от лат. aggressio — нападение) (в поведении животных) — ответное действие (акция) животного по отношению к др. особи своего или др. вида, приводящая к ее запугиванию, подавлению или нанесению физической травмы, в т. ч. смертельной. Проявления агрессии часто связаны со страхом.
АГРЕССИЯ
Агрессия
Агрессия
проявление воли, которая подавляет действие одного и навязывает действие другого критерия. Часто агрессия в обществе или среди личностей не обусловлена выживанием или другими видимыми причинами. В этом случае можно утверждать, что отчетливо работает инстинкт Жизненного Потока как проявление архетипа Жизни – принцип его вынужденной экспансии.
Источник: Краткий критериологический словарь
АГРЕССИЯ
индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы: агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага". В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АГРЕССИЯ
лат. aggredio — нападать) — в настоящее время это понятие используется для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения — от реплик и элементов пародий до применения различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным или массовым летальным исходом. Подлинный смысл понятия "А." его можно весьма часто установить только на уровне контекста. К тому же в силу установившейся традиции в работах одного и того же автора понятие А. нередко употребляется в различных значениях, не говоря уже о специфике употребления его представителями различных наук, каждая из которых привносит свое понимание этого феномена. Примерно аналогичная картина наблюдается в сфере обыденного, массового употребления понятия А., где оно чаще всего ассоциируется с действиями, нарушающими физическую или психическую целостность другого человека, наносящими ему материальный ущерб, препятствующими осуществлению им своих намерений. Несмотря на наличие определенных моментов дополнительности и конвенциональности, становится целесообразной выработка более или менее единообразного представления о содержании понятия А. В значении, близком к нормативному, оно употребляется сегодня в психологии, где им обозначается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека. Анализ этого определения свидетельствует об изначальной полисемичности данного понятия, посредством которого обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые действия людей. (См. также: Социальное насилие).
Т.Г. Румянцева
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь
Агрессия
(от лат. agressio – нападение) – одно из фундаментальных свойств живых существ, в том числе человека, состоящее в насильственном подчинении других и самовыражении посредством деструктивных (разрушительных) действий. А. имеет как внешнее, так и внутреннее основание. Внешним основанием является агрессивность окружающей среды, которая может вызывать ответную агрессивную реакцию и в то же время служить образцом для подражания, источником заражения. Но поскольку такие следствия не всегда имеют место или проявляются с разной силой, неизбежно предположить наличие внутреннего основания А., в состав которого входят следующие компоненты: а) врожденное влечение, направленность на онтологическое зло; б) избыток энергии, не удовлетворяющийся другими проявлениями; в) недостаток внутренних возможностей для обеспечения желаемого статуса и компенсация этой недостаточности с помощью А. истероидного характера; г) подсознательное переживание или осознание биологической и социальной выгодности агрессивного поведения; д) отсутствие или слабая выраженность сдерживающего торможения (как физиологического, так и идеального – морально-нравственного, эстетического, религиозного, мировоззренческого – характера.
Если у животных агрессивность вида или особи в значительной степени заключена в рамки биологической наследственности, то у человека с его непрерывной социальной и психологической эволюцией А. приобретает самые разнообразные, порой трудно предсказуемые и патологические формы. Опасность такой А. многократно – вплоть до самоуничтожения – усиливается технической вооруженностью, отсутствием эффективной организации жизнедеятельности и массовой деградацией культуры (вхождением в «Новое средневековье» по Н. Бердяеву).
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3:Антропология. СПб. 1999. С. 66-68
Если у животных агрессивность вида или особи в значительной степени заключена в рамки биологической наследственности, то у человека с его непрерывной социальной и психологической эволюцией А. приобретает самые разнообразные, порой трудно предсказуемые и патологические формы. Опасность такой А. многократно – вплоть до самоуничтожения – усиливается технической вооруженностью, отсутствием эффективной организации жизнедеятельности и массовой деградацией культуры (вхождением в «Новое средневековье» по Н. Бердяеву).
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3:Антропология. СПб. 1999. С. 66-68