АВАНГАРДИЗМ
АВАНГАРДИЗМ
(от франц. — передовой отряд) — общее название различных течений в искусстве XX в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.
Авангардизм
фр. avant-garde – передовой отряд) течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы.
АВАНГАРДИЗМ
условное наименование направлений в художественной культуре ХХ века, представители которых провозглашали разрыв с устоявшимися принципами и традициями в искусстве (в первую очередь с реализмом), вели поиск новых необычных форм выражения содержания произведений.
Многие современные исследователи обозначают этим понятием все нереалистические течения ХХ века, заменяя ранее использовавшийся термин "модернизм", соотнося последний лишь со временем рубежа Х1Х - ХХ веков.
На принципах авангардизма основаны такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм, поп-арт и т.д.
Многие современные исследователи обозначают этим понятием все нереалистические течения ХХ века, заменяя ранее использовавшийся термин "модернизм", соотнося последний лишь со временем рубежа Х1Х - ХХ веков.
На принципах авангардизма основаны такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм, поп-арт и т.д.
Источник: История и теория культуры
АВАНГАРДИЗМ
лат.-передовой отряд): термин, обозначающий художественное явление 20 в., которое объединило различные школы и направления под лозунгом коренного обновления художественной практики. Термин «авангардизм» появился в 1920-х годах и окончательно утвердился после второй мировой войны. Явления авангарда характерны для многих видов искусства – театра, литературы, музыки, но особенно – для изобразительного искусства. Авангардисты отказались от традиционных приемов, характерных для реалистических направлений искусства. Новые течения в изобразительном искусстве (кубизм, супрематизм, абстракционизм и др.) сходились в стремлении освободиться от предметности, фигуративности. Такие художественные средства, как цвет, фактура, композиция, превратились в самоцель.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АВАНГАРДИЗМ
1) термин, обозначающий ряд т. н. левых течений в искусстве и литературе 20 в. (экспрессионизм — в Германии, поэтизм — в Чехословакии и др.). Появление А. в начале века было связано с кризисом буржуазной культуры. А. порывает с существующими художественными нормами и традициями, отличается новизной выразительных средств. Настроения социального бунта трансформировались в А. в систему разрушения привычных форм художественного выражения, привели к отказу от реалистического метода. В 20-е гг. А. в известной мере увлекались революционно настроенные писатели (В. В. Маяковский, Б. Брехт, Л. Арагон и др.), видя в нем ниспровержение идеологических мифов буржуазии, но их творчество по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки А. Сложность идейной борьбы вокруг А. обусловлена тем, что принципы А. восприняли многие литературно-художественные течения (гл. обр. формалистического толка), такие, как модернизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм.
Возникают неоавангардистские тенденции (литература «потока сознания», «новый роман», драма абсурда и др.). В музыке к А. относят серийную музыку, конкретную музыку, алеаторику, соноризм, электронную музыку. В 60-е гг. на Западе распространилось течение «контркультуры» («противокультуры», «альтернативной культуры»), к-рое отразило непосредственно стихийное сознание части молодого поколения. Понятие «контркультуры» самым тесным образом связано с молодежным изоляционизмом, с разладом поколений в буржуазном обществе. Поборникам «контркультуры», однако, так и не удалось создать альтернативное по отношению к господствующей культуре искусство. Демократические, наиболее жизненные элементы «контркультуры» постепенно приглушались. Ее пороком явился нигилизм. «Неоварварские» настроения среди сторонников «контркультуры» привели к отрицанию норм и ценностей человеческой культуры и морали.
Авангардистские веяния вместе с тем не противостоят мировому прогрессивному искусству во всем богатстве его форм, развитие к-рого показывает, что подлинное новаторство — это прежде всего отражение нового содержания и в традиционных и в новых формах; 2) А. политический — в условиях социализма увлечение радикальной фразеологией, сопровождающееся призывами к перепрыгиванию через этапы социалистического развития. В обстановке перестройки, происходящей в СССР, настроения А. с его ультра перестроечными лозунгами, прикрывающими неверие в способность трудящихся активно включиться в этот процесс, могут дискредитировать идею перестройки. Коммунистические партии, выступают как против консервативных тенденций, тормозящих поступательный процесс развития социализма, так и против необоснованного забегания вперед, ведущего к опасным просчетам, к отрыву от масс.
Возникают неоавангардистские тенденции (литература «потока сознания», «новый роман», драма абсурда и др.). В музыке к А. относят серийную музыку, конкретную музыку, алеаторику, соноризм, электронную музыку. В 60-е гг. на Западе распространилось течение «контркультуры» («противокультуры», «альтернативной культуры»), к-рое отразило непосредственно стихийное сознание части молодого поколения. Понятие «контркультуры» самым тесным образом связано с молодежным изоляционизмом, с разладом поколений в буржуазном обществе. Поборникам «контркультуры», однако, так и не удалось создать альтернативное по отношению к господствующей культуре искусство. Демократические, наиболее жизненные элементы «контркультуры» постепенно приглушались. Ее пороком явился нигилизм. «Неоварварские» настроения среди сторонников «контркультуры» привели к отрицанию норм и ценностей человеческой культуры и морали.
Авангардистские веяния вместе с тем не противостоят мировому прогрессивному искусству во всем богатстве его форм, развитие к-рого показывает, что подлинное новаторство — это прежде всего отражение нового содержания и в традиционных и в новых формах; 2) А. политический — в условиях социализма увлечение радикальной фразеологией, сопровождающееся призывами к перепрыгиванию через этапы социалистического развития. В обстановке перестройки, происходящей в СССР, настроения А. с его ультра перестроечными лозунгами, прикрывающими неверие в способность трудящихся активно включиться в этот процесс, могут дискредитировать идею перестройки. Коммунистические партии, выступают как против консервативных тенденций, тормозящих поступательный процесс развития социализма, так и против необоснованного забегания вперед, ведущего к опасным просчетам, к отрыву от масс.
АВАНГАРДИЗМ
от фр. avant-garde — передовой отряд) —термин, обозначающий течения в иск-ве XX в., к-рые, порывая с реалистической традицией, усматривают в ломке установившихся эстетических принципов, способов построения худож. формы осн. путь к достижению иск-вом своего назначения. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, А. видит в абсолютизации традиционных принципов иск-ва тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу. Отсюда атаки авангардистов на эстетизм традиционного иск-ва, поиски различных, часто внеэстетических, способов прямого воздействия на реципиента (читателя, слушателя, зрителя). Среди этих способов: подчеркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленной несовершенству человека, представление о «самоцельности» слова (футуризм), разрушение всякого смысла (дадаизм), «психический автоматизм», воздействие на подсознательные импульсы (сюрреализм) и т. п. Авангардисты отказываются от таких элементов реализма в иск-ве, как сюжет, характер, рассматривая их как проявление ложного «идеологического» подхода к действительности. Творческая природа А., как считают нек-рые искусствоведы, во мн. связана с динамикой научно-технического прогресса, решительно изменившего облик и ритмы совр. мира, с развитием отвлеченного мышления, обусловившего тяготение к иск-ву ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внутреннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в А., стремление создать почти физически ощутимую напряженность между непроницаемой структурой произв. и воспринимающим сознанием («новый роман», содержащий безличные реестры вещей, «конкретная поэзия», в к-рой налицо лишь формальная структура, драма абсурда, демонстрирующая алогизм привычной на вид действительности, и т. п.). В общем плане разрушение в А. установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с т. зр. его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде либо интуитивного ее освоения (в т. ч. и нерасчлененно-мифологизированного), либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения от реальности. А. начал бурно развиваться в 10—20-х гг. XX в., когда с особой силой обнаружился крах буржуазной идеологии. Как явление худож. культуры А. был крайне неоднороден ист. зр. социаль-, ных позиций его приверженцев, и в плане стилистики их худож. творчества. К рус. А. в изобразительном искусстве относят, напр., таких весьма разных, самобытных, талантливых художников, как М. Шагал, П. Н. Филонов, К. С. Малевич, Кандинский. Нек-рые революционно настроенные художники, такие, как Маяковский, Брехт, Л. Арагон, В. Незвал и др., видевшие в А. средство ниспровержения идеологических мифов буржуазии, в конечном счете перешли на позиции пролетариата, утверждения эстетических принципов социалистического иск-ва. Принципиальная же антиидеологическая направленность мн. представителей А. на Западе привела их в 60-х гг. к смыканию с позицией «нового левого радикализма», выразившейся в отрицании культуры под предлогом ее «идеологич-ности» и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы А. развиваются и в совр. иск-ве.
Источник: Эстетика: Словарь
АВАНГАРДИЗМ
от фр. avant-garde — впереди идущий) — компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был перенесен Т.Дюре из сферы политики в область художественной критики (1885). В широком своем смысле понятие "А." может быть апплицировано на соответствующую тенденцию любой культурной традиции (например, известная интерпретация позднеримской культуры в качестве А.); в строгом (узком) своем смысле относится к творческим поискам первой половины 20 в. Формирование А. связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве, а также с доминированием в сфере политики коммунистических и анархистских теорий. Общекультурными предпосылками становления А. выступают: философские идеи Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра; конституирование лингвистики в качестве дисциплины, имеющей выраженную философскую размерность (см. Язык); обращение психологии к фрейдизму; а также отход от европоцентризма и повышенное внимание к восточным культурам; возникновение в культуре такого феномена, как антропософия. В качестве непосредственных предтечей А. могут рассматриваться эстетика романтизма, разработавшая концепцию антиимитационной (так называемой "музыкальной") живописи и обозначившая вектор внимания художественного творчества к феноменам подсознания, а также импрессионизм, заложивший такие тенденции (оказавшиеся чрезвычайно важными для развития А.), как массовый внеиндивидуальный характер героя и весьма индивидуальная, остро личная точка зрения самого художника. По своему происхождению А. — это художественная программа искусства изменяющегося мира — мира ускорения индустриального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации, омассовления стиля и образа жизни. Проблема соотношения А. с модернизмом имеет несколько измерений. С одной стороны, с точки зрения своих концептуальных оснований А. тесно связан с модернизмом своим неприятием реалистической эстетики и практически представлен теми же школами, что и модернизм в художественном своем измерении, однако в функциональном отношении А. может быть специфицирован как значительно более отчетливо педалирующий тенденции социального протеста, нежели модернизм. Вместе с тем модернизм как социокультурный феномен существенно шире А. как по своему содержанию, так и по социокультурной значимости. С концептуальной точки зрения А. фундирован той презумпцией, что связь искусства с действительностью не имеет ни обязательного характера, ни стабильных форм своего осуществления, но, напротив, находится в постоянном трансформационном процессе, и что именно это позволяет искусству поддерживать подлинный контакт с действительностью, позволяет постоянно обновлять этот контакт (Маринетти, М.Дюшан, Т.Тцара, Ф.Пикабиа, С.Дали). Применительно к началу 20 в. А. постулирует ситуацию компрометации "здравого смысла" и "банкротства" традиционных систем ценностей (см. Футуризм, Дадаизм, Маринетти). Такие феномены, как закон, порядок, поступательное движение истории и культуры, подвергаются со стороны А. сокрушительной критике как идеалы, не выдержавшие проверку временем (в данном пункте своей концепции А. весьма близко подходит к моделированию концепции постистории). Таким образом, А. постулирует: 1) отказ "современного" (modem) общества от традиционной интенции культуры на поиски стабильной основы того, что феноменологически предстает в качестве хаоса социальной процессуальности и 2) переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального движения (см. Хаос). В соответствии с этими концептуальными основаниями характерной особенностью А. является его программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла. Сверхзадачей А. выступает разрушение традиционных нормативно-аксиологических шкал, сопряженное, соответственно, с ниспровержением традиционных авторитетов и распадом традиционных оппозиций: "синтез "да" и "нет" — путь к окончательному пониманию, где тезис — подтверждение, антитезис — отрицание, а их синтезом будет понимание" (Дж.Мак-Фарлайн). В этом отношении А. может быть оценен как обладающий мощным потенциалом культурной критики, находящей свое выражение также и в формальном негативизме: "охваченные горячкой вычитаний, художники отделяли от искусства и отбрасывали одну за другой составляющие его части. По мере того, как сокращалось искусство, возрастала свобода художника, а вместе с ней — и значимость жестов чисто формального бунта" (Р.Поджоли). П.Пикассо определил живопись А. как "сумму разрушений": "раньше картина создавалась по этапам, и каждый день прибавлял к ней что-то новое. Она была обычно итогом ряда дополнений. Моя картина — итог ряда разрушений. Я создаю картину и потом я разрушаю ее". С авангардной концепцией художественной и эстетической революции связана программа революции политической, претендующей на тотальное изменение мира. При этом большинство представителей А. не имели твердых политических убеждений, однако, как правило, декларировали оппозиционные взгляды в отношении к наличному социальному состоянию (вплоть до откровенно скандального фрондерства): в стремлении к "новизне" дадаизм был близок анархизму; многие представители русского А. приветствовали социалистическую революцию; итальянский футуризм активно принял идеи Муссолини; многие французские сюрреалисты были членами компартии Франции. Данная установка негативизма обнаруживает себя в отказе А. не только от традиций искусства, но и от самого термина "искусство" — целью А. становится "анти-творчество" в "рамках анти-искусства". Это находит свое проявление в стремлении А. конституировать так называемую "нефилософию", которая была бы близка их "неискусству", раскрывая творческие возможности человека в процессе плюрального видения мироздания. Решительно порывая с классическими традициями изобразительного искусства, А. ориентирован на то, чтобы посредством абстрактных композиций спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая ему радикально новый опыт видения мира (сходство позиций поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма, экспрессионизма в самооценке своей деятельности не в качестве художественного направления, но в качестве образа мышления). В этом контексте манифесты А. постоянно апеллируют к так называемому "чистому" сознанию, т.е. сознанию, не отягощенному культурными нормами в их конкретно-историческом (и, стало быть, изначально ущербном) варианте. В поисках такого сознания А. прокламирует абсолютную ценность непредвзятого взгляда на мир, присущего детскому мышлению, на основе чего формируется такой программный принцип А., как принцип инфантилизма (начиная от самых ранних версий экспрессионизма). Пафос А. фундирован, таким образом, идеей плюрализма различных (и при этом аксиологически равноправных, т.е. равновозможных) типов восприятия действительности — и если с точки зрения художественной техники произведения А. могут быть отнесены к абстракционистским, то основой данного абстракционизма выступает программное смешение опыта с импровизацией. В соответствии с этим проблема собственной социальной легитимности не артикулируется для А. в качестве острой: "авангард ставит под сомнение смысл подражания античному образцу; вырабатывает, в противоположность норме абсолютной красоты, кажущейся независимой от времени, масштаб зависимой от времени, относительной красоты" (Хабермас). Вместе с тем А. пытается утвердить себя в качестве нового слова в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали (в этом плане А. апеллирует к Фрейду, обратившему внимание на творческо-креативный потенциал бессознательного). Столь же противоречива и позиция А. в отношении оппозиции элитарного и массового искусства: с одной стороны, для А. характерны ориентации на предельно повседневное сознание (нашедшие программное выражение в позиции искусства поп-арт), с другой — А. тяготеет к интеллектуальной элитарности, ибо массовость предполагает отрицаемые А. унификацию и стандарт. В этом отношении А. не может быть отнесен к массовой культуре, хотя в нем присутствуют элементы массовости (китч, реклама и др.). Таким образом, действие двух сил определяет волны взлетов и падений всех течений А.: с одной стороны — А. поддерживает элитарная публика, с другой — стандартизирующая и тиражирующая новизну мода. Одним из мощных факторов собственной социальной адаптации А. считает моду, функция которой — непрерывная стандартизация, включение нового в сферу всеобщего потребления: "вследствие влияния моды авангард обречен завоевать ту самую популярность, которую сам презирает — и в этом начало его конца. Фактически это и есть неизбежная, неумолимая судьба каждого движения: восставать против уходящей моды старого авангарда и умирать, когда появляется другая мода" (Р. Поджоли). (См. также Молодость.) Е.П. Коротченко
Источник: Постмодернизм. Энциклопедия
АВАНГАРДИЗМ
(от фр. avantgarde — передовой отряд) — термин часто используется как синоним модернизма. А. — совокупность различных, чаще всего наднациональных направлений и течений в художественной культуре ХХ в. В отечественной науке употребляется для обозначения некоторых коренных проявлений модернизма первых десятилетий ХХ в., выражающихся в утверждении новаторских художественных форм. Как и модернизм, А. характеризуется неприятием классического культурного наследия, отказом от ценностей и идеалов «старого» ХIХ в. Мировоззренческая основа А. — понимание коренных перемен, которые принес с собой ХХ в., ставший эпохой войн и социальных потрясений. Это возрастающая динамика научно-технического прогресса и социальной жизни, глубокие изменения в сознании людей при широком распространении идей кризиса традиционного бытия и ожидания нового мира. В области искусства А. провозгласил исчерпанность и несостоятельность реалистической традиции изображения объективного мира во имя неограниченного творческого поиска и полного пересмотра сложившихся отношений между искусством и жизнью. В А. традиционное эстетическое начало перестает признаваться доминирующим принципом творчества, и на этом фоне утверждается значение всякого рода художественных деформаций. При этом необычность формы и содержания не стала конечной целью А., но лишь средством для разрушения и отрицания общепринятых эстетических, культурных, нравственных и жизненных ценностей. А. развивался на основе «жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни» (Н.А. Бердяев). А. отказывается от традиционного понимания художественного произведения как законченного оформленного целого, имеющего самостоятельный смысл. Общепринятые понятия художественной формы и поэтики в А. утрачивают свое основополагающее значение. В А. актуальной объявляется духовная и художественная деятельность по поиску новых путей познания мира и созданию новых форм культуры и искусства, которые не нуждаются в традиционных эстетических обоснованиях, т.к. носителем художественного начала объявляется любой предмет, любое явление окружающего мира, превращенные в некую особую псевдохудожественную реальность. Нарушая границы между искусством и «неискусством», формируя эстетическое пространство при помощи новых средств (материалов), А. превращает отдельные элементы этого пространства в особые знаки, указывающие на определенным образом сконцентрированные идеи, открывающие особый взгляд на мир. При этом ни одно из новых направлений в области стиля или формы не признается доминирующим, что ведет к многообразию и разнородности художественной практики. А. не стремился ограничиться сферой художественного творчества, но претендовал на активное и зачастую агрессивное воздействие на публику и общество в целом. Поэтому в А. произведение должно быть открыто для разного рода активных отношений с окружающим миром вплоть до характерного для А. 2-й пол. ХХ в. стирания граней между творческим актом и повседневными действиями и поступками людей. Искусство перестает рассматриваться как сугубо творческий эстетический акт, ему придается значение социального действия и источника острого психологического воздействия на человека. Теоретики А. утверждали, что новаторские формы искусства и культуры, а также небывалые, шокирующие формы поведения открывают путь новому социальному миру, новому мышлению, новому пониманию и отношению к изменившимся жизненным обстоятельствам ХХ в. В области мировоззрения и художественного творчества А. характеризуется связью с новейшими тенденциями в философии и психологии. В А. проявился интерес к процессам ассоциативного мышления, к бессознательному и фрейдистским мотивам в психологии человека и творчестве, к идеям непосредственного переживания отдельных моментов жизни, ныне машинизированной и оторвавшейся от своих органических корней. Таким образом, А. внес свой специфический вклад в утверждение самостоятельности и творчески активного отношения человека к природному и предметному миру, что раскрывалось в его способности из отдельных явлений, звуков, красок, линий создавать свой неповторимый, эстетически, фигуративно и пластически сконструированный мир: по существу, разновидность виртуальной реальности. На ранних этапах своего развития А. наиболее последовательно проявил себя в таких художественных течениях, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм, которые зародились в первые десятилетия ХХ столетия. Одним из характерных явлений нереалистической художественной культуры первых десятилетий ХХ в. был так называемый русский авангард. Последовательный нигилизм по отношению к традиционным ценностям гуманизма и культуры проявился в дадаизме, существовавшем с 1916 до начала 1920-х гг. Ярко выраженными авангардистскими тенденциями отличалось развитие сюрреализма во Франции 20—30-х гг. прошлого века. В результате моделирование мира в А. проходило сразу по нескольким направлениям: это декоративно-живописное его обозначение в фовизме, насыщение его материалами и знаками нового технического века в конструктивизме и футуризме, выявление пространственногеометрических основ явлений и предметов бытия в кубизме и абстракционизме, поиски изобразительных и символических обозначений движений души и духовных начал мира в экспрессионизме и в русском варианте раннего абстракционизма (В. Кандинский). В дальнейшем тенденции А. стали устойчивым фактором развития культуры и искусства, а во 2-й пол. ХХ в. А. в некоторых своих проявлениях оказался связан с отрицанием культурных ценностей и идеологии общества потребления. В этих условиях А. выразил стремление к разрушению установившихся канонов массовой культуры во имя формирования на основе субъективности отдельного сознания новой эстетической действительности, более реальной для авангардистов, чем привычный мир повседневности. Это направление продолжают сюрреализм и абстракционизм. Развитие А. после Второй мировой войны отличалось возникновением и довольно быстрым распадом труднообозримого количества групп и течений. По существу, А. выразил чрезвычайно характерное для художественной культуры и искусства ХХ в. стремление к неклассическим, инновационным проявлениям творчества и эстетическим исканиям в крайне причудливых и субъективных формах. Своеобразные формы А. утверждались в идеологии «новых левых» — радикальном умственном и социально-политическом движении на Западе 60-х—начала 70-х гг. ХХ в. В это время в обстановке леворадикального молодежного студенческого протеста главной задачей нового искусства стало обеспечить переход общественной жизни и человека от равновесия и тотальной зависимости от государства в состояние бунта и революционности. Поэтому поощрялись многочисленные шокирующие публику эксперименты по «стиранию» различий между искусством и повседневностью в разного рода вариантах «непосредственного» искусства «действия» (хеппинингах), что должно заменить традиционный творческий процесс и целостное восприятие произведения как эстетического явления. В это время формируется своеобразная эстетика бунта, которая наиболее ярко проявила себя в площадных формах театрализованных действий и в рок-культуре. В целом к началу 80-гг. было зафиксировано более 100 различных течений и направлений авангардистского толка в Западной Европе и США. Особой разновидностью А. во 2-й пол. ХХ в. стала поп-культура и, в частности, поп-арт, который в противоположность абстракционизму, ориентированному на чистоту линий и красок, провозгласил, что все повседневные жизненные ситуации современного человека и любые предметы обихода, а также фрагменты явлений массовой культуры (например, реклама, фотографии, иллюстрации в журналах) могут быть скомпонованы заново самым причудливым образом и тем самым стать искусством. В поп-арте окончательно уничтожаются установившиеся эстетические каноны, иерархия произведений, образов и сюжетов, а сам момент творчества лишается ореола возвышенности и таинственности и превращается в разновидность стандартизированных механических внешних действий и манипуляций с предметами и материалами. В результате все порождения современной цивилизации — от достижений науки и техники до хлама — уравниваются между собой в ценностном отношении, получив статус произведения искусства. В то же время изъятые из привычной среды их потребления, многие обыденные предметы в несвойственном им контексте приобретают черты неких символов современной культуры и цивилизации. Таким образом, в поп-арте сложились тесные отношения с массовой культурой, явления и предметы которой становятся самым привлекательным материалом для произведений и композиций деятелей поп-арта. Особой разновидностью А. в поп-арте стали так называемые хеппининги, представляющие собой определенную сценическую, внешне хаотичную форму действий, последовательность которых может носить спонтанный или импровизационный характер. Хеппенинг претендует на свободное манипулирование элементами пространства, объектами или артефактами, когда обычные зрители, провоцируются на участие в непредсказуемом ходе событий. В хеппинингах была предпринята попытка реализовать идеи о распространении понятия искусства на весь окружающий человека мир, которому необходимо придать импульсы творчества и динамизма. Недаром в конце 60-х гг. ХХ в., в период студенческих выступлений на Западе, практиковались «политические хеппининги» антивоенной направленности. Фактически А., особенно в форме попкультуры, вышел за рамки интеллектуальной игры узкого круга деятелей искусства и стал выражать довольно устойчивую тенденцию к активизации взаимоотношений обычного человека с окружающей его средой, вещами и предметами цивилизации потребления, к перестройке связей между людьми и изменения стереотипов их поведения, к обновлению устоявшихся представлений о действительности. Таким образом, А. вышел за пределы экспериментов в сфере художественных форм и приобрел определенное наднациональное социокультурное значение, предлагая в таких течениях, как, например, гиперреализм, возвратиться к действительности как безусловной и неизменной данности, сосредоточившись на ее сконденсированном зрительном образе или тексте, становящемся основой общей будничной картины мира, достоверность которой утверждается ее высококачественной безличностной и безоценочной наглядной репродукцией. Одновременно А., не желая отказываться от свободного манипулирования разнородными предметами окружающего мира, стремился оставить возможности для интеллектуальной интерпретации труднообозримого материала современной культуры и цивилизации. Это, в частности, проявилось в концептуализме. Как и в поп-арте, в концептуализме объектом искусства может стать любой объект или предмет, изъятый из своего привычного окружения и контекста. Центральным в этом течении является понятие концепта, каковым становится любой предмет, объект, сообщение, поставленный в ситуацию необычной, неутилитарной коммуникации с другими объектами, что позволяет выявить новые смысловые и коммуникативные отношения как между предметами, так и между человеком и средой. Отдельными проявлениями концептуализма стали перфомансы, инсталляции, бодиарт. В целом более чем за сто лет своего существования А. принимал самые разные обличья, но на рубеже столетий, соединяя в себе собственно интеллектуальные и художественные искания с техническими и технологическими возможностями творчества и тиражирования в условиях избытка продуктов потребительского общества, свободного доступа к культурному наследию, А. стал явлением, характеризующим многие особенности культуры современной цивилизации. См. также Поп-культура.