АКТ
Акт
(actus) действие определенное, единичное, например, акт представления, акт воли. Значит еще документ.
АКТА
Санскр.) Помазанник; титул Тваштри или Вишвакармана,
наивысшего "Творца" и Логоса в "Риг Веде". Он назван "Отцом
Богов" и "Отцом священного Огня". (См. прим. на с. 128, т. II,
"Тайн. Доктр.".)
наивысшего "Творца" и Логоса в "Риг Веде". Он назван "Отцом
Богов" и "Отцом священного Огня". (См. прим. на с. 128, т. II,
"Тайн. Доктр.".)
Источник: Теософский словарь
Акт
(лат. actu – актуально) – в аристотелизме и томизме: первичное понятие, благодаря которому чистая потенция, возможность реализуется в нечто (акт экзистенции). Это то, благодаря чему потенциально существующие сущности (эссенции) превращаются в конкретные предметы, процессы, явления, обретают существование (экзистенцию).
АКТ
(лат. actus - действие) - в философии Аристотеля и Фомы Аквинского бытие в совершенной форме, достигшее полноты и завершенности, "ставшее" бытие в отличие от бытия потенциального, "еще не ставшего" или же "возникающего", "становящегося". "Чистый акт" - абсолютное, вечное, ничем не ограниченное совершенство, исключающее всякую потенциальность, - это бытие Бога - Акта всех актов.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
АКТ
от лат. actus - действие) - в философии и психологии ограниченный временем, имеющий качественную определенность и направляемый чувством отдельный процесс в потоке переживания (см. также Реальность). Качественно однородные акты образуют один общий класс, напр. акты мышления, волевые акты, акты воспоминания. (О значении акта в этике см. Целесообразность; о характере акта в феноменологии см. Интенция.) Потенция и акт соотносятся как возможность и действительность (см. также Неотомизм).
Источник: Философский энциклопедический словарь
АКТ
[лат. actus действие, actum документ] – 1) действие, поступок вообще, действия учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, на основании которых обычно судят о соблюдении и нарушении правовых норм; 2) официальный документ, имеющий юридическую силу (напр., Акт экспертизы, Акты гражданского состояния, Акт юридический). В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) акт, а также от его содержания принято различать государственные, ведомственные, нормативные, региональные и др. акты; 3) протокол, фиксирующий определенный факт.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
AKT
(Akt; от лат. actus — «действие», «приведение в движение») — ограниченный временем, имеющий качественную определенность и направляемый чувством отдельный процесс в потоке переживаний (см. также Реальность). Паладъи и Клагес понимают под актом лишенное времени, устанавливающее границы в потоке переживаний действие духа. Качественно однородные акты образуют один общий класс, например акты мышления, волевые акты, акты воспоминания. О значении акта в этике см. Целесообразность. О характере акта в феноменологии см. Интенция. Потенция и акт, категории, восходящие к Аристотелю, соотносятся как возможность и действительность (см. также Неотомизм).
Fuetscher. А u. Potenz, 1933; L. Lavelle. De l’acte, Paris, 1937; M. F. Sciacca. Atto ed essere, Roma. 1956, dt. 1964; J. Stallmach. Dynamis u. Energeia. Unters, am Werk des Aristoteles zur Problemgesch. von Möglichkeit u. Wirklichkeit, 1959; H. J. Krämer. Die Ältere A., in: Grundriß der Gesch. der Philos, (begr. v. F. Ueberweg), Antike, III, 1983.
Fuetscher. А u. Potenz, 1933; L. Lavelle. De l’acte, Paris, 1937; M. F. Sciacca. Atto ed essere, Roma. 1956, dt. 1964; J. Stallmach. Dynamis u. Energeia. Unters, am Werk des Aristoteles zur Problemgesch. von Möglichkeit u. Wirklichkeit, 1959; H. J. Krämer. Die Ältere A., in: Grundriß der Gesch. der Philos, (begr. v. F. Ueberweg), Antike, III, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Акт
Нечто сделанное (латинское actum происходит от глагола agere – делать). В психологии и этике акт – синоним действия, хотя бывают и непроизвольные акты (оговорка, тик, ошибочное действие). В этом смысле акт как нечто сделанное противостоит данному в ощущениях или являющемуся результатом воздействия. С точки зрения онтологии акт противостоит потенции, как реальное (сделанное) противостоит возможному (тому, что может быть сделано). «Акт, – говорит Аристотель, – это факт, доказывающий, что данная вещь существует в реальности». Например, статуя существует в потенции до тех пор, пока пребывает в виде мрамора, и актуализируется, как только скульптор завершит работу над ней.
Разумеется, оба понятия относительны. Дуб пребывает в желуде, существующем актуально, в виде потенции, но и желудь в свою очередь пребывает в актуальном дубе в виде потенции. Но и мрамор актуален (как нечто реальное, исполненное, завершенное) – как до своего превращения в статую, так и после него. Тем не менее первичен именно акт, и в этом Аристотель совершенно прав: не реальное рождается из возможного, а возможное из реального.
Впрочем, в настоящем и акт, и потенция слиты воедино: здесь и сейчас возможно только то, что есть на самом деле. Это и есть бытие как потенция в действии (energeia, conatus).
Разумеется, оба понятия относительны. Дуб пребывает в желуде, существующем актуально, в виде потенции, но и желудь в свою очередь пребывает в актуальном дубе в виде потенции. Но и мрамор актуален (как нечто реальное, исполненное, завершенное) – как до своего превращения в статую, так и после него. Тем не менее первичен именно акт, и в этом Аристотель совершенно прав: не реальное рождается из возможного, а возможное из реального.
Впрочем, в настоящем и акт, и потенция слиты воедино: здесь и сейчас возможно только то, что есть на самом деле. Это и есть бытие как потенция в действии (energeia, conatus).
Источник: Философский словарь.