Санскр.) Освобождение от повторных рождений.
АПАВАРГА
АПАВАРГА
Источник: Теософский словарь
АПАВАРГА
(санскр. apavanja — оставление, избавление, завершение) — синоним «освобождения» (см. Мокша), акцентирующий его основное, «отрицательное» содержание (как «освобождение от», а не «освобождение для»).
В «Майтри-упанишаде» цитируется стих А., по к-рому обожествленное солнце является причиной одновременно миросозидания, неба и А. (VI.30). Согласно «Ньяя-сутрам», А. достигается «по устранении в обратном порядке страдания, рождения, активности, пороков и ложного знания» (1.1.2), т.е. после обретения истинного знания и следующей за ним «освободительной» практики, к-рая начинается с разрушения пороков (доша) и завершается прекращением страдания (духкха). Комментатор сутр Ватсьяяна подробно демонстрирует поэтапность указанных в них стадий продвижения к «освобождению», идентифицируя саму А. как высшее благо (нихшреяса). Удаяна в «Ньяякусуманджали» определяет высшего Атмана как то начало мира, почитание к-рого считается мудрыми путем к небу и А. (1.2).
В «Санкхья-карике» Ишваракришны А. — конечный результат истинного знания, но его субъектом выступает не собственно духовное начало-пуруша, но бытии но инородный ему интеллект-буддхи (ст. 44, ср. 34).
В комментарии Вьясы к «Йога-сутрам» принимается та же трактовка, однако «заслуга» интеллекта перед пурушей поясняется дополнительной аналогией — с той ситуацией, когда победа или поражение воинов в битве приписывается самому царю (11.18). У Шанкары в «Брихадараньякопанишад-бхашье» (II 1.2.13) упоминается весьма своеобразный взгляд (комментаторы Шанкары приписывают его Бхартрипрапанче), согласно к-рому А. — не синоним мокши, но стадия совершенства, предшествующая последней, т.е. некое «предосвобождение», к-рое достигается сочетанием обрядовой и созерцательной практик (медитация на определенные манифестации Абсолюта, прежде всего в образе Хираньягарбхи), в результате к-рых разрушаются не только объекты, но и способности их рецепции. А. здесь идентична начальному выходу из сансарного существования, но еще не полному преодолению незнания, осуществляемому уже на следующей стадии. Шанкара отвергает эту т. з., недоумевая прежде всего, каким образом в подобном состоянии можно продвигаться — через слышание, размышление и сосредоточение — к высшей цели. В.К.Шохин
В «Майтри-упанишаде» цитируется стих А., по к-рому обожествленное солнце является причиной одновременно миросозидания, неба и А. (VI.30). Согласно «Ньяя-сутрам», А. достигается «по устранении в обратном порядке страдания, рождения, активности, пороков и ложного знания» (1.1.2), т.е. после обретения истинного знания и следующей за ним «освободительной» практики, к-рая начинается с разрушения пороков (доша) и завершается прекращением страдания (духкха). Комментатор сутр Ватсьяяна подробно демонстрирует поэтапность указанных в них стадий продвижения к «освобождению», идентифицируя саму А. как высшее благо (нихшреяса). Удаяна в «Ньяякусуманджали» определяет высшего Атмана как то начало мира, почитание к-рого считается мудрыми путем к небу и А. (1.2).
В «Санкхья-карике» Ишваракришны А. — конечный результат истинного знания, но его субъектом выступает не собственно духовное начало-пуруша, но бытии но инородный ему интеллект-буддхи (ст. 44, ср. 34).
В комментарии Вьясы к «Йога-сутрам» принимается та же трактовка, однако «заслуга» интеллекта перед пурушей поясняется дополнительной аналогией — с той ситуацией, когда победа или поражение воинов в битве приписывается самому царю (11.18). У Шанкары в «Брихадараньякопанишад-бхашье» (II 1.2.13) упоминается весьма своеобразный взгляд (комментаторы Шанкары приписывают его Бхартрипрапанче), согласно к-рому А. — не синоним мокши, но стадия совершенства, предшествующая последней, т.е. некое «предосвобождение», к-рое достигается сочетанием обрядовой и созерцательной практик (медитация на определенные манифестации Абсолюта, прежде всего в образе Хираньягарбхи), в результате к-рых разрушаются не только объекты, но и способности их рецепции. А. здесь идентична начальному выходу из сансарного существования, но еще не полному преодолению незнания, осуществляемому уже на следующей стадии. Шанкара отвергает эту т. з., недоумевая прежде всего, каким образом в подобном состоянии можно продвигаться — через слышание, размышление и сосредоточение — к высшей цели. В.К.Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001