АВАЛОКИТЕШВАРА
Авалокитешвара
будд.) – «взирающий очами» – один из главных бодхисатв в мифологии махаяны и ваджраяны (течения буддизма), олицетворение сострадания, заступник и спаситель.
Источник: Мифологический словарь
Авалокитешвара
Бодхисаттва сострадания в буддизме махаяна, известный под именем Гуань-инь в Китае, Каннон в Японии (где его считают женщиной) и Спиан-рас-гзигс («зрящий глаз») в Тибете. Он живет на мифической горе Потала, откуда все слышит и видит, спускаясь с целью помочь тем, кто страдает. К нему взывают в самых важных сутрах махаяны.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
АВАЛОКИТЕШВАРА
Один из главных бодхисаттв, олицетворение сострадания. Он может принимать различные формы для того, чтобы спасать страждующих, крики и стоны которых слышит. Авалокитешвара, в частности, может воплощаться в индуистских богах (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива) или в любом живом существе и вступать в любую сферу сансары.
В иконографии Ваджраяны Авалокитешвару изображают то в облике индийского царевича, то держащим цветок лотоса, то четвероруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук.
В китайском и японском буддизме весьма популярны женские воплощения Авалокитешвары — бодхисаттвы Гуаньинь и Каннон соответственно.
В иконографии Ваджраяны Авалокитешвару изображают то в облике индийского царевича, то держащим цветок лотоса, то четвероруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук.
В китайском и японском буддизме весьма популярны женские воплощения Авалокитешвары — бодхисаттвы Гуаньинь и Каннон соответственно.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
АВАЛОКИТЕШВАРА
санскр.;кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифологич. образ сложился в последние века до н. э. А. считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике к-рых он появляется во всех будд. мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне — А. с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. А. весьма почитаем в кит. и яп. буддизме.
Н. Л. Жуковская
Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АВАЛОКИТЕШВАРА
Санскр.) "Наблюдающий Владыка". В экзотерической
интерпретации он - Падмапани (носитель лотоса и лотосом
рожденный) Тибета, первый божественный прародитель тибетцев,
полная инкарнация или Аватар Авалокитешвары; но в эзотерической
философии - Авалоки, "наблюдающий", есть Высшее Я, в то время как
Падмапани - Высшее Эго, или Манас. Мистическая формула "Ом мани
падме хум" употребляется специально для вызывания их объединенной
помощи. Тогда как народная фантазия заявляет о многих инкарнациях
Авалокитешвары на земле и видит в нем - не так уж неправильно -
духовного вождя каждого верующего, - эзотерическая интерпретация
усматривает в нем Логос - как небесный, так и человеческий.
Потому, если Школа Йогачарья провозгласила Авалокитешвару, как
Падмапани, "Дхиани Бодхисаттвой Амитабха Будды", то это верно,
так как первый является духовным отражением второго в мире форм,
оба будучи едины - один на небесах, другой на земле.
интерпретации он - Падмапани (носитель лотоса и лотосом
рожденный) Тибета, первый божественный прародитель тибетцев,
полная инкарнация или Аватар Авалокитешвары; но в эзотерической
философии - Авалоки, "наблюдающий", есть Высшее Я, в то время как
Падмапани - Высшее Эго, или Манас. Мистическая формула "Ом мани
падме хум" употребляется специально для вызывания их объединенной
помощи. Тогда как народная фантазия заявляет о многих инкарнациях
Авалокитешвары на земле и видит в нем - не так уж неправильно -
духовного вождя каждого верующего, - эзотерическая интерпретация
усматривает в нем Логос - как небесный, так и человеческий.
Потому, если Школа Йогачарья провозгласила Авалокитешвару, как
Падмапани, "Дхиани Бодхисаттвой Амитабха Будды", то это верно,
так как первый является духовным отражением второго в мире форм,
оба будучи едины - один на небесах, другой на земле.
Источник: Теософский словарь
АВАЛОКИТЕШВАРА
(санскр. avalokita-ësvara, тиб. spyan ras gzigs dbang phyug, Владыка, взирающий на существа милостиво, другое прочтение: Владыка, внимающий мольбам страдающих существ) — в буддизме Махаяны просветлённое существо, давшее обет по достижении Просветления не уходить в нирвану и не становиться буддой, а из сострадания (каруна) оказывать существам в сансаре помощь на Пути освобождения от страданий. В сутрах А. — олицетворение идеала сострадания и «Делатель будд» (буддха-кара), ибо он способствует обретению этого высшего духовного состояния. Иногда ему приписывается даже функция творения мира, что не свойственно буддизму. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, являя собой объекты созерцания, бодхисаттвы же — это деятельная сторона высших сил, «сыновья будд». А. относится к семье Будды Амитабхи. В Индии известны 32 формы его воплощения, в том числе в виде главных божеств индуизма — Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ А. складывался с I в., когда ему стали воздвигать храмы. Тогда же появились его изображения: то в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут), то четверо-, шести- и тысячеруким, одиннадцатиликим (или одиннадцатиглавым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего последнему нужно должным образом произнести мантру: Ом мани падме хум (Ом, жемчужина в лотосе, славься). Голова же его от боли и сострадания раскололась на 11 частей (с лицом на каждой из них), которые затем срослись, дабы бодхисаттва мог проявлять милосердие ко всем страдающим. Огромна популярность этого образа в странах северного буддизма. Китайцы называют его Гуань-инь, или Гуань-ши-инь, корейцы — Кваным, японцы — Каннон. Мифология А. дополнилась функциями местных божеств. Поскольку они чаще были женскими, отвечая за чадолюбие, помощь роженицам и т.д., постольку и бодхисаттва здесь изображается в облике женщины. В гималайских странах и Тибете его зовут Ченрези (spyan ras gzigs). Культ А. был первым в этих местах, и он стал их Покровителем, а Тибет — святой страной А. Здесь он получил многие новые формы воплощения, среди которых особенно важны его живые воплощения — духовные главы буддийских школ, рождающиеся вновь и вновь уже несколько веков. Далай-ламы школы гелук и кармапы школы кагью — вот самые известные проявления А. современности. Культ А. встречается в Монголии и у буддийских народов России, называющих его Арья-Боло (-Бала, -Була), или Хоншим. Причём его почитание среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды. Ибо в Ваджраяне, которой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтреи в будущем. В Ваджраяне А. приписывается 108 форм воплощения.