АРТЕФАКТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Артефакт
от лат. artefactum — искусственно сделанное) — любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

Источник: Человек и общество. Культурология

Артефакт
факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Артефакт
искусственно созданный человеком объект (явление, процесс), т. е. то, что содеяно человеком. Артефак ты – это т. н. «вторая природа», часть культуры в предельно широком понимании этого понятия, которая противопоставляется природе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Артефакт
лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.  

Источник: Словарь по культурологии

АРТЕФАКТ
(от лат. arte – искусственный, factus – сделанный) – всё созданное не природой, а разумом и руками человека. Артефактами (феноменами культуры) являются: рожденные человеком мысли, идеи; созданные человеком материальные вещи; используемые им способы действия. Эмоции человека также являются артефактом.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Артефакт
от лата artefactum — искусственно сделанное) — 1) предмет, изготовленный, сделанный человеком; 2) (в биологии) образование (структура) или процесс, возникающий иногда при исследовании биологического объекта вследствие самих условий исследования, т. е. фактически не свойственный изучаемому объекту в норме.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АРТЕФАКТ
[от лат. arte — искусственно + + actus — сделанный] — продукт деятельности людей технической, биологической, социальной или же какой-либо другой природы. С философской точки зрения актуален вопрос, часто вызывающий затруднения, об интерпретации природы артефактов, которая должна проводиться в рамках определенной научной теории.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АРТЕФАКТ
от лат. ars — искусство и factum — сделанное) — художественный объект, символизирующий рукотворный мир техники, автономный по отношению к нерукотворному миру природы. В узком смысле слова артефакт может быть определен как разновидность дизайна, лишенная конкретно-прикладного назначения и призванная выразить самые общие, первичные закономерности человеческого творчества. Отсюда вытекает особая, «первозданная» простота его геометрических форм. Важная особенность артефакта, чья концепция была разработана в 1960— 1970-е, — экологическая «неагрессивоность» его форм, гармонически соотнесенных с окружающей средой. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Артефакт
(от лат. artefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т. е. всё то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Артефакты культуры выступают как элементарные единицы при изучении динамики культуры, связи артефактов культуры с активностью людей, их коммуникативного значения в культурной жизни конкретного общества.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Артефакт
от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное) В современной эстетике и искусствознании этот термин используется для обобщенного обозначения произведений современного искусства, как правило, выходящих за рамки традиционных жанров и видов, продуктов современных арт-практик, арт-проектов. В эстетику термин вошел из археологии, где им обозначаются любые искусственно созданные объекты. А., как правило, называют всевозможные визуальные и аудиовизуальные пространственные объекты, инсталляции, ассамбляжи, акции и т. п. В.Бычков в системе своей неклассической эстетики употребляет термин А. в оппозиции с термином «артефеномен». Последним он обозначает произведения авангардного искусства (см.: Авангард) XX в., входящие в поле Культуры; а термином А. — любые произведения современного искусства, принадлежащие полю ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-). Согласно этой классификации, А. являются типичными экспериментальными продуктами переходного этапа культуры, практически не обладающими духовной, эстетической или художественной ценностью. Их значимость находится вне традиционных семантических и культурных полей, в какой-то мере пока герметична и более полно будет высветлена наукой будущего. Л.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

АРТЕФАКТ
лат. artefactum — искусственно сделанное) — термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие худож. произв. как результата человеческой деятельности от объектов природы. На этой основе закрепилось употребление термина А. для обозначения объектов, созданных специально для функционирования в системе иск-ва (материально-худож. объект). Эта традиция была нарушена представителями т. наз. институциональной концепции иск-ва, для к-рых в принципе любой предмет может обрести статус А. и худож. произв. в соответствующем окружении (напр., музей). Такую т. зр. отстаивает, в частности, Д. Дики в работе «Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ» (1974). Артефактуальность при этом рассматривается как условие бытия к.-л. предмета в качестве худож. произв. и входит в систему признаков, необходимых для признания объекта А. В совр. эстетических концепциях проводится различие между А. и худож. произв. А. чаще всего предстает как материальный объект — носитель худож. смыслов или как совокупность признаков, обеспечивающих предмету статус худож. произв. в системе соответствующих культурно-функциональных связей. В структуралистской эстетике помимо этого проводится различие между А. и эстетическим объектом. А. в данном случае выступает как бы «внешним символом» (Мукаржовский) эстетического объекта.

Источник: Эстетика: Словарь

АРТЕФАКТ
(лат. artefactum — искусственно сделанное) — термин современной эстетики и культурологии, первоначально применявшийся в археологии. Под А. понимались явления, не свойственные природе, которые могли быть вызваны к жизни посредством нерациональных, религиозных или магических сторон мышления и деятельности. В частности, немецкий социолог и теоретик культуры М. Вебер (1864—1920) относил к А. идолы, иконы, предметы колдовского ритуала, совмещающие в себе эстетические и магические качества. В эстетике понятие А. употребляется для обозначения какого-либо художественного произведения или предмета как результата творческой деятельности человека. В понятие А. входит также указание на определенный набор признаков и качеств, позволяющих причислить то или иное произведение или явление к миру искусства. В искусстве и эстетике авангардизма термином А. принято называть любой предмет, который приобретает статус художественного творения в соответствующем культурном окружении или представленный как явление искусства (напр., в поп-арте — любая бытовая вещь, представленная в музее или на выставке). В теории культуры А. рассматривается как одна из дефиниций, позволяющих отграничить природное, естественное, «некультурное» от предметного мира культуры, созданного благодаря целенаправленной духовно-практической деятельности человека. Поэтому при определении техники в ее прикладном смысле она рассматривается как совокупность А., т.е. искусственно созданных объектов, предметов и вещей для осуществления дальнейшей преобразовательной деятельности человека. В содержание понятия А. входит также представление об исторически обусловленной форме или способе существования какого-либо искусственно созданного объекта среди других подобных объектов. Напр., произведение словесного творчества может быть оформлено в виде книги или представлено на дискете.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Артефакт
лат. artefactum arte – искусственно + factus – сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации. какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений. процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. ............ ? в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов. В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта. В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля. А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации). А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота). К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации). Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995. А. Б. Красноглазов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
666.18 кб

Технический артефакт в горизонте социального пространства

Казакова В. И.
В статье представлен анализ технического артефакта как феномена социального пространства, определяется его основная проблематика и перспективы развития в свете современных реалий.
Читать PDF
160.04 кб

Возвращение субъективности в теорию: артефакт как проблема

Марков А. В.
Читать PDF
141.73 кб

Артефакт - законы природы, артефакт - законы мышления

Маркова Л. А.
Читать PDF
347.86 кб

Технический артефакт в зеркале современной онтологии коммуникаций

Худякова Ольга Александровна
К настоящему времени техника исчерпала ресурс своего рационального развития, связанный с ограниченной постановкой конкретных практических целей.
Читать PDF
300.69 кб

АРТЕФАКТ КАК КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

Казакова Валерия Игоревна
Предметом статьи являются механизмы концептуализации в современной социальной науке понятия «артефакт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели.
Читать PDF
188.68 кб

Проблема артефактов как case study для практического реализма

Долгоруков В. В.
Читать PDF
176.49 кб

Деонтология артефактов: между элиминативизмом и эссенциализмом

Драгалина-черная Е. Г.
Читать PDF
270.10 кб

Онтологическая значимость артефактов

Бейкер Линн Раддер
Читать PDF
157.35 кб

Международная конференция "онтологии артефактов" (Москва, 15-16 ноября 2010 г. )

Дроздова Д. Н.
Читать PDF
264.17 кб

Философский анализ роли артефакта в культуре

Николаев Андрей Игоревич
В статье проводится различие между широким философским и культурологическим пониманием артефакта и узким естественно-научным использованием этого понятия. Источником различия может быть двойственная природа артефакта.
Читать PDF
1.11 мб

Природа артефактов в археологии

Ядута Л.И.
В статье проясняется природа артефактов в археологии через сравнительный анализ природы объектов естественнонаучного, технического и археологического знания.
Читать PDF
204.81 кб

Артефакты, семантика, модели

Куслий П. С.

Похожие термины:

  • Артефакт культурный

    Интерпретативное воплощение к.-л. формы культурной в конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как
  • Пространство артефакта

    Пространственно-временной континуум, в котором реализуется бытие (или событие) произведений современных арт-практик, арт-проектов. Его понимание отталкивается от традиционного эстетического осм
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ АРТЕФАКТОВ

    одна из ценностей, изучаемых в рамках разнообразных технических наук. После Чернобыльской катастрофы именно параметр безопасности занял в технических науках центральное место. Рассмотрим в этой