АПАТИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Апатия
(греч. apatheia – отказ от чувств, бесчувственность) – категория, означающая внутреннее состояние человека, при котором отбрасывается эмоциональная сторона человеческого существования. Это одно из условий достижения счастья, которое заключается в равновесии и спокойствии души.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АПАТИЯ
(Apathie; от греч. apatheia—«нечувствительность») — безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталоети, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, со времен Стой, отсутствие аффектов и страстей является целью нравственного самовоспитания.
W. Stempel. Die Therapie der Affekte bei den Stoikern u. Spinoza, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АПАТИЯ
от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АПАТИЯ
термин др.-греч. филос. школы стоиков, обозначавший способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководствуясь одним только разумным нравств. законом. См. Стоицизм.

Источник: Советский философский словарь

Апатия
буквально означает бесстрастие. Но словом бесстрастие не точно выражается значение апатии: бесстрастие означает только свободу от страстей, но не полное отсутствие высших расположений души; а апатия означает потерю всех расположений, свойственных душе — и высших, и низших, потерю всякой способности чувствовать удовольствие от чего-либо или стремление к чему бы то ни было, как великому, идеальному, так и к мелкому и чувственному.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Апатия
(а отриц. частица и πάθος страсть) — буквально означает бесстрастие. Но словом бесстрастие не точно выражается значение апатии: бесстрастие означает только свободу от страстей, но не полное отсутствие высших расположений души; а апатия означает потерю всех расположений, свойственных душе — и высших, и низших, потерю всякой способности чувствовать удовольствие от чего-либо или стремление к чему бы то ни было, как великому, идеальному, так и к мелкому и чувственному.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Апатия
от греч. apatheia – бесчувственность) – термин античной этики, означающий бесстрастие, безмятежность, умение властвовать над собой. Считалась существенным свойством мудрости, обеспечивающей способность преодолевать аффекты, страсти, главные из которых – печаль, страх, вожделение, стремление к наслаждению. В биомедицинской этике понятие апатии актуализируется при исследовании проблемы права человека на жизнь и права человека на «умирание с достоинством», нравственных проблем эвтаназии и т.п..

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Апатия
 (греч. — бесстрастие) — состояние безразличия, резкое снижение активности, отсутствие побуждений к к.-л. действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под А. понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. А., согласно стоикам, идеальное условие для размышлений. Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности учение буддизма и джайнизма о нирване как об абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души.

Источник: Философский словарь. 1963

АПАТИЯ
от греч. бесстрастие) - безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса — закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.

Источник: Тематический философский словарь

АПАТИЯ
греч.-бесстрастие): в древнегреческой этике состояние духа, свойственное мудрецу, который способен освободиться от страстей, препятствующих внутреннему спокойствию и душевной невозмутимости. Апатия предполагает наличие у человека таких качеств, как умеренность, мужество, рассудительность, справедливость. Эти добродетели помогают ему правильно ориентироваться в жизни и стойко переносить все превратности судьбы. Апатия не означает равнодушного отношения к миру, а, наоборот, требует деятельной жизни в согласии и с природой, которая «разумна в своей основе», и с собственным разумом, «причастным к Космосу».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АПАТИЯ
греч. apatheia - бесчувственность, бесстрастие) - термин, встречающийся в свидетельствах о киниках и скептиках, у кинических писателей и стоиков - для обозначения невосприимчивости ко всякого рода переживаниям, страданиям, печалям и страхам, а также мужественного перенесения несчастий. Телет хвалит моряка, воскликнувшего при кораблекрушении: "Привет, Посейдон! Иду ко дну" (см.: Телет. Диатрибы. VII. Об А. //Ант. кин., с. 198 - 201). Сенека считал правильным переводить греческое слово апатхейа как "неуязвимая душа" или "душа, недоступная для любого страдания" (см.: Сенека. Письма к Луцилию, IX, 2). А. считалась одним из условий достижения счастливой жизни. Состояние бесстрастия обеспечивалось занятиями философией, упражнениями в добродетели, утешением и т. п. средствами.
В. Т. Звиревич

Источник: Современный философский словарь

АПАТИЯ
греч. apatheia -бесстрастие) - одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и отрасти не мешают деятельности разума. Исключая «страсть», влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление, А., с т. зр. стоиков, помогает размышлениям. Здесь чувствуется влияние восточных религиозно-философских взглядов, в частности учения о нирване как об абсолютном покое, к-рый является высшим состоянием человеческой души. Учение стоиков об А. идет гораздо дальше теорий последователей Аристотеля, к-рые требовали лишь умеренности страстей, их ограничения. Стоический принцип отрешенности от земных страстей, от игры чувств, требования аскетизма и самосозерцания были использованы затем в христианской морали.

Источник: Словарь по этике

Апатия
Отсутствие страсти, воли или энергии. Впрочем, подобная многозначность термина появилась лишь в новейшие времена вместе с верой в то, что в основе энергии и воли обязательно лежит страсть. Поэтому людям новейшего времени апатия часто представляется симптомом (в частности, некоторых шизофренических или депрессивных состояний), и нельзя сказать, что они так уж заблуждаются. Другой вопрос, сводится ли понятие апатии только к этому. Если мы рассмотрим его этимологию и установим его первоначальное значение (apathos в переводе с греческого – отсутствие страсти, волнения), то перспектива разительным образом изменится. Стоики, например, полагали апатию не слабостью, а добродетелью. Почему? Потому что они больше верили в храбрость, чем в страсти, а для того, чтобы действовать, вовсе не нуждались в каком‑то особом подъеме. Может быть, в отношении страстей они были прозорливее нас – как мы прозорливее их в отношении воли? Познать можно лишь то, что преодолеешь. У каждой эпохи – те озарения, которых она заслуживает.

Источник: Философский словарь.

АПАТИЯ
греч. ??????? – бесстрастие) – одно из осн. понятий этики стоиков, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. Впервые развитое представителем мегарской школы Стилпоном и заимствованное у него Зеноном-стоиком, требование А. отличало стоич. этику от этики перипатетиков, требовавших умеренности в страстях. По учению стоиков, "страсть" – неразумное, противоестеств. движение души, характеризующееся уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец не имеет никаких страстей и ему чужды чувства страха и печали. Термин "А." вошел в совр. словоупотребление как синоним безразличия. Лит.: Арним Г., История античной философии, пер. с нем., СПБ, 1910. с. 194–95; Маковельский А., Мораль Эпиктета, Казань, 1912; Sеnеса, De tranguillitate animi, в кн.: Annaei Senecae philosophi opera omnia..., t. 1, Lipsae, 1878; его же, De ira libri III, там же; ?einzе М., Stoicorum de affectibus doctrina, В., [1860]; Richter D., Die ?berlieferung der stoisehen Definitionen ?ber dieAffecte, Halle, 1873; Bonh?ffer ?., Epictet und die Stoa, Untersuchung zur stoischen Philosophie, Stuttgart, 1890. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АПАТИЯ
(греч. аффект], лат. tranquillitas) — термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог — «безмятежность», атаpa^ia). Начальное значение А. — неаффицируемость в широком смысле (De ап.429а 29; Phys.217b 26 cf. Phileb.33de; Phaedr.250c). Этическое понятие «А.», восходящее к Платону (Phileb.21e; 33b), начало оформляться в кинической (Антисфен - D.L.VI2;15) и мегарской (Стильпон — Epist.9,1) школах; упоминается Аристотелем (EN,1104b 24; ЕЕ,1222а 3 cf. II An.97b 23). Особое значение понятие «А.» приобрело в этике стоицизма, где оно понималось как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики) трактовали А. как почти полное «бесчувствие», то стоики — как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие «А.» приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т.е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Diss.I 4,27; D.L.VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем А. имеет позитивный эквивалент в т.н. благих (т.е. разумных) душевных состояниях (evnd9eia).
В Средней Стое значение А. временно сблизилось с перипатетической метриопатией (Panaet. frg.lll). У поздних стоиков — Сенеки (спец. трактат De tranquillitate animi), Эпиктста (Diss.I 4,3; HI 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) А. выступает (иногда наряду с «безмятежностью») преимущественно в традиционном значении (с некоторой акиентацией волевого момента) — как умение властвовать собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg.II 101; III 129; De plant.98) термин «А.» усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Strom.IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина А. вновь приобретает вне-этическое значение (неаффицируемость умопостигаемого — Enn.III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3).
В Новое время этическое понятие А. используется Б.Спинозой и И.Кантом.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

АПАТИЯ
термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог — «безмятежность», атараксия). Первоначальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников (Антисфен—Diog. L. VI 2; 15) и в Мегарской школе (Стильпон — Sen. Ep. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nie. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма, где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики — Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стойки—как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисчппа понятие апатии приобрело особый интеллекгуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. «благих (т. е. разумных) душевных состояниях» ( — Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков — Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцептацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого—Епп. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 «Этики»), а затем—Кантом («Антропология» § 73—75; «Метафизика нравов», ч. II, введение, § 16—17).

Источник: Новая философская энциклопедия

АПАТИЯ
АПАТИЯ (греч. ??????? [? priv. + ?????, аффект], лат. tranquillitas animi), термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог - «безмятежность», атараксия, ????????). Начальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429a29; Phys. 217b26, cf. Plat. Phileb. 33de; Phaedr. 250c). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 2le; 33b), начало оформляться в Кинической (Аитисфен - D. L. VI2; 15) и Мегарской (Стилъпон - Sen. Ер. 9,1) школах; упоминается Аристотелем (Е. N. 1104Ь24; Е. Е. 1222аЗ, cf. An. Post. 97b23).     Особое значение апатия приобрела в стоической этике и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики - D. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; [Plat.] Def. 413a), то стоики - как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. I 4, 27; D. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. «благих (т. е. разумных) душевных состояниях» (???????? - D. L. VII 116). В Средней Стое значение апатии временно сблизилось с перипатетической метриопатией (Panaet. fr. 111). У поздних стоиков апатия выступает (иногда наряду с «безмятежностью») преимущественно в традиционном значении - как умение властвовать над собой (с некоторой акцентацией волевого момента), см. Сенека, трактат De tranquillitate animi, Эпиктет (Diss. I 4, 3; III 15, 12; 26, 13), Марк Аврелий (XI 18, cf. I 9).     Через Филона Александрийского (LA II101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Strom. IV 7, 55.4; VI 9, 74.1; VII2, 10.7). У неоплатоника Плотина апатия вновь приобретает не-этическое значение: неаффи-цируемость умопостигаемого, см.: Епп. V 8, 3; V 9, 4; VI 5, 3, и III 6, трактат «О неаффицируемости бестелесного» (???? ??? ??? ???????? ????????).     Лит.: Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. B.,1933; Rist J. M. The Stoic concept of detachment, - Idem. The Stoics. Berk.; L. Ang., 1978, p. 259-272; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. M., 1995.     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Апатия как жизненная стратегия городского населения на выборах второй половины 1920-х гг

Офицерова Наталья Владимировна
В первое десятилетие советской власти под влиянием складывавшейся однопартийной системы, общего ужесточения политического контроля, усталости населения от постоянных кризисов начала XX в.
Читать PDF

Апатия вместо жажды: свобода и справедливость в жизни российского гражданина

Фан Ирина Борисовна
В статье рассмотрена мера эгалитарного (равенства, справедливости) и элитарного (свободы) в политической и правовой культуре россиян и политических и правовых институтах и практиках.
Читать PDF

Социальная апатия как фактор формирования аддиктивного поведения в молодежной среде

Латышева Анна Трофимовна, Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Сергей Иванович
По мнению авторов, изучение факторов, способствующих формированию аддиктивного поведения среди российской молодежи представляется одним из актуальных и значимых аспектов исследования молодежной проблематики.
Читать PDF

«Общество спектакля» как проявление социальной апатии

Тихомирова Т. В.
Автор в статье отмечает, что индивид становится абсолютным потребителем.
Читать PDF

Деградация института молодой семьи как следствие апатии и конформизма

Морозова Вера Борисовна
Анализируются причины девальвации ценностей семьи, исследуется влияние массовой культуры, конформного и апатичного образов жизни молодежи на снижение заинтересованности в семейно-брачных отношениях.
Читать PDF

Искаженное восприятие системы ценностей современным обществом в контексте проблемы социальной апатии

Абдрахимова Р.Г.
Читать PDF

О политической апатии современной молодежи в России

Подхомутникова М. В.
Статья освещает тему политической апатии российской молодежи. Сегодняшняя ситуация настолько очевидно формирует апатию в обществе, что возникла нужда в описании и объяснении этого явления.
Читать PDF

Специфика социальной апатии учителей

Быкова Елена Юрьевна
Рассматриваются особенности современного социального самочувствия учителей. Показано, что они проявляются в виде возникновения и усиления социальной апатии.
Читать PDF

Волонтерская деятельность как механизм преодоления социальной апатии молодежи

Куликова Ольга Андреевна, Лиманова Наталия Игоревна
Статья посвящена проблеме преодоления социальной апатии в молодежной среде. Аргументирована актуальность данной темы.
Читать PDF

Оценка антропогенной нагрузки в районе расположения хранилища отходов обогащения апатит-нефелиновых

Пашкевич М. А., Стриженок А. В.
Приведены результаты экологического мониторинга компонентов природной среды, проведённого на территории хвостового хозяйства апатит-нефелиновой обогатительной фабрики.
Читать PDF

Оценка и снижение негативного воздействия ОАО «Апатит» на поверхностные воды

Пашкевич Мария Анатольевна, Чукаева М.А.
Рассмотрено решение проблемы очистки производственных сточных вод. Значительное воздействие на природные воды оказывают предприятия минеральносырьевого комплекса.
Читать PDF

Эколого-токсикологическая оценка апатитового концентрата и радиоэкологический мониторинг геологическ

Ермолов Валерий Александрович, Тищенко Татьяна Виллиевна
На основе анализа ковдорского апатитового концентрата предложен геоиндикатор экологичности фосфатного сырья и с его помощью доказано, что апатитовый концентрат, получаемый из руд и хвостов рудообогащения по экологическим показател

Похожие термины:

  • АПАТИЯ, АПАФЕЯ

    греч. apatheia - бесстрастие) - у стоиков: идеал мудреца, достигаемый "вторым рождением", когда разум полностью овладевает душевной жизнью человека, сформированы все добродетели и достигнута свобода от
  • апатия (в этике стоиков)

    буквально «бесстрастие», один из основных принципов добродетельной жизни, один из необходимых компонентов «мудрого» образа действий, мудрого отношения к действительности. Поскольку все, что отн
  • АПАТИЧНЫЙ

    тип характера, отличающийся отсутствием эмоциональности, отсутствием активности и пониженной восприимчивостью, вялой реакцией на происходящие события (пример: Луи VI).