АШОКА
АШОКА
268-232 до н.э.) – индийский царь из династии Маурья, завершивший объединение Индии. Покровительствовал буддизму, в котором видел религию, способствующую укреплению государственной власти. В конце жизни принял монашество.
Источник: Религиоведческий словарь
Ашока
Индийский император (ок. 270–232 до н.э.) из династии Маурья. Принял буддизм и стал проповедовать отказ от насилия, определенную терпимость и вегетарианство. Особенно известен своими указами, которые в его царствование были выгравированы на камне.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
АШОКА (Асока)
268-232 до н. э.) - инд. царь из династии Маурья, завершивший объединение почти всей Индии в единое гос-во (3 в. до н. э.). Пытался превратить в гос. законы нек-рые релит, положения. В последние годы жизни покровительствовал буддизму, видя в нем идеологич. силу, способствующую объединению гос-ва. В конце жизни А. принял монашество.
Источник: Атеистический словарь
АШОКА
Также Ашока Великий, царь династии Маурья, правил с 273 по 232 год до н. э. Завоевал значительную часть Южной Азии, от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Мисора. В историю Ашока вошел как покровитель буддизма, немало сделавший для распространения этого вероучения. Как гласит один из скальных эдиктов Ашоки: «Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на Дхарме повелениям и благодаря переубеждению. Из этих двух повеления дают мало, тогда как переубеждение дает много. Основываясь на Дхарме, я повелел защищать животных и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла Дхарма не убивать живых существ и не вредить им…»
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
AШOKA
инд. император из династии Маурьев (III в. до н. э.). При А. империя Маурьев достигла наибольших размеров, включив в свой состав почти всю Индию (кроме крайнего Юга), а также территории совр. Пакистана, Афганистана и Непала. А. принял буддизм, найдя в нем средство укрепления своей разноплеменной империи, и всячески способствовал его распространению. Ок. 257 до н. э. в г. Паталипутре А. созвал будд. собор, на к-ром были утверждены тексты, вошедшие затем в будд. канон, и осуждены «ереси». По инициативе и при поддержке А. началось миссионерство будд. монахов вне пределов Индии. В будд. и бурж. литературе А. всячески идеализируется как царь-миролюбец, мечтатель на троне. При этом игнорируется то, что стремление А. к миру, как и внимание его к буддизму, было обусловлено не мнимой идеальностью А., а интересами внутр. укрепления огромной империи.
АШОКА
(санскр. asoka, тиб. mya ngan med, Непечальный, Радостный) — крупнейший индийский император из династии Маурьев, правивший в 268–231 гг. до н. э. Известен более всего по буддийской литературе, как царь-покровитель буддизма (чакравартин), коим он стал после кровавых войн. Он также проводил политику, способствовавшую буддийскому миссионерству и был первым царём, постригшимся в монахи. Его деяния описаны в книге «Легенды об Ашоке» («Ашока-авадана»). Кроме того, о них свидетельствуют сохранившиеся в разных частях Индостана высеченные в камне указы императора, — самые ранние памятники индийской эпиграфики. В одном из указов (наскальная надпись из Байрата) названы семь текстов, которые могли быть фрагментами древнейших частей палийского канона. В ряде указов запрещалось убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры, а также повелевалось строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других колодцы, сажать целебные травы и деревья. В Большом наскальном указе из Шахбазгархи царь сожалеет о своих былых заблуждениях, послуживших причиной войн, убийств, жестокости. В нескольких указах провозглашается веротерпимость: «Всякая чужая вера должна быть уважаема... и тот, кто чтит свою веру и порицает чужую из преданности своей вере... тот сильно вредит своей вере. И потому только согласие и полезно, так, чтобы люди слышали закон и одного, и другого и чтобы они любили слушать его» (Большой наскальный указ из Гирнара).
АШОКА
Санскр.) Знаменитый индийский царь династии Мориа,
правивший в Магадхе. На самом деле было два ашоки - согласно
хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока - дед второго,
названный профессором Максом Мюллером "Константином Индии" -
более известен под своим именем Чандрагупты. Это первого
именовали Пиядаси (пали), "превосходный", и Дэванам-пийа,
"любимец богов", а также Калашока, в то время как имя его внука
было Дхармашока - Ашока благого закона - вследствие его
преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику,
второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от
рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую
веру, после чего он повелел начертать на колоннах и скалах
множество эдиктов - обычай, которому следовал и его внук. Но
именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; кто
содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и кто
воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, правил 36 лет и
посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов,
провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли;
особенно - эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой
"колонне Ашоки". Эти изречения величественны и поэтичны, выражают
нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на
миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим
успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких
вивисекций.
правивший в Магадхе. На самом деле было два ашоки - согласно
хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока - дед второго,
названный профессором Максом Мюллером "Константином Индии" -
более известен под своим именем Чандрагупты. Это первого
именовали Пиядаси (пали), "превосходный", и Дэванам-пийа,
"любимец богов", а также Калашока, в то время как имя его внука
было Дхармашока - Ашока благого закона - вследствие его
преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику,
второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от
рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую
веру, после чего он повелел начертать на колоннах и скалах
множество эдиктов - обычай, которому следовал и его внук. Но
именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; кто
содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и кто
воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, правил 36 лет и
посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов,
провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли;
особенно - эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой
"колонне Ашоки". Эти изречения величественны и поэтичны, выражают
нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на
миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим
успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких
вивисекций.
Источник: Теософский словарь