АНТАХКАРАНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНТАХКАРАНА
сс. Совокупный инструмент мышления, отвечающий за оценку информации, поступающей от внешних (бахья) органов чувств (индрий), и за принятие решений, т.е. за ментальные функции. Термин санкхьи и веданты. С антахкараной связывают самосознание, самость, эго, ощущение «я» (аханкара, ахамкара), рассудочный ум (манас), ум низший, эмпирический (читта), решающий тактические задачи, интеллект (буддхи). Антахкарану называют местопребыванием души (атман, джива) или сс. щупальцами, дверью восприятия. Считается, что, не имея собственного сознания, она связывает органы чувств с душой, в которой оно и возникает.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

АНТАХКАРАНА
Санскр.) или Антаскарана. Этот термин имеет
различные значения, разнящиеся у каждой школы философии и секты.
Так, Шанкарачарья переводит это слово, как "понимание"; другие -
как "внутренний инструмент, Душа, образованная мыслящим принципом
и эгоизмом"; в то время как оккультисты разъясняют это как тропу
или мост между Высшим и Низшим Манасом, между божественным Эго и
личной Душой человека. Он служит посредником связи между обоими и
передает от Низшего к Высшему Эго все те личные впечатления и
мысли человека, которые могут быть, по своей природе,
ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, таким
образом, стать бессмертными вместе с нею; это единственные
элементы мимолетной Личности, переживающие смерть и время. Отсюда
явно следует, что лишь то , что в человеке благородно, духовно и
божественно, может подтвердить в Вечности то, что он существовал.

Источник: Теософский словарь

АНТАХКАРАНА
санскр. antahkarana— внутренний инструментарий)—в индийской философии единство ментальных способностей, отличных, с одной стороны, от духовного начала, с другой — от 10 индрий. В санкхье антахкарана включает 3 компонента: буддхи, аханкару и манас. По «Санкхья-карике», антахкарана, в отличие от индрий, действующих лишь в настоящем времени, имеет дело с объектами всех трех времен; индрий сами составляют его объект и соотносятся с ним как двери со стражами; они готовят для него познавательный материал, который он передает (при этом манас и аханкара «подчинены» буддхи) Пуруше (ст. 33, 35—36). В веданте антахкарана включает, помимо трех названных начал, также читту. По «Таттвабодхе» Щанкары, именно антахкарана является «местонахождением» неведения-двидьи (ст. 38). Сам аитахкарана также получает различную локализацию: у Шанкары манас соотносится с горлом, буддхи—с ртом, аханкара—с сердцем, читга — с пупом, у Сурешвары весь антахкарана помещается в сердце. Именно благодаря связи с антахкараной индрий становятся достаточно «прозрачными» для отражения своих объектов.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия