АРТЕФАКТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Артефакт
от лат. artefactum — искусственно сделанное) — любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

Источник: Человек и общество. Культурология

Артефакт
факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Артефакт
искусственно созданный человеком объект (явление, процесс), т. е. то, что содеяно человеком. Артефак ты – это т. н. «вторая природа», часть культуры в предельно широком понимании этого понятия, которая противопоставляется природе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Артефакт
лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.  

Источник: Словарь по культурологии

АРТЕФАКТ
(от лат. arte – искусственный, factus – сделанный) – всё созданное не природой, а разумом и руками человека. Артефактами (феноменами культуры) являются: рожденные человеком мысли, идеи; созданные человеком материальные вещи; используемые им способы действия. Эмоции человека также являются артефактом.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Артефакт
от лата artefactum — искусственно сделанное) — 1) предмет, изготовленный, сделанный человеком; 2) (в биологии) образование (структура) или процесс, возникающий иногда при исследовании биологического объекта вследствие самих условий исследования, т. е. фактически не свойственный изучаемому объекту в норме.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АРТЕФАКТ
[от лат. arte — искусственно + + actus — сделанный] — продукт деятельности людей технической, биологической, социальной или же какой-либо другой природы. С философской точки зрения актуален вопрос, часто вызывающий затруднения, об интерпретации природы артефактов, которая должна проводиться в рамках определенной научной теории.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АРТЕФАКТ
от лат. ars — искусство и factum — сделанное) — художественный объект, символизирующий рукотворный мир техники, автономный по отношению к нерукотворному миру природы. В узком смысле слова артефакт может быть определен как разновидность дизайна, лишенная конкретно-прикладного назначения и призванная выразить самые общие, первичные закономерности человеческого творчества. Отсюда вытекает особая, «первозданная» простота его геометрических форм. Важная особенность артефакта, чья концепция была разработана в 1960— 1970-е, — экологическая «неагрессивоность» его форм, гармонически соотнесенных с окружающей средой. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Артефакт
(от лат. artefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т. е. всё то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Артефакты культуры выступают как элементарные единицы при изучении динамики культуры, связи артефактов культуры с активностью людей, их коммуникативного значения в культурной жизни конкретного общества.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Артефакт
от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное) В современной эстетике и искусствознании этот термин используется для обобщенного обозначения произведений современного искусства, как правило, выходящих за рамки традиционных жанров и видов, продуктов современных арт-практик, арт-проектов. В эстетику термин вошел из археологии, где им обозначаются любые искусственно созданные объекты. А., как правило, называют всевозможные визуальные и аудиовизуальные пространственные объекты, инсталляции, ассамбляжи, акции и т. п. В.Бычков в системе своей неклассической эстетики употребляет термин А. в оппозиции с термином «артефеномен». Последним он обозначает произведения авангардного искусства (см.: Авангард) XX в., входящие в поле Культуры; а термином А. — любые произведения современного искусства, принадлежащие полю ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-). Согласно этой классификации, А. являются типичными экспериментальными продуктами переходного этапа культуры, практически не обладающими духовной, эстетической или художественной ценностью. Их значимость находится вне традиционных семантических и культурных полей, в какой-то мере пока герметична и более полно будет высветлена наукой будущего. Л.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

АРТЕФАКТ
лат. artefactum — искусственно сделанное) — термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие худож. произв. как результата человеческой деятельности от объектов природы. На этой основе закрепилось употребление термина А. для обозначения объектов, созданных специально для функционирования в системе иск-ва (материально-худож. объект). Эта традиция была нарушена представителями т. наз. институциональной концепции иск-ва, для к-рых в принципе любой предмет может обрести статус А. и худож. произв. в соответствующем окружении (напр., музей). Такую т. зр. отстаивает, в частности, Д. Дики в работе «Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ» (1974). Артефактуальность при этом рассматривается как условие бытия к.-л. предмета в качестве худож. произв. и входит в систему признаков, необходимых для признания объекта А. В совр. эстетических концепциях проводится различие между А. и худож. произв. А. чаще всего предстает как материальный объект — носитель худож. смыслов или как совокупность признаков, обеспечивающих предмету статус худож. произв. в системе соответствующих культурно-функциональных связей. В структуралистской эстетике помимо этого проводится различие между А. и эстетическим объектом. А. в данном случае выступает как бы «внешним символом» (Мукаржовский) эстетического объекта.

Источник: Эстетика: Словарь

АРТЕФАКТ
(лат. artefactum — искусственно сделанное) — термин современной эстетики и культурологии, первоначально применявшийся в археологии. Под А. понимались явления, не свойственные природе, которые могли быть вызваны к жизни посредством нерациональных, религиозных или магических сторон мышления и деятельности. В частности, немецкий социолог и теоретик культуры М. Вебер (1864—1920) относил к А. идолы, иконы, предметы колдовского ритуала, совмещающие в себе эстетические и магические качества. В эстетике понятие А. употребляется для обозначения какого-либо художественного произведения или предмета как результата творческой деятельности человека. В понятие А. входит также указание на определенный набор признаков и качеств, позволяющих причислить то или иное произведение или явление к миру искусства. В искусстве и эстетике авангардизма термином А. принято называть любой предмет, который приобретает статус художественного творения в соответствующем культурном окружении или представленный как явление искусства (напр., в поп-арте — любая бытовая вещь, представленная в музее или на выставке). В теории культуры А. рассматривается как одна из дефиниций, позволяющих отграничить природное, естественное, «некультурное» от предметного мира культуры, созданного благодаря целенаправленной духовно-практической деятельности человека. Поэтому при определении техники в ее прикладном смысле она рассматривается как совокупность А., т.е. искусственно созданных объектов, предметов и вещей для осуществления дальнейшей преобразовательной деятельности человека. В содержание понятия А. входит также представление об исторически обусловленной форме или способе существования какого-либо искусственно созданного объекта среди других подобных объектов. Напр., произведение словесного творчества может быть оформлено в виде книги или представлено на дискете.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Артефакт
лат. artefactum arte – искусственно + factus – сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации. какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений. процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. ............ ? в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов. В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта. В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля. А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации). А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота). К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации). Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995. А. Б. Красноглазов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Артефакт - законы природы, артефакт - законы мышления

Маркова Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Технический артефакт в горизонте социального пространства

Казакова В. И.
В статье представлен анализ технического артефакта как феномена социального пространства, определяется его основная проблематика и перспективы развития в свете современных реалий.
Читать PDF
0.00 байт

Возвращение субъективности в теорию: артефакт как проблема

Марков А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Технический артефакт в зеркале современной онтологии коммуникаций

Худякова Ольга Александровна
К настоящему времени техника исчерпала ресурс своего рационального развития, связанный с ограниченной постановкой конкретных практических целей.
Читать PDF
0.00 байт

АРТЕФАКТ КАК КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

Казакова Валерия Игоревна
Предметом статьи являются механизмы концептуализации в современной социальной науке понятия «артефакт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели.
Читать PDF
0.00 байт

Философский анализ роли артефакта в культуре

Николаев Андрей Игоревич
В статье проводится различие между широким философским и культурологическим пониманием артефакта и узким естественно-научным использованием этого понятия. Источником различия может быть двойственная природа артефакта.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема артефактов как case study для практического реализма

Долгоруков В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Деонтология артефактов: между элиминативизмом и эссенциализмом

Драгалина-черная Е. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологическая значимость артефактов

Бейкер Линн Раддер
Читать PDF
0.00 байт

Международная конференция "онтологии артефактов" (Москва, 15-16 ноября 2010 г. )

Дроздова Д. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Артефакты, семантика, модели

Куслий П. С.
Читать PDF
0.00 байт

Природа артефактов в археологии

Ядута Л.И.
В статье проясняется природа артефактов в археологии через сравнительный анализ природы объектов естественнонаучного, технического и археологического знания.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • Артефакт культурный

    Интерпретативное воплощение к.-л. формы культурной в конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как
  • Пространство артефакта

    Пространственно-временной континуум, в котором реализуется бытие (или событие) произведений современных арт-практик, арт-проектов. Его понимание отталкивается от традиционного эстетического осм
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ АРТЕФАКТОВ

    одна из ценностей, изучаемых в рамках разнообразных технических наук. После Чернобыльской катастрофы именно параметр безопасности занял в технических науках центральное место. Рассмотрим в этой