У индийцев божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день Ашвины объезжают вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших, излечивают слепых и хромых.
Ашвины — древние, но вечно юные боги, сильные и прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов, так и смертных.
АШВИНЫ
АШВИНЫ
Ашвины
индуист.) – «обладающие конями» или «рожденные конями» – божественные братья-близнецы, живущие на небе. А. связаны с утренней и вечерней зарей. Разбуженные Ушас, они несутся по небу на золотой колеснице, запряженной конями или птицами, объезжают за день Вселенную и прогоняют тьму. А. помогают в беде, приносят богатство, пищу, коней, коров, детей, свет, счастье, здоровье и долгую жизнь. Они защищают и вознаграждают певцов, излечивают слепых и хромых, возвращают жизнь умершим. Существует несколько мифов об их рождении. В основном мифе говорится, что дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата, которого не любила. Родив ему близнецов Яму и Ями, Саранью подменила себя очень похожей женщиной, а сама обернулась кобылицей и убежала из дома. Заметив подмену, Вивасват обратился в коня и догнал Саранью. Она помирилась с ним и родила двоих сыновей-близнецов, Насатью и Дасру, которые стали называться А.
Источник: Мифологический словарь
АШВИНЫ
(букв. Конники) — двое божеств, братьев-близнецов; в Ведах ассоциируются с предрассветными и вечерними сумерками; входят в число 33 богов ведийского пантеона. А. сопровождают в небе солнечную деву Сурью, дочь Савитара, к-рую сватают за Сому, бога луны; именуются также братьями (или сыновьями) Ушас, богини зари. В Ведах А. прославляются как наиб, благосклонные к людям божества, исцеляющие от болезней, возвращающие жизнь умершим, спасающие от беды (особенно гибнущих в водах). Из-за близости к людям они занимают относительно низкое место среди др. богов (Индра только после борьбы допускает их к жертвоприношению сомы). Позднее А. считаются сыновьями бога солнца Вивасвата и божеств, кобылицы Саранью, дочери Тваштара, братьями Ямы; их зооморфные ипостаси — кони или птицы. В послеведийском пантеоне А. заметной роли не играют. В образах А. отражаются следы индоевроп. культа и мифологии изначальных близнецов. Исследователи указывают на родство А. с Диоскурами греч. мифологии; образ богини, сопровождаемой двумя зооморфными (кони или птицы) спутниками, параллель образам Ушас и А. (Елены и Диоскуров), известен в мифологии и иконографии др. народов (обнаруживается и в памятниках протоиндийской цивилизации). А. неразлучны и обычно неразличимы, но позднее называют их индивидуальные имена — Насатья и Дасра (изначально означавшие обоих наряду с гл. именем). Первое встречается еще в переднеазиатском тексте II тыс. до н. э. и имеет параллель в иранской мифологии.
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
АШВИНЫ
Санскр.), или Ашвинау, двойственный; или же
Ашвини-Кумарау - наиболее таинственные и оккультные божества,
которые "смущали древнейших комментаторов". Буквально, они
"Всадники", "божественные возничие", так как они едут в золотой
колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и "владеют
множеством форм". Они суть два ведийских божества,
сыновья-близнецы солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини.
В мифологическом символизме они являются "яркими предвестниками
Ушас, зари", будучи "вечно молодыми и красивыми, светлыми,
подвижными и быстрыми, как соколы", "прокладывающие путь для
прекрасной утренней зари к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь".
Их называют также "целителями Сварги" (или Дэвачана), поскольку
они исцеляют все страдания и горести, и излечивают все болезни.
Астрономически они - созвездия. Им восторженно поклонялись, как
показывают их эпитеты. Они - "Океаном порожденные" (т.е.
родившиеся от пространства), или Абдхиджау, "увенчанные
лотосами", или Пушкара-шраджам, и т.д. Яска, комментатор,
заявляет в "Нирукте", что "Ашвины представляют переход от тьмы к
свету" - космически, и мы можем добавить, что и метафизически.
Мьюир и Гольдштюкер склонны усмотреть в них древних "широко
известных всадников", - несомненно исходя из легенды, "что боги
отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению на основании, что
те были в слишком близких отношениях с людьми". Именно так, ибо
как поясняет тот же Яска, "они отождествлены с небом и землею",
только по совершенно иной причине. В действительности они подобны
Рибхам, "сперва прославленным смертным (но иногда и
не-прославленным), которые с течением времени переведены в
общество богов"; и они проявляют отрицательный характер,
"результат союза света с тьмою", просто потому, что эти близнецы
является, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися
"Принципами" в этой Манвантаре.
Ашвини-Кумарау - наиболее таинственные и оккультные божества,
которые "смущали древнейших комментаторов". Буквально, они
"Всадники", "божественные возничие", так как они едут в золотой
колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и "владеют
множеством форм". Они суть два ведийских божества,
сыновья-близнецы солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини.
В мифологическом символизме они являются "яркими предвестниками
Ушас, зари", будучи "вечно молодыми и красивыми, светлыми,
подвижными и быстрыми, как соколы", "прокладывающие путь для
прекрасной утренней зари к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь".
Их называют также "целителями Сварги" (или Дэвачана), поскольку
они исцеляют все страдания и горести, и излечивают все болезни.
Астрономически они - созвездия. Им восторженно поклонялись, как
показывают их эпитеты. Они - "Океаном порожденные" (т.е.
родившиеся от пространства), или Абдхиджау, "увенчанные
лотосами", или Пушкара-шраджам, и т.д. Яска, комментатор,
заявляет в "Нирукте", что "Ашвины представляют переход от тьмы к
свету" - космически, и мы можем добавить, что и метафизически.
Мьюир и Гольдштюкер склонны усмотреть в них древних "широко
известных всадников", - несомненно исходя из легенды, "что боги
отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению на основании, что
те были в слишком близких отношениях с людьми". Именно так, ибо
как поясняет тот же Яска, "они отождествлены с небом и землею",
только по совершенно иной причине. В действительности они подобны
Рибхам, "сперва прославленным смертным (но иногда и
не-прославленным), которые с течением времени переведены в
общество богов"; и они проявляют отрицательный характер,
"результат союза света с тьмою", просто потому, что эти близнецы
является, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися
"Принципами" в этой Манвантаре.
Источник: Теософский словарь