АППЕРЦЕПЦИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Апперцепция
(apperceptio) восприятие перцепций, внимание к перцепциям или ко впечатлениям и представлениям, как бы перцепция перцепции.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Апперцепция
от лат. ad – к, perceptio – восприятие) – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятия предметов и явлений.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

АППЕРЦЕПЦИЯ
лат. ad—к, per ceptio — восприятие) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Апперцепция
новолат. adpercipere – дополнять восприятие) – осознанное восприятие. В. Вундт применял этот термин для характеристики восприятия, требующего напряжения воли; Гуссерль – для характеристики особой активности сознания, необходимой для понимания значения. Эта активность проявляется в тех актах сознания, благодаря которым всеобщее "схватывается" в единичном, например понятие в эмпирическом представлении.

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Апперцепция
(от лат. ad – к, на + perpectio – восприятие) – традиционно в философии и психологии трактуется как зависимость чувственного восприятия от предшествующего опыта. Рассмотрение познания с позиций информационного отражения позволяет употребить этот термин в более широком смысле, не сводя его к проблеме предпосылок чувственного восприятия. Получение любой информации опосредовано наличным состоянием субъективной реальности человека: информационными образами-эталонами и доинформационного уровня идеального – ценностями, фундаментальным настроем.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.
В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad - при и kuperclptio - восприятие) - в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция; см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Апперцепция
(лат. ad – к + percepcio – восприятие) – в современной философии, начиная от Р. Декарта, – название некоторых актов или процессов сознания, чаще всего приближенных к самосознанию. У Г. Лейбница отличается перцепция и апперцепция, понимаемая как авторефлексия, при которой человек благодаря своему сознанию приходит к присвоению чувственных данных, ранее полученных с помощью внимания и памяти. Лейбниц трактовал ее как отчетливое и осознанное восприятие душой определенного содержания. Это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. Апперцепция зависит от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образования и др.). Временная апперцепция зависит от ситуативных психических состояний индивида (эмоций, установки и т.д.).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АППЕРЦЕПЦИЯ
(Apperzeption; от новолат. adpercipere — «дополнить восприятие») — в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта — то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция, см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. В современной психологии термин «апперцепция» играет лишь подчиненную роль, иногда употребляется как иностранное слово для обозначения восприятия.
К. Lange. Über А., 1879; W. Wundt. Grundriß der Psychologie, 1896; W. F. Schoeler. Die transzendentale Einheit der A. von I. Kant, 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АППЕРЦЕПЦИЯ
(лат. ad — к и perceptio — восприятие) — процесс активного воздействия на восприятие накопленного опыта, приобретенных ранее знаний. Характер восприятия, его содержание зависят от мировоззрения человека, уровня его образования, интересов, настроения и т. д. Поэтому на одну и ту же вещь люди часто смотрят по-разному. Один человек может обратить внимание на какой-то предмет, а другой просто не заметит его. Одно и то же явление воспринимается человеком неодинаково, если меняются его склонности, жизненный опыт. Чем выше культура человека, чем сложнее его внутренний мир, тем богаче и красочнее для него внешний мир. А. свидетельствует о том, что познание — не простое зеркальное отражение, а сложный процесс, в котором активную роль играет деятельность человека, его сознание. В идеалистической философии активность сознания, в том числе и явление А., получает превратное истолкование. Так, Кант ввел понятие трансцендентальной А., к-рым обозначил «чистое» сознание. Оно якобы с самого начала присуще человеку и не только не зависит ни от какого чувственного опыта, а, наоборот, организует этот опыт, вносит в него единство, предписывает ему законы.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Апперцепция
Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание, понятое как чистое, прирожденное, неподвижное сознание, благодаря которому все наши представления могут и должны сопровождаться единым «я мыслю» и без которого мы не могли бы воспринимать их как свои представления («Критика чистого разума», «О дедукции чистых рассудочных понятий», §§ 16–21). Это синтетическое единство апперцепции есть «высший пункт, с которым следует связывать все применение рассудка», вернее, это и есть «сам рассудок», являющийся не чем иным, как «способностью a priori связывать и подводить многообразное (содержание) данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании» (там же, § 16). Познание существует только в сознании и только в той мере, в какой это сознание является самосознанием. Если бы мой калькулятор знал, что он умеет складывать и вычитать, он перестал бы быть калькулятором. Но он понятия не имеет о том, что он такое, так как же он может познавать хоть что‑нибудь? Калькулятор великолепно выполняет операции с числами, но считать он не умеет.

Источник: Философский словарь.

апперцепция
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — обозначение познавательной способности, назначение которой интерпретировалось различно. Г. В. Лейбниц различает перцепцию, или восприятие, и «апперцепцию, или сознание» (Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 415), которое трактуется им в широком смысле как противоположность бессознательному. И. Кант истолковал А. в общем виде как самосознание: оно есть «сознание самого себя» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 66), простое представление о Я, не дающее многообразия знания о субъекте ввиду отсутствия у человека интеллектуального созерцания. Если в первом издании «Критики чистого разума» Кант противопоставлял эмпирической А., или внутреннему чувству, трансцендентальную А. — «чистое первоначальное, неизменное сознание» (Там же. С. 505), то во втором издании ей противопоставляется уже чистая, или первоначальная, А. — «самосознание, порождающее представление "я мыслю", которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании» (Там же. С. 100). Такие разночтения, наряду со сложностями интерпретации, привели к тому, что А. нередко стала отождествляться с трансцендентальным единством А.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АППЕРЦЕПЦИЯ
зависимость каждого акта восприятия от предшествующего накопленного конкретным субъектом жизненного опыта или/и от априорных условий самой возможности его осуществления (см. трансцендентальная апперцепция, идеогенез).
Априорное знание — знание, полученное не в результате опытного, эмпирического исследования предмета, а до него и независимо от такого исследования и вообще от содержания объективной действительности. Например, многие философы и ученые считают примером априорного знания математическое и логическое знание, особенно в его современной интерпретации. Прежде всего потому, что математику и логику — в отличие от естественных и социальных наук — можно рассматривать как аналитическое знание. Хотя, как известно, Кант, интуиционисты и конструктивисты интерпретируют логическое и особенно математическое знание как синтетическое априорное знание. Более неоднозначно в философии решается вопрос о возможности и допустимости априорного знания в естествознании. Здесь наиболее уместным считается говорить о существовании относительно априорного знания. Например, по отношению к новым эмпирическим и теоретическим исследованиям все прежнее научное знание является априорным, так как не только получено до и независимо от новых исследований, но и во многом направляет их. Наиболее трудным вопросом является то, возможно ли и существует ли абсолютное, предшествующее всякому возможному опыту, априорное знание. Но и среди тех, кто признает существование абсолютного априорного знания, существуют серьезные разногласия о природе такого знания («врожденное знание» Платона, наиболее простые и очевидные формы созерцания и категории рассудка Канта, Абсолютная саморазвивающая себя Идея Гегеля и др.). Поиск абсолютного, но при этом минимального по содержанию априорного знания представляется вполне правомерным, если исходить из того, что бесструктурного сознания и мышления не может быть по определению. В полной мере это относится и к чувственному, и к эмпирическому сознанию и познанию. (См. апостериорное знание, сознание, знание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

АППЕРЦЕПЦИЯ
лат. ad — к и percepcio — восприятие) — термин, введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта", что обеспечивает единство самого познающего субъекта. Эмпирическая А. является производной от трансцендентального единства А. и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы. Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание сознания. Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимала центральное место в индетерминистской теории Вундта. По Вундту, А. — это особая внутренняя сила, локализованная в лобных долях головного мозга. Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип есть ни что иное, как "творческий синтез", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы, составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (См. также Кант, Гербарт, Вундт).
В.А. Поликарпов

Источник: Новейший философский словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad - к, на и perceptio - восприятие), понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введен Лейбницем, к-рый обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич. функций, определяющих единство чувств. опыта. Кант различал трансцендентальную А.- единство самого познающего субъекта, к-рый с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирич. А.- единство, проявляющееся в продуктах познават. деятельности и осознаваемое как нечто производное от первого единства.
Дальнейшая эволюция понятия А. связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознается и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей массы»), на основе чего происходит упорядочивание и понимание новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич. учения о способах и приемах усвоения знаний. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, к-рый придал ему основополагающее значение и поставил в зависимость от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет различные аспекты: ясное и отчетливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избират. характер и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии понятие А. модифицировалось в ряд новых понятий - напр, гештальта (см. Гештальтпсихолоеия), установки и др., выражающих различные аспекты активности личности.
Совр. психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Благодаря конкретному опыту личности (знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира приобретает особый смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает общность и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми.

Источник: Советский философский словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad—к и perceptio— восприятие)— понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г. В. Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Т. о., следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния...» (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1. M., 1982, с. 406). Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились... во мнении о смертности душ».
И. Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы Обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознания» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всем человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «...Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету... то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137—138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т. е. объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».
В 19—20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования Д. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах». Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью -закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).
В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека. Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным. В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.
Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т.п.), во втором—психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга. При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.
Лит.: Ивановский В. К. вопросу об апперцепции. — «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1); Теплое S. M. Психология. M., 1951.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. аd – к и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психич. деятельности человека, в свою очередь являющихся результатом отражения действительности на основе обществ. практики. Термин "А." ввел Лейбниц, обозначив им акт перехода бессознательных психич. состояний (перцепций) в ясно и отчетливо осознаваемые. "Восприятие цвета или света, которое мы сознаем, состоит из некоторого количества малых восприятий, которых мы не сознаем, а шум, восприятие которого мы имеем, но на который не обращаем внимания, становится доступным сознанию благодаря небольшому прибавлению или увеличению" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.–Л., 1936, с. 120). В этом смысле А. у Лейбница близка к совр. понятию о внимании, но не совпадает с ним, т.к. Лейбниц связывал с А. и самосознание: благодаря А. становится возможным отчетливое представление не только к.-л. содержания, но и того, что оно находится в моем сознании (см. "Монадология", § 30, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347, см. также с. 326). Новый смысл приобретает А. у Канта, разграничившего эмпирич. А. и трансцендентальную А. Первая – осознание единства непрерывно меняющихся психич. состояний. Она имеет чисто субъективное значение. Напротив, трансцендентальной А. отводится центр. место как начальной основе единства и целостности опыта и познания. "Трансцендентальным единством апперцепции называется то единство, посредством которого все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта" (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101–102). Рассудок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансцендентальной А. Сами же "категории суть понятия, а priori предписывающие законы явлениям, т.е. природе, как совокупности всех явлений" (там же, с. 113). Т.о., трансцендентальная А. – существ. часть кантианской доктрины, утверждающей, будто разум приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарту, А. – осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений. Этот запас Гербарт назвал "апперцепционной массой". Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения (см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft.., Bd 2, K?nigsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербарта имелся рациональный момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике и педагогич. психологии. Выдвигалась проблема связи и взаимодействия новых восприятий и представлений с наличными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую известность получило понятие А. в психологии последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе, Мейман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А. – единств. акт, благодаря к-рому становится возможным отчетливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в сознание без волевого усилия) и активной, дающей возможность преднамеренно направить мысль на объект. Но во всех случаях А. "носит в себе все признаки в о л е в о г о д е й с т в и я " (Вундт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт поставил в зависимость от А. как всю внутреннюю работу мысли, так и внешнее поведение: различение объектов и установление отношений между ними (сравнение, анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их торможение) и т.д. Сделав попытку найти для А. соответств. физиологич. субстрат, Вундт выдвинул гипотезу об "апперцепционных центрах" в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т.н. высшие психологич. процессы ("Grundz?ge der physiologischen Psychologie", Bd 1, 6 Aufl., Lpz., 1908, S. 378–385). Вундтовская теория А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятельности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механистич. трактовка ассоциации лишала возможности понять активный, избират. характер сознания и поведения. Стремясь решить эту задачу, Вундт и использовал А. в качестве исходного объяснит. принципа, уводя тем самым психологию от детерминистич. объяснения изучаемых явлений, т.к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Психологи-идеалисты, критиковавшие Вундта, не смогли, находясь на ложных методологич. позициях, предложить позитивное решение проблемы направленности и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман, напр., утверждал, что активная сила, регулирующая психич. процессы, действует не в сфере сознания, а за его пределами: "...апперцепции... могут быть только абсолютно-бессознательными психическими функциями" ("Современная психология", М., 1902, с. 121). Нем. ученый Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попытках объяснить внимание, торможение и др. проявления активности организма также признал первичным фактором волевой импульс. Гештальтпсихология свела А. к изначальной структурной целостности восприятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта. Развитие науч. физиологии и психологии показало, что операции, к-рые идеализм относил к проявлениям А. (синтез, анализ, установление отношений и т.д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью отражение действительности в мозгу человека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. – одна из простейших и вместе с тем фундамент. психологич. закономерностей. Отражение предмета – не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность и глубина непрерывно меняются в результате овладения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же вещь 2 человека могут как бы смотреть "разными глазами", т.е. иметь различную А. А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение, образование, профессиональные интересы и т.д.), во втором случае – психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное чувство). Физиологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных связей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтомского о доминанте как центре наибольшей возбудимости, подчиняющем себе работу остальных нервных центров. Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 36(1); Теплов Б. М., Психология, 2 изд., М., 1948. М. Ярошевский. Куляб.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
310.13 кб

Апперцепция пространства, её человечность и человекоизмеряемость

Гладкий Александр Виталиевич
Раскрыты гносеологические основы географических представлений о пространстве с позиций гуманистической парадигмы в науке. Освещены особенности человекоизмеряемости познания пространства.
Читать PDF
16.65 мб

Понятие апперцепции в психологии Т. Липпса и ранней феноменологии Э. Гуссерля

Чикин Александр Александрович
Понятие апперцепции, введенное Лейбницем в противовес идеям Декарта о пределах сознательного, было принято немецкой философией и нашло в ней интересное развитие: оно позволило говорить о бессознательном сначала таким философам, ка

Похожие термины:

  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    сетка категорий предшествующего исторического типа научного познания, сквозь призму которого в науке воспринимается любое вновь познаваемое содержание. Термин, введенный в философию науки М.Г. Я
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

    нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума» Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) аппе