АВАНГАРДИЗМ, АВАНГАРД

Найдено 1 определение
АВАНГАРДИЗМ, АВАНГАРД
от фр. avantgard — передний край, передовой отряд) — это довольно широкое понятие символизирует различные экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания и поиски в искусстве XX в. На разных этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм начала века: сюрреализм 1920—1930-х, новые течения абстрактного искусства 1940—1950-х; различные формы акционизма, поп-арт, концептуальное искусство 1960—1970-х. При всем многообразии творческих программ авангарда все же можно выделить ряд таких общих черт, как позиция постоянного протеста или «перманентного бунта», отказ от классических форм изобразительности и красоты в пользу ориентации на примитив, способность к постоянному самообновлению, футуристская общественность и склонность к жизнестроительству. Субъективная модель мира, создаваемая художником-авангардистом, призвана символизировать некую «вторую реальность». С этой целью изображение подвергается экспрессивным деформациям, аналитическому членению и различным игровым преобразованиям, вплоть до полного вытеснения изобразительности. Размывание границ между искусством и реальностью, придание произведению характера самоценного объекта реальности осуществляется прежде всего в таких формах, как коллаж и инсталляция (пространственная композиция). Отвергая замкнутую в себе и самодостаточную форму, художники авангарда стремятся «раскрыть» ее, различными способами сообщая динамику произведению. Если на первом этапе это выражалось в отказе от завершенности, в культивировании приемов спонтанного порождения формы, то с 1960-х стали использоваться реальное движение или мысленная трансформация, совершаемая в восприятии зрителя (акционизм и кинетическое искусство). Подобное «открытое» произведение, допускавшее множество интерпретаций, предполагает соучастие зрителя в процессе выявления смысла произведения: зритель разгадывает предложенные ему загадки и парадоксы, наделяет знаки и символы своим значением. Символика авангарда тесно связана и с его творческими установками — взглядом на творчество как на действие, освобожденное от осознанных целей, а на художественный объект — как на предмет, оторванный от привычных функций и ассоциаций. Поэтому простое перемещение предмета в иную, парадоксальную для него среду становится художественной акцией. Отражая научные и философские теории XX в., утверждающие самостоятельную роль сознания, решающую роль психических структур, априорных мыслительных схем и языка в отношения человека и мира, например психоанализ, структурализм, авангард сделал самостоятельной задачей раскрытие языка визуальных форм и отношений между знаками разных уровней, что преследовало задачу создания «искусства об искусстве». Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
352.19 кб

Авангардизм

Якимович А. К.
Читать PDF
296.02 кб

Авангардизм в искусстве ХХ века

Галинская И. Л.
Читать PDF
263.49 кб

«Искусство ошибки» в русском авангардизме

Цвигун Татьяна Валентиновна
Утверждается, что русский авангардизм осуществляет перевод антириторического в риторическое, кодифицируя «ошибку» как поэтический прием; данное явление рассматривается в статье на примере теории сдвига А. Крученых.
Читать PDF
503.29 кб

КОНЦЕПТУАЛИЗМ КАК ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ АВАНГАРДИЗМА"

Пригов Дмитрий Александрович
Читать PDF
158.58 кб

Роль А. А. Кокеля в зарождении русского авангардизма

Васильев Владимир Александрович
На основе междисциплинарного подхода и системного анализа исследована роль А.А. Кокеля как одного из зачинателей русского авангарда.
Читать PDF
225.49 кб

ЭВОЛЮЦИЯ АВАНГАРДИЗМА (СТОЛЕТИЕ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА)

Волкова Ольга Александровна
Читать PDF
400.75 кб

Искусство авангардизма в контексте концепции цикличности

Серяков Алексей Витальевич
Рассматривается искусство авангардизма в контексте концепции цикличности, согласно которой в культуре и искусстве существует повторяемость стилей: идеационального, идеалистического, визуального, воспроизводящих себя на различных э
Читать PDF
234.15 кб

Искусство авангардизма как выражение смены типов культуры

Серяков Алексей Витальевич
Рассматривается авангардизм в изобразительном искусстве (в контексте теории Питирима Сорокина) как выражение смены типов культуры; теория цвета В. В. Кандинского. Исследуется ситуация современного изобразительного искусства.
Читать PDF
474.90 кб

Два фрагмента «Поэтической филологии» русского авангардизма

Черняков Алексей Николаевич
Проводится сопоставление теоретических трактатов представителей русского авангардизма 1910-х гг. с идеями Ю. Тынянова и Р. Якобсона; демонстрируется концептуальное единство металитературных поисков авангардистов и формалистов.
Читать PDF
228.88 кб

Китайская поэзия авангардизма в оценке литературных критиков

Бодоева Александра Александровна
Читать PDF
824.69 кб

Отображение философских идей Ф. Ницше в искусстве авангардизма

Демиденко Я.С.
Цель работы исследовать отображения философских идеи Ф. Ницше на искусство авангардизма.
Читать PDF
313.13 кб

«Читать» или «Писать»? о коммуникативных конвенциях авангардизма

Цвигун Т. В.
Исследуются коммуникативные компетенции реципиента авангардистского текста; демонстрируется присутствие в дискурсах русского авангардизма двух посланий «Пойми меня!» и «Я тоже так могу!».
Читать PDF
246.67 кб

Приемы авангардизма в лирической поэме В. Хлебникова «Синие оковы»

Спесивцева Любовь Валентиновна
В статье впервые анализируется лирическая поэма В. Хлебникова «Синие оковы» с точки зрения приемов авангардизма, рассматривается ритмико-синтаксическое своеобразие произведения, выявляются особенности идиостиля поэта.
Читать PDF
226.72 кб

Пробел «в тексте» / «среди текстов» /«как текст» русского авангардизма

Цвигун Т. В.
Исследуется пробел как средство транс(де)формации материальной фактуры текста в аналитической поэтике русского авангардизма; утверждается, что «знак пробела» приобретает в авангардизме функции семантического оператора.
Читать PDF
80.21 кб

Современный немецкий оперный театр в силовом поле традиционализма и авангардизма

Махрова Э. В.

Похожие термины:

  • АВАНГАРДИЗМ

    (от франц. — передовой отряд) — общее название различных течений в искусстве XX в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.