АСТРОЛОГИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Астрология
греч. astron звезда + ... логия) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими судьбами людей; возникло в средние века и продолжает существовать и в наше время.  

Источник: Словарь по культурологии

Астрология
греч. astron – звезда + logos – учение) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов, возникло в древности, было распространено в средние века, продолжает существовать в современном мире (предсказание будущего, составление гороскопов и др.).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Астрология
древняя вера в то, что звезды оказывают влияние на судьбы отдельных людей и народов. Роль звезд в жизни отдельных людей называют «натальной астрологией», в то время как «государственная или гражданская астрология» (mundan astrology) занимается судьбой народов и такими понятиями как, например, Эра Водолея. В прошлом астрология была популярна во многих культурах и сохранила свое влияние до сегодняшних дней. Однако в XVII в. подъем науки и серия широко публиковавшихся, но не исполнившихся пророчеств знаменитых астрологов дискредитировали ее.

Источник: Новые религиозные движения.

АСТРОЛОГИЯ
греч.-звезда и слово, учение): учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами народов и отдельных людей. Характер этой связи определяется астрологами с помощью особых чертежей и схем – гороскопов. Астрология возникла в древней Ассирии, Вавилоне и Египте и существует поныне, имея многочисленных приверженцев. Есть региональные и международные астрологические общества, издаются специальные журналы. Разнообразные гороскопы публикуют газеты, передают по радио и телевидению как на Западе, так и в нашей стране, хотя многие ученые считают астрологию лженаукой, а ее предсказания несостоятельными.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Астрология
(от греч. astron — звезда и logos — слово, учение) — лженаука о воздействии небесных тел (звезд, планет, комет, метеоритов и т. п.) на жизнь и судьбы людей, народов и гос-в. Возникнув в древнем Вавилоне и Египте, А. исходит из представления, что влияние небесных тел на судьбы людей носит таинственный мистико-магический характер, постигаемый лишь особо посвященными и просветленными высшей мудростью жрецами — «звездочетами», «астрологами», «астрогнозами». Большое распространение она получила в ср. века в Зап. Европе. А. и поныне сохраняется в капиталистических странах, где печатаются астрологические предсказания (гороскопы), издаются журналы и бюллетени. Пережитки астрологических представлений сохраняются в народных поверьях о «счастливых» и «несчастливых» звездах.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Астрология
Вера, не подкрепленная никакими надежными научными данными, в то, что на человеческие дела и характеры целых народов и отдельных личностей влияет расположение планет. Астрология — популярная псевдонаука; по своей численности астрологи сильно превосходят астрономов, но не следует путать астрологию с реальной наукой — астрономией. Обнародование в книге американского писателя Дональда Ригана «Для протокола» («For the record») того факта, что у бывшей Первой леди, г-жи Рейган, был свой астролог, с которым чета Рейганов согласовывала «практически все шаги и решения», должно было шокировать многих, но фактически удивило не всех. В рецензии на книгу Ригана в журнале «Нью-Йоркер» Френсис Фицджеральд писал: «Если бы по меньшей мере один из Рейганов не верил в астрологию, то такая супружеская пара была бы статистически нетипичной для Калифорнии». См. также Зодиак.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

Астрология
от лат. astron — звезда и логия) — учение, возникшее в глубокой древности, о воздействии небесных тел (светил) на земной мир и человека. Астрология ставит своей задачей по положению и движению светил (звезд, планет) определить судьбу человека; рождение ставится в зависимость от положения звезды и соответственно бытует выражение «родиться под счастливой (или несчастливой) звездой». Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и зодиака в момент определенного события, например рождения человека, называется гороскопом. Он основывается на том, связывается или нет происшедшее событие с прохождением определенной точки по эклиптике, которая задает характер и судьбу человека. Астрология связана с астральными религиями древних цивилизаций Востока; была широко распространена у вавилонян и вновь возродилась в эллинистическую эпоху, чему способствовала книга по астрологии «Terrabiblios», написанная Клавдием Птолемеем, великим автором «Алгаместа», учения о геоцентрической системе мира. С середины XX века астрология вновь стала популярной, в том числе в России.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АСТРОЛОГИЯ
букв. учение о звездах, толкование звезд. У древних греков и римлян означало то же, что и астрономия. Позднее гл. задачей А. стало определение судьбы человека по положению звезд и движению планет. Отсюда звездный знак (*) вместо слов «родился под счастливой (несчастливой) звездой». Табл. или рис., схематически изображающие расположение Солнца, планет и зодиакальных созвездий в момент опред. события, напр., рождения человека, наз. гороскопом. Одним из осн. источников А. был труд Клавдия Птолемея (II в.) «Terrabublios », хотя сам Птолемей считал, что звезды — это только половина дела, остальное зависит от самого человека. Большого развития А. достигла в Средние века и особенно в эпоху Возрождения. Составлением гороскопов занимался, в частн., И.Кеплер — ученый, к-рый в начале XVII в. открыл три з-на небесной механики. Не веря в предсказательную силу А., он составлял гороскопы, чтобы прокормить семью и иметь возможность заниматься астрономией и математикой. А. пользуется довольно большой популярностью и сегодня. Используя накопленный опыт и данные совр. науки, астрологи могут иногда предугадать событие, но вероятность его наступления невелика. Хотя жизнь на Земле действительно во мн. зависит от Космоса, однако определить законы его влияния на опред. человека и достоверно предсказать его судьбу невозможно. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АСТРОЛОГИЯ
от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) -лженаука о будто бы существующем влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отд. людей и народов. Возн. в Др. Ассирии, Вавилоне и Египте. А. объявила возможным предсказание судеб людей, исхода предстоящих событий по положениям светил, что привлекло к ней широкое внимание. Авторитет А. был настолько высок, что мн. императоры, полководцы принимали важнейшие решения только с учетом предсказаний астрологов. Будущее определялось с помощью особых чертежей -гороскопов. Несостоятельность А. неоднократно подтверждалась жизненной практикой. Подавляющее большинство предсказаний не сбывалось. Однако и редких, случайных совпадений предсказаний с наступившими событиями было достаточно для того, чтобы им продолжали верить. Мн. мыслители прошлого выступали против А., показывая ее нелепость. Сокрушит. удар по ней нанесли астроно-мич. открытия, в первую очередь учение Коперника. Несмотря на то что ложность астрологич. предсказаний давно доказана, в наст. вр. они вновь приобрели популярность в бурж. странах. В условиях роста мистич. настроений на Западе А. обрела вторую жизнь. В прес
се постоянно печатаются гороскопы, существуют астрологич. общества, выходят специальные журналы, имеющие многочисл. читателей. По признаниям печати, миллионы жителей капиталистич. стран подвержены ныне влиянию А.

Источник: Атеистический словарь

АСТРОЛОГИЯ
(от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - ложное учение о мнимой непосредственной зависимости всех событий и судьбы людей от небесных тел, обосновывающее попытки делать предсказания о будущем по положению небесных тел (такие предсказания, составленные по конкр. поводам, наз. гороскопами). А. в своей практике использовала нек-рые научные данные (астрономич. наблюдения, матем. вычисления), но, руководствуясь ложной идеологич. концепцией, превратно их истолковывала и употребляла для укрепления антинаучных представлений и предрассудков, служила религии. А. зародилась в Др. Вавилоне и Египте. В дальнейшем она распространилась в Др. Греции и Риме, затем в Византии и арабских странах, откуда проникла в Зап. Европу, где особенно большим авторитетом пользовалась в конце ср. веков. На протяжении столетий многочисл. астрологи составляли гороскоп мифич. Христа и утверждали, что вся история христианства была предопределена звездами. В XVIII в. вследствие научного и социального прогресса было значительно подорвано влияние религии на массы. Упало и влияние А. В России она не имела заметного распространения.
Астрологич. предрассудки сохраняются в бурж. среде как род суеверия, свидетельствующего о духовной деградации эксплуатат. классов капиталиста ч. стран, где все еще издаются книги по А., публикуются гороскопы. Почти офиц. признанно получала А. в фашистской Германии. Этот факт лишний раз разоблачает реакц. смысл А., ее использование для одурманивания людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АСТРОЛОГИЯ
греч.— звезда и—слово, учение)—учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Астрология возникла в древние времена, развилась в пору европейского средневековья, существует и ныне. Но лишь в средние века она оказалась органично включенной в культуру и составила наряду с алхимией я каббалой корпус оккультных наук этой культуры.
Астрология вырастала из простых каждодневных наблюдений. Неумолимые законы божественно-природной регулярности (смены времен года, чередования приливов и отливов, лунный цикл женщин, солнечный ритм растений сопоставляются с законосообразньм изменением места звезд на ночном небе. Складывается астрологический пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни, животные, растения с магическими свойствами. Принцип «земное узнается в небесном» (констелляции — судьбы людей, народов, стран) — центральный в астрологии, конкретная судьба человека, его завтрашний день считаются незыблемо предопределенными взаимным расположением светил.
Первые упоминания об астрологии находим у шумеров (5 тысячелетий назад). Она получает развитие в Древнем Египте, Индии, Китае, Средиземноморье, и лишь много позже — средневековая Европа с обязательным астрологом при дворе каждого властителя.
Научная критика астрологии и методов ее прогнозирования содержится в работах Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Гокелена, Дж. Мак-Джерви, Дж. Мак-Гру. Массовое увлечение астрологией и прочими отраслями тайновидения характерно для кризисных моментов развития общества и культуры. Современная индустрия астрологических предсказаний приобрела коммерческий размах.
Лит.: Рабинович В. Д. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Розинг Б. Л. Алхимия и астрология в современном естествознании. Л., 1924; Granbard M. Astrology and alchemy. Tw fossil sciences. N. Y., 1953.
В. Л. Рабинович

Источник: Новая философская энциклопедия

Астрология
(от греч. astrum звезды и logos — учение) учение о звездах, толкование звезд, предсказание земных событий по расположению небесных светил.
В древние времена А. рассматривалась как особая наука, усвоение к-рой позволяет по положению и движению звезд предсказывать судьбу человека. В средние века А. использовалась также для выявления благоприятной или неблагоприятной судьбы страны, правителя, отдельных свершений. Таблица, к-рая схематически изображает расположение солнца, планет и Зодиака в тот момент, когда совершается определенное событие, скажем, начинается война или рождается человек, называется гороскопом. Можно говорить о глубокой связи А. с астральными религиями древних цивилизаций Востока. Она была широко распространена у вавилонян и вновь возродилась в эллинистическую эпоху. Основные учебники по А. принадлежат Клавдию Птолемею и Фирмик Матери. В них А. понималась как предначертание судьбы. Однако отмечалось и огромное значение воли человека, его готовности или неготовности принять свой жребий. Значительного расцвета А. достигла в средние века. Можно указать на точки соприкосновения А. и мистич. религии.
Нек-рые астрологические сюжеты проникли в философию. Так, значительное признание получило древнее представление о том, что между человеком и вселенной существуют глубинная связь и многообразные соотношения. В современной философии человек рассматривается как космическое существо, чрезвычайно зависимое от космических предначертаний.
В наст. вр. в России на фоне соц. и духовного кризиса наблюдается всплеск интереса к А., к-рый усиленно подогревается средствами массовой информации. Издающиеся в виде брошюр или печатающиеся в кач-ве отдельных рубрик в популярных периодических изданиях гороскопы пользуются большим спросом. Отмечены попытки астрологов вмешиваться в политику. Научная общественность и духовенство выступают против навязывания астрологических представлений населению России.

Источник: Религии народов современной России

АСТРОЛОГИЯ
(Astrologie; от греч. ästron — «звезда» и logos — «учение») — учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. Позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак (*), употребляющийся вместо слова «родился», и выражение «под счастливой (или несчастливой) звездой». Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и зодиака в момент определенного события, например рождения человека, называется гороскопом; он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т. е. характер и судьбу человека. Эта астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации Востока; в 1П и II вв. до н. э. астрология была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. Основные учебники по астрологии написали Клавдий Птолемей (Tetrabiblos) и Фирмик Матери (Matheseos libri УШ, нов. изд. в 2 т., 1897 и 1913). Большого расцвета астрология достигла в средние века. Кеплером был составлен гороскоп Валленштейна, который прибегал к совету Г. Б. Сени (1600— 1656); Нострадамус (1503—1566) подвизался при дворе Екатерины Медичи и т. д. Первым значительным противником астрологии был Пико делла Мирандола, написавший 12 направленных против нее книг (1496). Гравюра Дюрера «Меланхолия» (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи. Интересные сведения об астрологии XVIII в. дает Казанова. В настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, так как она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, «что написано на звездах», но и вооружает человека аргументами д ля доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. W. und H. G. Gundel. Astrologumena. Dieastrolog. Literatur in der Antike und ihre Gesch., 1966; W. Knappich. Gesch. der A., 1967; H.-J. Eysenck, D. Nias. A. — Wiss. oder Aberglaube?, dt. 1984 (mit Bibi.); M. Allen. A. für das neue Zeitalter, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АСТРОЛОГИЯ
от греч. astrum звезда и logos - учение) - учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. Позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак О), употребляющийся вместо слова 4родился", и выражение 4под счастливой (или несчастливой) звездой". Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и Зодиака в момент определенного события, напр. рождения человека, называется гороскопом. Он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т.е. характер и судьбу человека. Астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации Востока; она была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. Осн. учебники по астрологии написали Клавдий Птолемей ("Terrabiblios"), считавший, что звезды - это только половина дела, все остальное зависит от человека, и Фирмик Матери (4 Matheseos libri VIII"). Большого расцвета астрология достигла в средние века. Кеплером был установлен гороскоп Валленштейна, который прибегал к совету В. Сени (1600-1656). Гравюра Дюрера 4Меланхолия" (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи, когда жил художник. Интересные сведения об астрологии 18 в. дает Казанова. В настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, т. к. она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, 4что написано на звездах", но и вооружает человека аргументами для доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. Ее противники утверждают, что все астрологические расчеты бессмысленны, а правильность прогнозов объясняется лишь случайным совпадением. Одним из осн. их аргументов служит тот неоспоримый факт, что с течением веков конфигурация созвездий на небосклоне Земли меняется. Так, если ок. 2 тыс. лет назад точка весеннего равноденствия действительно совпадала с началом созвездия Овна, то теперь она находится в Рыбах, а вскоре перейдет в созвездие Водолея. Астрологи же утверждают, что хотя величинам, которыми они пользуются, присвоены наименования созвездии или планет, однако на самом деле эти величины описывают лишь отдельные параметры магнитного поля Земли для того дня, часа и места, на которые составляется гороскоп. Впрочем, точность в астрологии - понятие относительное. Как прошлая, так и современная, она работает с вероятностями явлений и событий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АСТРОЛОГИЯ
Система взглядов, исходящая из того, что взаимное расположение Солнца, Луны и планет в момент рождения человека влияет на его судьбу и что поэтому его будущее можно предсказать. Астрология — одно из наиболее распространенных суеверий. В некоторых цивилизованных странах каждый третий взрослый человек платит, подчас дорого, за астрологические гороскопы. В Париже существует Высшая астрологическая школа, издающая рефераты, трактаты и учебники, а также присваивающая «ученые» звания. В этой «школе» преподает даже некий католический монах, ставящий свою подпись именно в качестве монаха.
То, что астрология — это заблуждение, можно обосновать трояким образом. Во-первых, все без исключения ученые, компетентные в этой области, т. е. астрономы, астрофизики и психологи, отвергают астрологию как суеверие. Во-вторых, утверждения астрологов совершенно голословны: приводимые ими «доказательства» противоречат элементарным принципам научной методологии, особенно статистики. В-третьих, известно, что судьбы людей, родившихся в одно и то же время и в одной и той же местности, которые, согласно астрологии, должны быть одинаковыми, на самом деле совершенно различны (св. Августин).
Для иллюстрации приведу выдержки из учебника по астрологии некоего Франческо Вагнера (раздел о планетах):
«Луна... пробуждает в нас естественное стремление к переменам, к небольшим путешествиям... делает нас более проницательными, усиливает интуицию, медиумические способности, пассивность. Регулирует деятельность женских органов, ответственна за половые расстройства, рождаемость, протекание беременности и родов.
Меркурий... планета интеллекта и духа, профессионального труда, интересов, особенно коммерческих. Именно Меркурий определяет ту роль, которую личность будет играть в обществе.
Сатурн... осуществляет предназначения, ведет человека по ступенькам духовного и социального прогресса — а также дает силы, необходимые для достижения цели. Это планета скорби и чувства долга...»
Конечно, все это прекрасно и поучительно — жаль только, что абсолютно необоснованно. О названных планетах известно лишь то, что они являются безжизненными небесными телами, движущимися в пространстве по законам механики. Известно также, что астрологические «вибрации» настолько слабы, что разговор, ведущийся вполголоса в соседнем помещении, действует на нас несравненно сильнее.
Одной из причин популярности астрологии, без сомнения, является тот факт, что астрологи иногда обладают проницательностью и интуицией, знанием человеческой души, а возможно, и медиумическими способностями, что дает им знание о клиентах, совершенно независимое от расположения небесных тел, хотя они приписывают успех своего диагноза астрологической «науке».

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

АСТРОЛОГИЯ
Греч.) Наука, определяющая воздействие небесных тел
на земные дела и претендующая на предсказывание будущих событий
по расположению звезд. Ее древность такова, что ставит ее среди
самых ранних рекордов человеческого познания. Много веков она
оставалась тайной наукой на Востоке, и в своем высочайшем аспекте
остается таковой и в наши дни; на Западе ее экзотерическое
применение было доведено до какой-то степени совершенства лишь в
период времени с того момента, когда Вараха Мухира написал свой
труд по Астрологии примерно 1400 лет тому назад. Клавдий
Птолемей, знаменитый географ и математик, около 135 г. н.э.
написал трактат "Tetrabiblos", по-прежнему являющийся основой
современной астрологии. Наука Гороскопии теперь изучается,
главным образом, в четырех направлениях: т.е. 1) Земная - в ее
применении относительно метеорологии, сейсмологии, земледелия и
т.д.; 2) Государственная или гражданская - относительно судеб
наций, царей и властителей; 3) Ежечасная - в отношении
развеивания сомнений, возникающих в уме по какому-то вопросу; 4)
Гороскопическая - в ее применении к судьбам личности с момента их
рождения до смерти. Египтяне и халдеи были одними из самых
древних приверженцев Астрологии, хотя их методы чтения звезд и
современная практика значительно различаются. Первые утверждали,
что Бэлус, Бэл или Элу халдеев, потомок божественной Династии или
Династии царей-богов, был родом из страны Хеми, и покинул ее,
чтобы основать колонию Египта на берегах Евфрата, где был
построен храм, обслуживавшийся жрецами, находившимися на службе у
"владык звезд"; эти жрецы приняли название халдеев. Известны два
факта: а) что Фивы (в Египте) претендовали на честь изобретения
Астрологии; и б) что халдеи были теми, кто учили этой науке
другие народы. Теперь, Фивы в значительной мере предшествуют не
только "Уру халдеев", но и Ниппуру, где Бэла сперва почитали, -
Син, сын его (луна), был верховным богом Ура, родины Тераха,
сабеянина и астролатра, и Авраама, его сына, великого астролога
библейского предания. Таким образом, все склоняется к
подтверждению заявления египтян. Если позже звание астролога
обрело в Риме и других местах дурную славу, то это произошло
благодаря мошенничеству тех, кто хотел зарабатывать деньги с
помощью того, что было неотъемлемой частью святой Науки Мистерий,
и кто, будучи несведущими относительно последней, развили
систему, основанную исключительно на математике, вместо
трансцендентальной метафизики, и имевшую физические небесные тела
в качестве ее упадхи или материальной основы. Все же, несмотря на
все гонения, число приверженцев Астрологии среди наиболее
мыслящих и ученых умов всегда было очень велико. Если Кардан и
Кеплер были среди ее ревностных приверженцев, то ее более поздним
последователям нет причины краснеть, даже при ее ныне
несовершенной и искаженной форме. Как сказано в "Разоблаченной
Изиде" (I, 259): "Астрология для точной астрономии есть то же,
что психология для точной физиологии. В астрологии и психологии
необходимо выйти за пределы видимого мира материи и вступить во
владения трансцендентного духа." (См. "Астроном".)

Источник: Теософский словарь

АСТРОЛОГИЯ
греч. astron — звезда и logos — учение) — специфическая система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении. Основополагающая идея А. состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям. Следовательно, согласно А., изучая особенности моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. На этом основаны анализ и предсказания по карте рождения уникальных свойств и особенностей развития любого интересующего нас образования, структуры. Кроме того, весь мир подчиняется единым ритмам, единым циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах. Циклы движения планет, развитие биологических объектов подвергаются действию одних и тех же природных сил и законов. В каждом цикле А. выделяет двенадцать частей, или фаз, характеристики которых связаны с зодиакальной символикой. Зная эти циклы, можно понять особенности каждого конкретного момента времени, глубинные причины событий, дать прогноз развития на будущее. В основе А. лежит идея подобия, тождества, гласящая, что весь мир — единая система, части которой тесно взаимосвязаны и пронизаны едиными ритмами ("то, что наверху, подобно тому, что внизу"). Интуитивные открытия древних философов и научный поиск в направлении интеграции современных физических знаний обратили человечество к идее возможной взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и макрокосма. Планеты и звезды, согласно А. — буквы универсального алфавита. Они используются как наиболее наглядная модель мира, помогающая понять глобальные процессы и, главное, проекцию влияния этих процессов на Землю. Вернадский, ставя организацию биосферы в тесную онтогенетическую связь с космосом, писал: "Поворот, совершающийся в нашем 20 в. в физике, ставит в научном мышлении на очередь пересмотр основных биологических представлений. По-видимому, он впервые позволяет в строго научной концепции мироздания поставить в Космосе на подобающее место явления жизни". Вернадский рассматривал земную жизнь как продукт сложного общевселенческого процесса, необходимую и закономерную часть "стройного космического организма". На протяжении известного нам периода истории человечества идеи, близкие А., можно встретить у таких авторов как Геродот, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Платон, Сенека, Альберт Великий, Улугбек, Хайам, Коперник, Кеплер, Галилей, Тихо Браге, Лейбниц, Карданус, Авиценна, Парацельс, Аль Бируни, Кампанелла, Эйнштейн. Лаплас, исследовавший знания А. чисто математическими методами, писал о том, что этим знаниям не менее 25—30 тысяч лет. Первый астрологический клинописный текст относится к Старовавилонскому периоду (19-16 вв. до н.э.) и содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях. Этот вид А. носит название А. предзнаменований, которая характеризуется тем, что в ее рамках еще не существовало деления эклиптики, подобного Зодиаку, и А. не интересовалась судьбами отдельных личностей (кроме правителей государств), а предсказания основывались только на наблюдаемых астрономических явлениях. Наряду с такой А. существовала гороскопная А. (или А. личности), основанная на свободном выборе человеком своей судьбы, варианты которой заложены в карте рождения — гороскопе. Археологические данные говорят о том, что первый известный сейчас гороскоп личности был составлен в Вавилоне в о в. до нашей эры. В Персии, в 7-6 вв. до н.э. были записаны древние авестийские тексты, положенные в основу зороастрийской государственной религии (были сожжены Александром Македонским после завоевания им Персии в 4 в. до н.э.). Понимание даже дошедших до нашего времени древнейших текстов Авесты невозможно без знания А. Именно из Персии распространился по всему мир известный гороскоп личности, корни которого лежат в древнейших знаниях Авесты. В современной культуре могут быть зафиксированы такие дифференцированные феномены, как медицинская А., имеющая своим предметом причины болезней и методы лечения; коллективная (или резонансная) А., центрированная вокруг проблем взаимоотношений людей в коллективе; астрогеография и др.
В.И. Кудрявцева

Источник: Новейший философский словарь

Астрология
(Astrology). Древняя наука или искусство, претендующее на то, что может обнаружить и истолковать влияние звезд и планет на судьбы людей и ход мировых событий. Некрые сторонники этого учения утверждают, что планеты действительно оказывают влияние, тогда как другие полагают, что изучение их движения и положения в пространстве указывает на то, как будет происходить то или иное событие в жизни конкретного человека. Астрологию следует отличать от астрономии  последняя приобретает знание о движении небесных тел и действии законов, управляющих их перемещением в пространстве, а первая наделяет определенным значением связь между небесными телами, с одной стороны, и жизнью людей, атакже ходом мировых событий  с другой.
Первоначально астрология развивалась в Месопотамии, среди ассирийцев и вавилонян в VIIVI вв. до н.э. Истолкование движения небесных тел и их положения в пространстве было одним из главных средств, крым располагали жрецы, чтобы обнаружить волю и намерения богов. Индивидуальные гороскопы еще не получили распространения, поскольку в то время применение астрологии ограничивалось заботой об общественном благе и благополучии царя как главы государства. В период персидских завоеваний, в кон. VI в. до н.э., астрология получила распространение в Египте. После смерти Александра Македонского и распада его империи астрология из империи Селевкидов проникла в западный греческий мир. В III в. до н.э. появились и приобрели популярность индивидуальные гороскопы. ВI в. до н.э. астрологией стали заниматься римляне. Август и Тиберий были первыми римскими императорами, крые официально разрешили практиковать астрологию.
Значительное влияние на распространение астрологии оказал Птолемей, величайший александрийский математик, астроном и географ II в. н.э. Установив, что Земля имеет шарообразную форму и находится в центре Вселенной, Птолемей в своем сочинении "Тетрабиблос" рассматривал вопросы астрологии, причем его астрологические представления стали своего рода эталоном для построения средневековых астрологических текстов. С характерной для Средневековья доверчивостью и христиане, и евреи рьяно увлекались астрологической практикой. С VII по XIV в. она была широко распространена у арабских мусульман. В XIV и XV вв. астрология была довольно популярна даже в политических кругах Зап. Европы, но в XVI и XVII вв., с развитием новой астрономии в лице Коперника и Ньютона и наступлением эры разума, она утратила былое значение. Возрождение астрологии отчасти обусловлено неуверенноетью и тревогой, характерными для нашей эпохи, а также тому, что христианские принципы западной цивилизации в значительной степени перестали оказывать влияние на жизнь.
В ВЗ недвусмысленно осуждается обожествление небесных тел (см., напр., Втор 4:19; 4Цар 17:16), поклонение крым учредил в Южном царстве Манассия (4 Цар 21:15), а Осия запретил (4 Цар 23:5). Иеремия упоминает о том, что евреи поклонялись "богине неба" (т.е. Иштар, планете Венере,  см. Иер 7:18; 44:1719) и обожествляли небесныетела(8:2; 19:13).
Но обожествление планет  не то же самое, что астрология. Исайя говорит о звездочетах, "наблюдателях небес", крым известны знаки зодиака (Ис 47:13). Презрение к ним ясно выражено в его словах о том, что они не могут спасти даже самих себя. Евреи должны непосредственно обращаться к своему Богу. Во времена Даниила косвенно осуждали астрологов, когда они не могли удовлетворить требования Навуходоносора. Даниилу по божественному произволению было дано истолковать то, чего не истолковали мудрецы и звездочеты (Дан2:27;4:7; 5:7,11).
В тексте НЗ есть два места, крые некрые исследователи связывают с астрологическими представлениями. Одно из них  слова ап. Павла о "высоте" и "глубине" (Рим 8:39). Однако, скорее всего, это термины не астрологии, но астрономии, и они всего лишь указывают на небесное пространство над и под линией горизонта, где совершают свое движение звезды. Упоминание в тексте евангелий о звезде, края появилась на небе во время рождения Иисуса, также вызывало множество астрологических и астрономических дискуссий. Маги, крые, скорее всего, были индийскими жрецами, видели звезду на востоке (Мф 2). Что это было  новая звезда, комета, тесное сближение планет (напр., Юпитера, Марса и Сатурна) или же некое сверхъестественное свечение в небе? Так или иначе, это небесное явление означало для них, что родится великий царь евреев. Однако это никак не подтверждает истинность астрологии. Бог может открываться взыскующим Его душам посредством того, что для них вразумительно. Если было знамение на небе в момент смерти Иисуса (солнце померкло) и будут небесные знамения при Его Втором пришествии (см. Лк 21:25), почему не могло быть такого знамения, когда Он родился?
H.F. Vos(nep. В. Р.)
Библиография: F. Cumont, Astrology and Religion Among the Greeks and Romans; Tetrabiblos, ed.
F.E.Robbins.
См. также: Оккультизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

астрология
АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron — звезды и logos — учение) — учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. А. возникла в древние времена, развилась в пору европейского Средневековья, существует и ныне. Но лишь в Средние века А. оказалась органично включенной в христианскую культуру и составила наряду с алхимией и каббалой корпус оккультных наук этой культуры как ее паракультурную составляющую.         Свобода воли и божественное предопределение — фундаментальный парадокс христианского мышления. Астрологические же прогнозы скорее механистичны, нежели духовно напряженны. Зато наглядно демонстрируют, как это и свойственно паракультурным феноменам, предопределяющую грань христианской мысли, пренебрегая свободой воли как иной гранью этого же мышления.         Принцип «земное узнается в небесном» (констелляции — судьбы людей, народов, стран) — центральный в А. Он — средство достижения миропорядка. Но стремление к неукоснительному порядку срывается в путаницу, когда одна и та же планета может знаменовать и счастье и несчастье сразу. Плюрализм возможностей, на протяжении веков спасающий А., заклинание небес или отдельных небожителей — основание средневековой магии.         Очевидна связь технохимической процедуры в алхимии с зодиакальными констелляциями. Сакрально значимый алхимический космос дан в терминах ремесленной процедуры. Космическая цель — практическое средство. Иное дело в А.: конкретная судьба человека, его завтрашний день незыблемо предопределены взаимным расположением светил. Житейская цель — астрально-духовное средство. Получается, что алхимия — это, так сказать, А. наоборот, сопрягающаяся с алхимией по принципу дополнительности и складывающаяся с нею в двоящееся целое. Именно это целое и противостоит каноническому Средневековью, освященному официальной христианской доктриной.         А. явила определенные эвристические возможности — раскрыла скрытые механизмы этой культуры, подвигнув ее к радикальным преобразованиям.         В древности же А. вырастала из простых каждодневных наблюдений. На фоне вечных небес человек — всего лишь песчинка. Но... неумолимы законы божественно-природной регулярности: смены времен года, чередования приливов и отливов; лунный цикл у женщин, солнечный ритм у растений... А звезды при этом законосообразно изменяют на ночном небе свое место. Не по законам ли звезд живут в Поднебесной? А тут еще и пленительная магия чисел: 12 созвездий, 12 месяцев, 7 планет, 7 частей света, 4 времени года, 4 времени суток... Складывается астрологический пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни, животные, растения с магическими свойствами.         Первые упоминания об А. находим у шумеров (5 тысячелетий назад). Далее — Египет, степи Азии, Кавказ, Гиндукуш, Памир, Индия, Китай, Средиземноморье. И лишь много позже — средневековая Европа с обязательным астрологом при дворе каждого властителя.         Определяющим понятийно-операциональным конструктом А. является гороскоп (греч. Horoskopos — наблюдающий время), представляющий собой таблицу взаимного расположения планет и звезд на определенный момент времени для предсказания судьбы. Отсюда «искусство звездочтения».         Как же устроен гороскоп? Солнце, Луна и другие планеты солнечной системы обращаются вдоль пояса, который называется зодиаком. Он разделен на 12 равных частей (знаки Зодиака). Их названия соответствуют зодиакальным созвездиям — Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Весы, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Знаки расположены со смещением относительно созвездий на 30 градусов, т.е. на одно созвездие. Дело в том, что правила А. установились два тысячелетия назад. С тех пор из-за перемещения земной оси относительно плоскости земной орбиты (явление прецессии) система небесных координат сместилась, но знаки остались неизмененными. Границы созвездий также поменяли свое положение. Оказывается, и солнце в течение года пересекает границы 13 созвездий, хотя астрологи насчитывают по-прежнему 12 знаков Зодиака. Отсюда некоторые разночтения в «точнейшем» искусстве звездочтения. Помимо этого в А. и небесная сфера разделена на 12 секторов, которые зафиксированы относительно горизонта («дома»). На вертикальном круге, который проходит через точки Востока, Запада и Зенита, «дома» представлены секторами по 30 градусов каждый. Разбивка на «дома» производится от точки Востока через Надир (противостоит Зениту) к Западу. Таким образом, гороскоп представляет собой таблицу, на которой фиксируется взаимное расположение знаков Зодиака, планет и «домов», если наблюдать их в конкретное время из определенного места Земли. Для конкретного человека он представляет собой таблицу, составленную для места и времени рождения (или зачатия) данного человека.         Правила составления гороскопов изложены Секстом Эмпириком в сочинении «Против астрологов» более 2000 лет назад. Но сама система этих знаков связана с положением точки весеннего равноденствия, которая вследствие, прецессии оси вращения Земли, перемещается среди звезд, оттого и положение знаков Зодиака тоже смещается относительно направления на звезды и остается в связи только с временами года. Современная наука не без оснований считает, что А. вообще не имеет отношения к звездам; в лучшем случае — к телам Солнечной системы. Но и это под вопросом. Столь же проблематично приливное гравитационное влияние планет на человека и т.п.         Гороскопы бывают натальными (личными) и синастрическими («коллективными»). Соответственно разделяются и направления А.: натальная А. имеет в качестве своих объектов индивидуальные особенности человека (характер, темперамент, вкусы, интересы, способности, интеллект, здоровье, карьера); синестральная А. ориентирована на совместимость пар и коллективов, на метеорологические ситуации, на циклы развития городов и стран, на политические, экономические и прочие социальные сдвиги и потрясения.         В Новое и, особенно, в новейшее время А. уверенно заняла свое место. Современная А. рядится в респектабельные одежды науки, берется предсказывать, пользуясь методами астрономии, солнечные или лунные затмения, поражая воображение легковерных людей. Астрологи утверждают, что 70—80% их прогнозов сбываются. Однако при этом не приводится процедура расчета вероятности верности предсказания. Научная критика А., особенно на Западе, сейчас достаточно развита (работы Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Гокелена, Дж. Мак-Джерви, Дж. Мак-Гру). Но не она определяет отношение к А. в современном мире. Повальное увлечение А. и прочими отраслями тайновидения характерно для кризисных моментов общественного развития, для периодов социокультурного безвременья. Бум обскурантизма в нашей стране это подтверждает. Но и за пределами России астрологическая экспансия огромна, индустрия астрологических предсказаний приобрела коммерческий размах. Без консультации с астрологом не выберут себе мужа или жену, не сменят работу или место жительства. Так, по мере ее исторического бытования А. выродилась из своеобразного явления культуры в уплощенную отрасль обскурантизма. Завладевая массовым сознанием, А. подвергает необратимой эрозии многовековые традиции высокого рационализма. И эта опасность существенна.         В.Л. Рабинович

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АСТРОЛОГИЯ
1) наука о движении планет; 2) система символов, основанная на представлении об особом влиянии планет и созвездий на жизнь людей и природные процессы. Оценивалась как наука во всех известных архаических цивилизациях. Только в античной Греции существовало предубеждение против астрологии (по закону Афин за астрологические занятия следовало десятилетнее изгнание из города). Уже у древних арийских племен фиксируется культ астрологии, именуемой йотишей (от «нотис» — свет). Преобладает мнение, что зародилась она в Двуречье, откуда и распространилась по миру. В Вавилоне каждому из дней недели соответствовала одна из планет, в соответствии с которыми они и назывались. Диодор Сицилийский свидетельствовал о существовании астрологических таблиц в Египте за 10 000 лет до н. э. Главным египетским астрологическим центром являлись Фивы. Египтяне утверждали, что овладели искусством читать по звездам от халдеев. Покровителем занятий астрологии в Египте считался бог мудрости Тот. В Риме таким покровителем выступал Меркурий. Систематизацию астрологических знаний осуществил представитель Александрийской школы Клавдий Птолемей в труде «Тетрабибиос». Помимо астрологии человека, им проводилась классификация по зодиакальным знакам известных государств. По толкованию России соответствовал знак Водолея. Большое значение уделяли астрологии кельтские жрецы — друиды. Изображение зодиакальных знаков приписывалось мифическому жрецу Раму. В Римской империи расцвет астрологии приходится на время покровительствующего ей Тиберия. При тяготевшем к греческой антиастрологической традиции Августа звездочеты были изгнаны из Рима. Новая астрологическая волна приходилась на эпоху распространения митраизма. Даже на заимствованном у митраистских жрецов троне папы римского по сей день изображены зодиакальные знаки. Особенно увлечен был астрологическими разработками Юлиан Отступник. Важнейшее место отводилось астрологии в герметизме и гностицизме. Гностики полагали, что знания о влиянии планет позволяют человеку обрести свободу. Распространилось мнение о превращении в звезды душ умерших. Астролог выполнял роль посредника между человеческим и планетарным миром. Гонения на звездочетов перманентно проходили в рамках средневековой христианской культуры. С точки зрения Блаженного Августина, астрологический детерминизм противоположен христианской идее о свободе воли. Впрочем, в Византии астрологи традиционно составляли ближайшее окружение императоров. Активно занимался астрологией папа римский Сильвестр. Звездочеты были и при дворе Ивана IV Грозного. Новый расцвет астрологии был связан с арабской средневековой культурой. От арабов астрологические идеи проникли в Европу, составив важный компонент еретических учений. Планетарный круг был разделен на 12 арок по 30 градусов, каждой из которых соответствовала аллегорическая (зодиакальная) символика. Соответственно рождение людей, и их черты характера дифференцировались на 12 календарных отрезков. Популярность приобрели гороскопы, в которых судьба человека расписывалась по времени и месту рождения. Знаки Зодиака классифицировались на четыре группы господства субстанциональных элементов — огня, земли, воды, воздуха. Огненной стихии (Овен, Лев, Стрелец) соответствовал человек интенсивного темперамента, обладающий властным, волевым императивом. Знаку воды (Рак, Скорпион, Рыбы) человек с высокими интуитивными качествами. Символика воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) подразумевала логику и интеллектуальный потенциал. Стихия земли (Телец, Дева, Козерог) характеризовала расчет и надежность. Огню и воздуху соответствуют люди с экстравертной психикой, земле и воде — интровертной. По силе выражения внутренних зодиакальных качеств выделяются три группы знаков: слабые (Стрелец, Рыбы, Близнецы, Дева), средние (Лев, Скорпион, Водолей, Телец) и сильные (Овен, Рак, Весы, Козерог). Поляризация зодиакальных символов происходит по следующим принципам: северные — южные, командные — подчиненные, мужские — женские, дневные — ночные, антропоморфные — зооморфные. Сложные астрологические комбинации определялись выделением планет союзников и противников. Астрологическая медицина строилась на представлении о соответствии частей человеческого тела тому или иному планетарному объекту. Целебные травы собирались по графику лунного цикла, с учетом их астрологического знака. Астрология представляла один из главных компонентов мистериальных таинств. В системе астрологического посвящения выделялось семь ступеней, высшей из которых являлась инициация Астронома. Посвящаемому вручали высший знак астрологической мудрости — тау-крест. Одним из проявлений астрологического ритуала являлся, к примеру, хоровод, имитирующий путь планет. Мифологическая школа интерпретировала через астрологическую призму многие произведения мировой культуры. В частности, как астрологическое описание дешифруется Библия. Двенадцать апостолов истолковываются как 12 месяцев, 30 сребреников — 30 днями месяца, Христос — солнце, его рождество — солнцеворот и т. п. Считалось, что Евангелия Матфея и Луки описывали звездное небо соответственно через астрологию Солнца и Луны. Статистическая верификация астрологических данных свидетельствует об их ненаучности. Американский физик Дж. Мак-Джерви, изучив связь времени рождения 17 тыс. ученых и 6 тыс. политических деятелей с их профессиональным статусом, пришел к выводу о ее случайном характере. К аналогичным отрицательным результатам пришел американский психолог Дж. Мак-Гру, проверявший способность наиболее опытных членов федерации астрологов штата Индиана предсказывать характер человека по дате и месяцу его рождения. Также не подтвердила астрологических предсказаний проверка американскими экономистами Дж. Беннетом и Дж. Бартом тезиса о влиянии положения планет на профессиональную склонность людей, в частности знаков, «управляемых Марсом», при поступлении на военную службу. В рамках складывающегося направления «исторического катастрофизма» в качестве виновников земных коллизий провозглашаются Луна, комета Галлея, звезда Сириус, созвездие Змееносца (Заххака) и другие космические объекты. А. И. Войцеховский относил к следствиям прохождения кометы Галлея в непосредственной близости от Земли такие разноплановые исторические катастрофы, как гибель Атлантиды и крито-минойской цивилизации, аварию на Чернобыльской АЭС, инфекционные эпидемии, включая СПИД, и т. п. Согласно гипотезе О. Ноегарда, большинство переломных событий истории совершалось в фазе нахождения Луны в 13-м зодиакальном созвездии Змееносца: издание Закона о введении в России золотого обращения (финансовая реформа Витте); царский Манифест от 17 октября 1905 о введении представительной власти в России; открытие I Государственной думы; назначение П. А. Столыпина премьерминистром; начало Первой мировой войны; отречение Николая II от престола; принятие «Декларации прав народов России» (от 02.11.1917); принятие первой Конституции СССР; подписание советско-германского договора о ненападении (пакт Молотов — Риббентроп); работа XIX партконференции КПСС; визит Горбачева в ГДР (6.10.1989), с которого началась череда «бархатных» революций в Восточной Европе; создание ГКЧП; начало гайдаровских реформ — «либерализация» цен (2 января 1992); объявление Ельциным указа № 1400 по ТВ (о роспуске Верховного Совета РФ); выборы в Думу и референдум по ельцинской конституции (17.12.1993). Конспирологическая парадигма «исторического катастрофизма» строится на предположении о существовании заговорщической инфернальной группы, связывающей деструктивные космические импульсы с контринициационной практикой. Согласно О. Ноегарду, руководство ведущих политических сил посвящено в действие астрологических закономерностей. Дискуссия В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого о времени начала штурма Зимнего дворца интерпретируется автором как спор, какую астрологическую доминанту приобретет устанавливаемый советский режим. «Точка Ленина», соответствующая асценденте Сатурна, предопределила национал-большевистскую парадигму революции. Сообразно с методологией А. Л. Чижевского построены теории фиксации космических ритмов истории. По историческому гороскопу Г. Кваши квантом истории, как неким реально существующим сверхгодом, является четырехлетний цикл. Все великие революции, переломные события исторического процесса, приходятся на годы Змеи, Петуха и Быка: 1789, 1797, 1801, 1825, 1861, 1881, 1905, 1917, 1921, 1929, 1941, 1945, 1953 и др. При этом автор полагает, что годам Быка соответствует идеологический вектор перемен, Петуха — экономический, Змеи — политический, предопределяющие весь четырехлетний цикл. Конспирологический вариант интерпретации истории, как смены астрологических эпох, представил В. А. Истархов. Христианство и коммунизм, определяемые автором в качестве профанических лжеучений монотеистического толка, смогли достичь господствующего положения только в контексте длящейся 2160 лет космической эпохи Рыб, склонной к обману. Наступающая эра Водолея должна, по мысли В. А. Истархова, вновь утвердить арийско-ведическое язычество. Источ.: Вронский С. Астрология о браке и совместимости. Киев, 1993; Звезды, не лгут. Но верить ли астрологии? // Наука и религия. 1991. № 10; Войцеховский А. И. Виновница земных бед? // Знак вопроса. 1990. № 7; Ноегард О. Тринадцатый знак Зодиака: историко-криминоло-гическое расследование. М., 1997; Кваша Г. Исторический гороскоп // Наука и религия. 1992. № 8–9; Истархов В. А. Удар русских богов. М., 1999; Кригард Дж. А вы поклоняетесь Луне… // Наука и религия. 1990. № 7; Ковалев С. И. Из истории критики христианства (Мифологическая школа) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М., 1959. Т. 3.; Морозов Н. А. Христос. (История человеческой культуры в естественно-научном освещении): В 7 т. М.; Л., 1924–1932; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Астрология в литературно-философском наследии Рерихов

Александров И. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Астрология в литературно-философском наследии Рерихов

Александров Илья Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Классическая астрология К. Птолемея как способ постижения мира в эпоху античности

Коркунова О.В., Букурова А.В.
В статье исследуется модель астрологии, созданная К. Птолемеем. Показано, как он рационализировал эту систему знания. Выявляются ключевые моменты созданной К.
Читать PDF
0.00 байт

Календарная и астрономо-астрологическая традиции как формы осмысления судьбы

Чиж Мария Борисовна
На основе выявления особенностей мифологемы судьбы, выявляется, что создание календарей и развившаяся из них более сложная астрономо-астрологическая традиция способствовали рационализации «судьбы», стали формой ее осмысления и сре
Читать PDF
0.00 байт

"маргинальный" характер астрологии в культуре Европы XVI-XVII веков: Ренессанс Реформация

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена специфическому статусу европейской астрологии в переходный период культурного развития, изменению ее содержания и смещению функций.
Читать PDF
0.00 байт

Природные основания критики астрологии в трактате Джованни Пико делла Мирандола «Рассуждения против

Акопян Ованес Львович
В статье анализируется антиастрологическая полемика Дж. Пико делла Мирандола в его последнем трактате «Рассуждения против прорицательной астрологии».
Читать PDF
0.00 байт

Астрологическая доктрина в эпоху Ренессанса

Автор реферата С.А. Гудимова
Читать PDF
0.00 байт

КРИТИКА АСТРОЛОГИИ И МАГИИ В ТРУДАХ ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1486—1493 ГГ.)

Акопян Ованес Львович
В работе анализируются представления об астрологии и магии в ранних трудах итальянского философа Джованни Пико делла Мирандола.