АКАША

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКАША
(Akasha) — в индийской философии эфир или пространственная субстанция, рассматриваемая как материальная.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АКАША
в индийской философии — понятие, обозначающее эфир или пространственную, трактуемую как материальную, субстанцию.
С.Ю. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

АКАША
бесконечное, вездесущее вещество вселенной, что повсюду присутствует и все пронизывает, не имея собственной конкретной формы, но давая основу для многообразия вещей. Все, что представляет собой комбинацию элементов, что выступает как зримое, ощутимое, слышимое, есть проявление акаши, однако сама она настолько тонка, что, не воспринимается человеческими, органами чувств. При появлении, мира существовала только эта субстанция, когда мировой цикл завершится, предметы вновь обратятся в акашу, и очередной цикл начнется с нее. Акаша возникает в мире благодаря пране – своему энергетическому началу. В ряде философских течений Индии акаша рассматривается как «чистое «отсутствие», лишенность препятствия или просто пустое пространство. В буддийской практике медитации поощрялось отождествление акаши (пустого пространства) с нирваной. Известна метафора бескачественного Брахмана как образа бесконечной акаши.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АКАША

        эфир как одна из пяти материальных первостихий (бхута) всегда строго отличен от пространства, т. е. места и ориентации. В вапшешике и ньяе А. — субстанция, носитель качества звука, она едина, безгранична и вечна. В санкхъе различаются "причиняющая" и "причиненная" А. "Причиняющая" А. есть праматерия, в к-рой бесструктурный тамас преобладает над саттвой, она всепроникающа и не может пониматься как чистое отсутствие препятствий. От взаимодействия этой А. с раджасом порождается потенциальность звука (или А.), к-рая, соединяясь с "началом первостихий", превращается в атомы А., т. е. в "причиненную" А. Эти атомы пребывают в "причиняющей" А. и служат материалом дальнейшего усложнения материи. Размеры их конечны. Сходно понимается А. в веданте, однако место праматерии занимает там майя. Представления об А. развились из осмысления природы членораздельного звука и его онтологической сути.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

АКАША
Санскр.) Тонкая, сверхчувственная духовная сущность,
наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно
отождествленная с Эфиром. Но она относится к Эфиру так же, как Дух
к Материи, или Атма к Кама-рупе. Фактически, она является
Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная
Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменяющихся аспектах на планах
материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос,
или выраженная мысль. Это причина тому, почему в Пуранах указано,
что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук,
ибо звук есть ничто иное, как переведенный символ Логоса - "Речи"
в ее мистическом смысле. В том же жертвоприношении ("Джьетиштома
Агништома") она названа "Богом Акашей". В этих жертвенных
мистериях Акаша есть все-управляющий и всемогущий Дэва, играющий
роль Садасьи, управляющего магическими эффектами религиозного
действия, и тот имел своего особого Хотри (жреца) в древности,
носившего его имя. Акаша является необходимым посредником каждого
Критья (магического действия) - религиозного или мирского.
Выражение "возбудить Браму" означает возбудить силу, которая
сокрыта в основе каждого магического действия; ведийские
жертвоприношения фактически есть ничто иное, как церемониальная
магия. Эта сила есть Акаша - в другом аспекте, Кундалини -
оккультное электричество; в одном смысле - алкахест алхимиков или
универсальный растворитель; анима мунди на высшем плане, -
астральный свет на низшем. "В момент жертвоприношения жрец
наполняется духом Брамы - временно становится самим Брамой."
("Раз. Изида".)

Источник: Теософский словарь

АКАША
сс. Тончайшая протоматериальная субстанция. Первый элемент материи (бхута), который, согласно упанишадам, Брахман создал при сотворении мира. Одна из великих стихий (махабхута). Согласно мимансе, акаша не воспринимается органами чувств, но выводится как необходимое (выводное знание). Мир заполнен акашей, кроме которого в упанишадах, веданте, тантризме и др. упоминается еще более тонкая субстанция (прана), выступающая как энергия, из которой был сотворен акаша. Он инертен и, обладая непротиводействием, не создает помех перемещению вещей. С ним связывают их пространственную отдаленность. Акаша сам выступает как пространство. Ему присущи свет и темнота. Его называют субстратом, носителем звука, считают вместилищем знаний, информации и условием, фактором единства дифференцированного мира. Согласно учению джайнизма, вокруг нашего мира (лока-акаша) простирается не-мир (алока-акаша). В буддийской космологической модели акаша не имеет опоры, «ни на чем не покоится». Мир возникает в нем по кармическим причинам. Остаточная совокупная карма, сформировавшаяся в предыдущем мировом цикле (кальпа), вызывает в акаше первое движение, «ветер», свидетельствующий о зарождении нового мира, начале нового цикла бытия. Уплотняясь, акаша последовательно образует воздух, огонь, воду, землю. После разрушения мира все элементы в обратном порядке возвращаются к состоянию акаши и праны. Сохранившиеся следы, кармические семена в нем — предпосылка для возникновения будущего мира. Космогенез постигается в процессе духовной практики (бхавана, дхьяна). Акаша, пространство — последняя, конечная реальность мира, воспринимаемая сознанием адепта перед его переходом в состояние нирваны, абсолюта. С акашей в буддизме связывают чистый эфир сознания (чит-акаша). В нем возникает напряжение, происходит разделение на состояние покоя и движения, появляются мысли и протекают психические процессы. Поле акаши допускает неограниченную скорость распространения мысли. В теории дхарм акаша представлен необусловленной (асанскрита) дхармой. Символом акаши служит белый круг с черными точками, означающими промежутки, что трактуется как структурированное пространство. К акаше восходят представления о жизненных силах и о тонких телах. Акашей называют пустое место, полость. В литературе термин выступает как существительное мужского или женского рода.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003