АСМОДЕЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АСМОДЕЙ
злой дух, упоминающийся в Библии и в апокрифич. иудейской и христ. литературе. Как нарицат. имя употребляется для обозначения сластолюбца, нарушителя супруж. согласия.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АСМОДЕЙ
Персидский Аэшма-дэв, Эшам-дэв парсов, "злой Дух
Похотливости", согласно Бреалю, которого евреи присвоили под
именем Ашмедай, "Разрушитель"; "Талмуд" отождествляет эту тварь с
Вельзевулом и Азраэлем (Агелом Смерти) и называет его "Царем
Чертей".

Источник: Теософский словарь

АСМОДЕЙ
др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Талмуде (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс. религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. воспроизводится в «Сказании о Соломоне и Китоврасе» и в «Разговоре Соломона с Морольфом» (Китоврас и Морольф - др. имена А.).

Источник: Атеистический словарь

Асмодей
иуд.)  – злой демон, обычно символизирующий похоть. Считалось, что А. разрушает брачное сожительство посредством вызова бессилия, холодности и склонности к противоестественным отношениям. Происхождение А. связывается с блудом между падшими ангелами и «дочерьми человеческими». А. преследовал девицу Сарру, умерщвляя ее мужей в первую брачную ночь до наступления супружеской близости, пока благочестивый Товий с помощью архангела Рафаила не прогнал А. и не женился на Сарре. С А. связана одна из легенд о царе Соломоне, подчинившем демона с помощью магии. Возгордившись, Соломон предложил А. показать свою мощь и отдал ему свой магический перстень. Получив перстень, А. забросил Соломона подальше, принял его облик и занял его место. Впоследствии А. разоблачили как самозванца, потому что он нарушал в гареме Соломона ритуальные запреты, соблюдающие чистоту брачных сношений.

Источник: Мифологический словарь

Асмодей
евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться ее браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Госрода и Архангела Рафаила, удается прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3:7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «Божьих установлений» — брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к I в. н. э. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) Ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутыми Быт. 6:2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии — перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордыню. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделен амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удается опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», срв. сюжет Мидаса и Силена, «чудовища на человеческой службе», срв. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдает ему свой магический перстень; А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдает свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнер Соломона носит наименование Китоврас (срв. греч. Kfevxaupoq, кентавр), в западноевропейских — Маркольф (Морольф, Марольт). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии