АПАТИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Апатия
(греч. apatheia – отказ от чувств, бесчувственность) – категория, означающая внутреннее состояние человека, при котором отбрасывается эмоциональная сторона человеческого существования. Это одно из условий достижения счастья, которое заключается в равновесии и спокойствии души.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АПАТИЯ
(Apathie; от греч. apatheia—«нечувствительность») — безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталоети, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, со времен Стой, отсутствие аффектов и страстей является целью нравственного самовоспитания.
W. Stempel. Die Therapie der Affekte bei den Stoikern u. Spinoza, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АПАТИЯ
от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АПАТИЯ
термин др.-греч. филос. школы стоиков, обозначавший способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А., управляет собой, руководствуясь одним только разумным нравств. законом. См. Стоицизм.

Источник: Советский философский словарь

Апатия
буквально означает бесстрастие. Но словом бесстрастие не точно выражается значение апатии: бесстрастие означает только свободу от страстей, но не полное отсутствие высших расположений души; а апатия означает потерю всех расположений, свойственных душе — и высших, и низших, потерю всякой способности чувствовать удовольствие от чего-либо или стремление к чему бы то ни было, как великому, идеальному, так и к мелкому и чувственному.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Апатия
(а отриц. частица и πάθος страсть) — буквально означает бесстрастие. Но словом бесстрастие не точно выражается значение апатии: бесстрастие означает только свободу от страстей, но не полное отсутствие высших расположений души; а апатия означает потерю всех расположений, свойственных душе — и высших, и низших, потерю всякой способности чувствовать удовольствие от чего-либо или стремление к чему бы то ни было, как великому, идеальному, так и к мелкому и чувственному.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Апатия
от греч. apatheia – бесчувственность) – термин античной этики, означающий бесстрастие, безмятежность, умение властвовать над собой. Считалась существенным свойством мудрости, обеспечивающей способность преодолевать аффекты, страсти, главные из которых – печаль, страх, вожделение, стремление к наслаждению. В биомедицинской этике понятие апатии актуализируется при исследовании проблемы права человека на жизнь и права человека на «умирание с достоинством», нравственных проблем эвтаназии и т.п..

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Апатия
 (греч. — бесстрастие) — состояние безразличия, резкое снижение активности, отсутствие побуждений к к.-л. действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под А. понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. А., согласно стоикам, идеальное условие для размышлений. Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности учение буддизма и джайнизма о нирване как об абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души.

Источник: Философский словарь. 1963

АПАТИЯ
от греч. бесстрастие) - безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса — закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.

Источник: Тематический философский словарь

АПАТИЯ
греч.-бесстрастие): в древнегреческой этике состояние духа, свойственное мудрецу, который способен освободиться от страстей, препятствующих внутреннему спокойствию и душевной невозмутимости. Апатия предполагает наличие у человека таких качеств, как умеренность, мужество, рассудительность, справедливость. Эти добродетели помогают ему правильно ориентироваться в жизни и стойко переносить все превратности судьбы. Апатия не означает равнодушного отношения к миру, а, наоборот, требует деятельной жизни в согласии и с природой, которая «разумна в своей основе», и с собственным разумом, «причастным к Космосу».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АПАТИЯ
греч. apatheia - бесчувственность, бесстрастие) - термин, встречающийся в свидетельствах о киниках и скептиках, у кинических писателей и стоиков - для обозначения невосприимчивости ко всякого рода переживаниям, страданиям, печалям и страхам, а также мужественного перенесения несчастий. Телет хвалит моряка, воскликнувшего при кораблекрушении: "Привет, Посейдон! Иду ко дну" (см.: Телет. Диатрибы. VII. Об А. //Ант. кин., с. 198 - 201). Сенека считал правильным переводить греческое слово апатхейа как "неуязвимая душа" или "душа, недоступная для любого страдания" (см.: Сенека. Письма к Луцилию, IX, 2). А. считалась одним из условий достижения счастливой жизни. Состояние бесстрастия обеспечивалось занятиями философией, упражнениями в добродетели, утешением и т. п. средствами.
В. Т. Звиревич

Источник: Современный философский словарь

АПАТИЯ
греч. apatheia -бесстрастие) - одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и отрасти не мешают деятельности разума. Исключая «страсть», влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление, А., с т. зр. стоиков, помогает размышлениям. Здесь чувствуется влияние восточных религиозно-философских взглядов, в частности учения о нирване как об абсолютном покое, к-рый является высшим состоянием человеческой души. Учение стоиков об А. идет гораздо дальше теорий последователей Аристотеля, к-рые требовали лишь умеренности страстей, их ограничения. Стоический принцип отрешенности от земных страстей, от игры чувств, требования аскетизма и самосозерцания были использованы затем в христианской морали.

Источник: Словарь по этике

Апатия
Отсутствие страсти, воли или энергии. Впрочем, подобная многозначность термина появилась лишь в новейшие времена вместе с верой в то, что в основе энергии и воли обязательно лежит страсть. Поэтому людям новейшего времени апатия часто представляется симптомом (в частности, некоторых шизофренических или депрессивных состояний), и нельзя сказать, что они так уж заблуждаются. Другой вопрос, сводится ли понятие апатии только к этому. Если мы рассмотрим его этимологию и установим его первоначальное значение (apathos в переводе с греческого – отсутствие страсти, волнения), то перспектива разительным образом изменится. Стоики, например, полагали апатию не слабостью, а добродетелью. Почему? Потому что они больше верили в храбрость, чем в страсти, а для того, чтобы действовать, вовсе не нуждались в каком‑то особом подъеме. Может быть, в отношении страстей они были прозорливее нас – как мы прозорливее их в отношении воли? Познать можно лишь то, что преодолеешь. У каждой эпохи – те озарения, которых она заслуживает.

Источник: Философский словарь.

АПАТИЯ
греч. ??????? – бесстрастие) – одно из осн. понятий этики стоиков, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. Впервые развитое представителем мегарской школы Стилпоном и заимствованное у него Зеноном-стоиком, требование А. отличало стоич. этику от этики перипатетиков, требовавших умеренности в страстях. По учению стоиков, "страсть" – неразумное, противоестеств. движение души, характеризующееся уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец не имеет никаких страстей и ему чужды чувства страха и печали. Термин "А." вошел в совр. словоупотребление как синоним безразличия. Лит.: Арним Г., История античной философии, пер. с нем., СПБ, 1910. с. 194–95; Маковельский А., Мораль Эпиктета, Казань, 1912; Sеnеса, De tranguillitate animi, в кн.: Annaei Senecae philosophi opera omnia..., t. 1, Lipsae, 1878; его же, De ira libri III, там же; ?einzе М., Stoicorum de affectibus doctrina, В., [1860]; Richter D., Die ?berlieferung der stoisehen Definitionen ?ber dieAffecte, Halle, 1873; Bonh?ffer ?., Epictet und die Stoa, Untersuchung zur stoischen Philosophie, Stuttgart, 1890. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АПАТИЯ
(греч. аффект], лат. tranquillitas) — термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог — «безмятежность», атаpa^ia). Начальное значение А. — неаффицируемость в широком смысле (De ап.429а 29; Phys.217b 26 cf. Phileb.33de; Phaedr.250c). Этическое понятие «А.», восходящее к Платону (Phileb.21e; 33b), начало оформляться в кинической (Антисфен - D.L.VI2;15) и мегарской (Стильпон — Epist.9,1) школах; упоминается Аристотелем (EN,1104b 24; ЕЕ,1222а 3 cf. II An.97b 23). Особое значение понятие «А.» приобрело в этике стоицизма, где оно понималось как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики) трактовали А. как почти полное «бесчувствие», то стоики — как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие «А.» приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т.е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Diss.I 4,27; D.L.VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем А. имеет позитивный эквивалент в т.н. благих (т.е. разумных) душевных состояниях (evnd9eia).
В Средней Стое значение А. временно сблизилось с перипатетической метриопатией (Panaet. frg.lll). У поздних стоиков — Сенеки (спец. трактат De tranquillitate animi), Эпиктста (Diss.I 4,3; HI 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) А. выступает (иногда наряду с «безмятежностью») преимущественно в традиционном значении (с некоторой акиентацией волевого момента) — как умение властвовать собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg.II 101; III 129; De plant.98) термин «А.» усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Strom.IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина А. вновь приобретает вне-этическое значение (неаффицируемость умопостигаемого — Enn.III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3).
В Новое время этическое понятие А. используется Б.Спинозой и И.Кантом.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

АПАТИЯ
термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог — «безмятежность», атараксия). Первоначальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников (Антисфен—Diog. L. VI 2; 15) и в Мегарской школе (Стильпон — Sen. Ep. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nie. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма, где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики — Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стойки—как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисчппа понятие апатии приобрело особый интеллекгуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. «благих (т. е. разумных) душевных состояниях» ( — Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков — Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцептацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого—Епп. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 «Этики»), а затем—Кантом («Антропология» § 73—75; «Метафизика нравов», ч. II, введение, § 16—17).

Источник: Новая философская энциклопедия

АПАТИЯ
АПАТИЯ (греч. ??????? [? priv. + ?????, аффект], лат. tranquillitas animi), термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог - «безмятежность», атараксия, ????????). Начальное значение апатии — неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429a29; Phys. 217b26, cf. Plat. Phileb. 33de; Phaedr. 250c). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 2le; 33b), начало оформляться в Кинической (Аитисфен - D. L. VI2; 15) и Мегарской (Стилъпон - Sen. Ер. 9,1) школах; упоминается Аристотелем (Е. N. 1104Ь24; Е. Е. 1222аЗ, cf. An. Post. 97b23).     Особое значение апатия приобрела в стоической этике и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики - D. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. Ill 12; [Plat.] Def. 413a), то стоики - как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т. е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. I 4, 27; D. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т. н. «благих (т. е. разумных) душевных состояниях» (???????? - D. L. VII 116). В Средней Стое значение апатии временно сблизилось с перипатетической метриопатией (Panaet. fr. 111). У поздних стоиков апатия выступает (иногда наряду с «безмятежностью») преимущественно в традиционном значении - как умение властвовать над собой (с некоторой акцентацией волевого момента), см. Сенека, трактат De tranquillitate animi, Эпиктет (Diss. I 4, 3; III 15, 12; 26, 13), Марк Аврелий (XI 18, cf. I 9).     Через Филона Александрийского (LA II101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Strom. IV 7, 55.4; VI 9, 74.1; VII2, 10.7). У неоплатоника Плотина апатия вновь приобретает не-этическое значение: неаффи-цируемость умопостигаемого, см.: Епп. V 8, 3; V 9, 4; VI 5, 3, и III 6, трактат «О неаффицируемости бестелесного» (???? ??? ??? ???????? ????????).     Лит.: Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. B.,1933; Rist J. M. The Stoic concept of detachment, - Idem. The Stoics. Berk.; L. Ang., 1978, p. 259-272; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. M., 1995.     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь



Похожие термины:

  • АПАТИЯ, АПАФЕЯ

    греч. apatheia - бесстрастие) - у стоиков: идеал мудреца, достигаемый "вторым рождением", когда разум полностью овладевает душевной жизнью человека, сформированы все добродетели и достигнута свобода от
  • апатия (в этике стоиков)

    буквально «бесстрастие», один из основных принципов добродетельной жизни, один из необходимых компонентов «мудрого» образа действий, мудрого отношения к действительности. Поскольку все, что отн
  • АПАТИЧНЫЙ

    тип характера, отличающийся отсутствием эмоциональности, отсутствием активности и пониженной восприимчивостью, вялой реакцией на происходящие события (пример: Луи VI).