Артефакт культурный

Найдено 1 определение
Артефакт культурный
интерпретативное воплощение к.-л. культурной формы (см. Форма культурная) в конкр. материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информ. сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению к.-л. групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве А.к., представляющих собой практич. акции и их материализованные результаты (продукты), в т.ч. интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности. Поскольку А.к. создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не бывающих идентичными тем, при к-рых порождалась исходная форма, то и всякий А.к. никогда не бывает абсолютно тождествен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно настолько, насколько условия его реализации отличаются от условий генезиса этой формы. Это тем более очевидно, когда речь идет не о материальном воспроизводстве, а об описании и интерпретативной оценке подобной формы. При этом А.к. обрядов, ритуалов и иных церемониальных, этикетных и прочих высоконормативных и процедурных форм поведения, как правило, преследует цель максимально точного репродуцирования своего нормативного образца, что реализуется с известной мерой условности. Тем не менее, корпус А.к. в культурных архаич. и традиц. типах в целом отличается сравнительно меньшей вариативностью по отношению к исходным формам, нежели в культурах индустриального и постиндустриального типа. Воплощение культурной формы в А.к. может продолжаться на протяжении длит. времени (столетиями в доиндустриальную эпоху и даже тысячелетиями в архаическую), и со временем А.к. все сильнее отличается своими чертами и символикой от исходной формы. Классич. пример: трансформация смыслового содержания слова за века его употребления. Существует особый тип культурных форм, называемых авторскими произведениями (худож., филос., научного и иного творч. характера), к-рые не предназначены для непосредственного вариативного воспроизводства, по крайней мере, в материальных аналогах. В таком случае А.к. подобной формы является само это произведение в его уникальном единственном экземпляре или тираж его тождественного оригиналу технич. репродуцирования. В опр. смысле к категории А.к. произведения могут быть отнесены цитаты, плагиат и иные виды сюжетного и смыслового заимствования, ремейки, инсценировки и экранизации лит. текстов (в принципе любое постановочное действие является А.к. его лит. основы), исполнение муз. и иных произведений, иллюстрации к лит., религ., истор. и иным сюжетам и т.п. Наиболее специфич. характеристикой А.к. является то, что он представляет собой прежде всего продукт индивидуального восприятия исходной культурной формы, а отсюда уже — частный случай ее субъективной интерпретации. В наиболее чистом виде подобные А.к. воплощаются в исслед., филос., критич., информ. и иных текстах генерализующего плана, создаваемых специалистами, или же в личных суждениях о данном культурном феномене частных лиц. Символико-смысловая изменчивость подобных А.к, отличается наибольшей динамикой (изменение обществ, вкусов, моды и т.п.). Но и в случае непосредственного материального воспроизводства культурной формы (за исключением механич. тиражирования) в каждом таком случае речь идет о ее субъективной реинтерпретации в данном А.к. В конечном счете интерпретативный А.к. и есть осн. форма существования культурных феноменов. Срок жизни всякой культурной формы, т.е. период сохранения ее социальной актуальности, исчисляется длительностью ее продолжающихся интерпретаций в процессе воспроизводства, восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А.к. Лит.: Красноглазов А.Б. Функционирование артефакта в культурно-семантич. пространстве. Автореф. дис. д-ра наук. М., 1995; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. А. Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
178.43 кб

Сущность и природа культурных артефактов

Ромах О. В., Лапина Т. С.
Культурный артефакт не обязательно то, что считается достижением или составляет нечто парадное.
Читать PDF
440.45 кб

Проблема классификации культурных артефактов

Белов Евгений Алексеевич
Рассмотрены различные принципы построения классификации объектов искусственного мира с целью обоснования необходимости систематизации огромного разнообразия культурных артефактов в контексте единой классификации.
Читать PDF
91.33 кб

Интерпретация смысла истории: событие как культурный артефакт

Флиер Андрей Яковлевич
В статье разворачивается авторская гипотеза о том, что все исторические события являются, по существу, культурными артефактами и могут быть исследованы и реинтерпретированы культурологией в соответствующем ракурсе (параллельно с с
Читать PDF
525.94 кб

Понятие театрального действия как культурной формы и культурного артефакта

Соломко Дмитрий Витальевич
На основе синтеза ряда философских парадигм определяется понятие театрального действия как культурной формы (с точки зрения структуры и содержания) и культурного артефакта с позиции философии культуры.
Читать PDF
3.26 мб

Личные архивы как артефакт культурной памяти: собрание Е. Л. Миллер (Лозинской)

Демидова О.Р.
В статье представлено детальное описание личной архивной коллекции Е.Л.Миллер, русской эмигрантки, сестры известных российских филологов М.Л. и Г.Л.Лозинских.
Читать PDF
2.22 мб

Историко-культурный след древних народов степного Приуралья в ландшафте, топонимах и артефактах

С. В. Богданов
Читать PDF
1.63 мб

Хронология и географическое распространение культурно значимых артефактов в начальном верхнем палеол

Рыбин Евгений Павладьевич
Рассматриваются возникновение и модели распространения, производится определение вариабельности и хронологии распространения начального верхнего палеолита (НВП) Южной Сибири и Севера Центральной Азии.
Читать PDF
394.35 кб

Потенциал орнамента как артефакта с широким культурным контекстом в образовательном процессе подгото

Алексеева Ирина Викторовна, Паллотта Валентина Ивановна
В статье рассматривается орнамент как особая знаковая форма, выступающая свидетельством народной культуры и обладающая важным научным, психоэмоциональным, эстетическим и педагогическим потенциалами обучения в области дизайна.
Читать PDF
495.97 кб

Историко-культурные структуры артефактов: методы изучения, критерии идентификации и практики сохране

Леонов И.В., Филиппова-Стоян Л.Е.
В статье осмыслена проблема артефактов, имеющих сложную или «многослойную» историко-культурную структуру.