рых направлениях др.-инд. умозрения правильное познание считалось недостаточным условием устранения А. и освобождения: в джайнизме, напр., оно должно было сочетаться с правильной верой и правильным поведением. Разные филос. школы по-разному трактовали объем понятия А. и соотношение его с др. понятиями - вплоть до практич. отождествления А. с майей и пракрити.
Источник: Советский философский словарь
АВИДЬЯ
санкср. avidya, букв. отсутствие знания, неведение)—в индийской философии понятие, обозначающее незнание, составляющее причину, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омраченность сознания, которая препятствует постижению сущности бытия. В Упанишадах авидья противопоставлена Амману в оппозиции «незнание—знание», «неполное, искаженное знание — абсолютное знание, раскрывающееся в освобождении». При этом предполагается, что авидья представляет собой знание множественное, тогда как высшее знание (видья), тождественное Атману, выступает единой и цельной реальностью, в которой более не различаются субъект, объект и сам акт постижения. Раздробленная авидья как бы отражает Многообразие вселенной и соответствует ему; поскольку с прекращением авидьи становится недействительным весь эмпирический мир, она часто рассматривается также как онтологическая основа или вместилище этого мира, равно как и относящихся к нему конкретных психических свойств живых существ. В этом смысле авидья может выступать и как определенная сфера существования, исчезающая после достижения освобождения (мокша); эта сфера подчинена действию кармы и включает все объекты, определяющие собой деятельный и познавательный опыт человека, в т. ч. и сами тексты откровения — шрути («Мундака-упанишада», I. 2.9—10). В Упанишадах встречается также более частное противопоставление авидьи как «знания обрядов» «видье» как медитации на определенных богов («Иша-упаиишада», 9— 11); при этом подчеркивается, что оба эти способа, практикуемые порознь, не ведут к освобождению, т. е. они должны непременно сочетаться друг с другом. Здесь авидья сведена по существу к ряду предварительных условий (аскеза, следование ритуальному предписанию), которые предшествуют более глубокому усвоению ведического откровения.
Понятие авидьи играет значительную роль в индийских религиозно-философских системах, где оно берется по преимуществу в своем гносеологическом аспекте и трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного. В санкхье авидья (или аджняна—незнание) выступает как причина страдания, пресекаемая благодаря «различающему знанию» (вивека-джняна). В йоге авидья—это одна из пяти клеш (загрязнений) сознания, которые мешают должному сосредоточению и освобождению. Согласно ньяе, авидья (или митхья-джняна— ложное знание) приводит к отождествлению Атмана с телом и психическими функциями; после ее прекращения исчезают какие бы то ни было желания и действия, т.е. индивид уходит из-под власти кармы. В учении буддизма (прежде всего в сарвастиваде) авидья выступает как одно из причинно обусловленных «звеньев» (нидана) сансарного цикла человеческого существования. Именно в авидье коренится иллюзорное представление о постоянстве и реальности индивида; поэтому она считается первым элементом сансарного цикла, в какой-то мере определяющим собой остальные. Вместе с тем неведение совершенно лишено здесь какой-либо онтологической или космологической значимости и сводится к омраченности сознания, которое рассеивается после «пробуждения» (бодай).
Особенно значительно место авидьи в философских построениях адвайта-веданты, где она трактуется как вселенская сила ослепления. С одной стороны, авидья укоренена в каждом индивидуальном сознании, она побуждает человека ложно отождествлять себя с конгломератом телесных и психических свойств и тем самым искажает и затемняет правильное восприятие высшей (парамартхика) реальности; в этом своем аспекте авидья синонимична аджняне (незнанию) и митхья-джняне (ложному, ошибочному знанию). С другой стороны, авидья выступает и как творческая сила (шакти) высшего Брахмана, которая не обладает самостоятельной реальностью, подобно Пракрита санкхьи, но тем не менее служит как бы иллюзорным субстратом, из которого лепится эмпирический мир; в этом аспекте авидья тождественна майе (волшебной иллюзии), создающей эмпирическую, или «практически пригодную» (вьявахарика), реальность. Именно авидья создает своего рода «двоемирие», когда бытие распадается на два уровня существования: высшую реальность Атмана-Брахмана (уровень видьи, или парамартхика-сатья—высшей истины) и относительно реальную оболочку феноменального мира, как бы обволакивающего эту сердцевину (уровень авидьи, или вьявахарика-сатья— практической истины). На втором уровне, в сфере феноменального существования, степень реальности и знания значительно ослаблена и ограничена; она поддерживается лишь отсвечиванием Атмана в эту оболочку, однако даже такого отблеска достаточно, чтобы авидья отличалась от простой ошибки или чистой негативности (бхрама). Последователи Шапкары, как правило, различали два вида неведения: нирупадхика-авидья (неведение без привходящих ограничений), обладающее «силой сокрытия» (аварана-шаети), т. е. выступающее, причиной искаженного знания отдельной души, и сопадхика-авидья (неведение с привходящими ограничениями), наделенное «силой дробления» (викшепа-шакти), с помощью которой Брахман способен Проецировать вовне вселенную и множество душ. Однако для Шанкары с его стремлением онтологизировать психологию и гносеологию оба аспекта авидьи полностью совпадают, а сама она есть временное, наложение (адхьяса, адхьяропа) свойств на бескачествеиный Атман, окружающая его миражная кажимость (виварта). Реально существует только Атман, т. е. чистое знание, авидья же не может быть определена ни как реальная, ни как нереальная; причина ее возникновения и сущность отношения к Атману остаются загадочными, несказуемыми (анирвачания). Неоднозначное толкование авидьи в адвайте, а также расхождения во взглядах адвайтистов относительно ее основы послужили причиной критики концепции авидья со стороны Ромок)>ажв и других позднейших ведантистов.
Лит.: Devanandan P. D. The Concept of Maya. L.. 1950; Hacker P. Eigentumlichkeiten der Lehre und Tenninologie Sankaras: Avidya, Narnanapa, Maya, Isvara.— «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1950, № 100, S. 246-86; /rfem, Vivarta: Studien zur Geschichte der illusionistischen Kosmologie und Erkenntnistheorie der Inder—«Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Hasse» (Wiesbaden), 1953, № 5, S. 187-242.
H. В. Исаева АВИЦЕБРОН-см. Ибн Гебчроль.
Понятие авидьи играет значительную роль в индийских религиозно-философских системах, где оно берется по преимуществу в своем гносеологическом аспекте и трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного. В санкхье авидья (или аджняна—незнание) выступает как причина страдания, пресекаемая благодаря «различающему знанию» (вивека-джняна). В йоге авидья—это одна из пяти клеш (загрязнений) сознания, которые мешают должному сосредоточению и освобождению. Согласно ньяе, авидья (или митхья-джняна— ложное знание) приводит к отождествлению Атмана с телом и психическими функциями; после ее прекращения исчезают какие бы то ни было желания и действия, т.е. индивид уходит из-под власти кармы. В учении буддизма (прежде всего в сарвастиваде) авидья выступает как одно из причинно обусловленных «звеньев» (нидана) сансарного цикла человеческого существования. Именно в авидье коренится иллюзорное представление о постоянстве и реальности индивида; поэтому она считается первым элементом сансарного цикла, в какой-то мере определяющим собой остальные. Вместе с тем неведение совершенно лишено здесь какой-либо онтологической или космологической значимости и сводится к омраченности сознания, которое рассеивается после «пробуждения» (бодай).
Особенно значительно место авидьи в философских построениях адвайта-веданты, где она трактуется как вселенская сила ослепления. С одной стороны, авидья укоренена в каждом индивидуальном сознании, она побуждает человека ложно отождествлять себя с конгломератом телесных и психических свойств и тем самым искажает и затемняет правильное восприятие высшей (парамартхика) реальности; в этом своем аспекте авидья синонимична аджняне (незнанию) и митхья-джняне (ложному, ошибочному знанию). С другой стороны, авидья выступает и как творческая сила (шакти) высшего Брахмана, которая не обладает самостоятельной реальностью, подобно Пракрита санкхьи, но тем не менее служит как бы иллюзорным субстратом, из которого лепится эмпирический мир; в этом аспекте авидья тождественна майе (волшебной иллюзии), создающей эмпирическую, или «практически пригодную» (вьявахарика), реальность. Именно авидья создает своего рода «двоемирие», когда бытие распадается на два уровня существования: высшую реальность Атмана-Брахмана (уровень видьи, или парамартхика-сатья—высшей истины) и относительно реальную оболочку феноменального мира, как бы обволакивающего эту сердцевину (уровень авидьи, или вьявахарика-сатья— практической истины). На втором уровне, в сфере феноменального существования, степень реальности и знания значительно ослаблена и ограничена; она поддерживается лишь отсвечиванием Атмана в эту оболочку, однако даже такого отблеска достаточно, чтобы авидья отличалась от простой ошибки или чистой негативности (бхрама). Последователи Шапкары, как правило, различали два вида неведения: нирупадхика-авидья (неведение без привходящих ограничений), обладающее «силой сокрытия» (аварана-шаети), т. е. выступающее, причиной искаженного знания отдельной души, и сопадхика-авидья (неведение с привходящими ограничениями), наделенное «силой дробления» (викшепа-шакти), с помощью которой Брахман способен Проецировать вовне вселенную и множество душ. Однако для Шанкары с его стремлением онтологизировать психологию и гносеологию оба аспекта авидьи полностью совпадают, а сама она есть временное, наложение (адхьяса, адхьяропа) свойств на бескачествеиный Атман, окружающая его миражная кажимость (виварта). Реально существует только Атман, т. е. чистое знание, авидья же не может быть определена ни как реальная, ни как нереальная; причина ее возникновения и сущность отношения к Атману остаются загадочными, несказуемыми (анирвачания). Неоднозначное толкование авидьи в адвайте, а также расхождения во взглядах адвайтистов относительно ее основы послужили причиной критики концепции авидья со стороны Ромок)>ажв и других позднейших ведантистов.
Лит.: Devanandan P. D. The Concept of Maya. L.. 1950; Hacker P. Eigentumlichkeiten der Lehre und Tenninologie Sankaras: Avidya, Narnanapa, Maya, Isvara.— «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1950, № 100, S. 246-86; /rfem, Vivarta: Studien zur Geschichte der illusionistischen Kosmologie und Erkenntnistheorie der Inder—«Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Hasse» (Wiesbaden), 1953, № 5, S. 187-242.
H. В. Исаева АВИЦЕБРОН-см. Ибн Гебчроль.
Источник: Новая философская энциклопедия