Евр.) Название, данное частям Талмуда легендарного
происхождения.
АГАДА
АГАДА
Источник: Теософский словарь
АГАДА
др.-евр. — рассказ) — в Талмуде назидательные комментарии к отд. законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Существуя сначала (с 5 в. до н. э.) в устной передаче, А. была записана и включена в Талмуд в 3—5 вв. н. э. Ее назначение — популяризация религ. идей и заповедей. Мн. сюжеты и приемы А. использовались в евр. фольклоре и лит-ре.
Источник: Атеистический словарь
АГАДА
(др.-евр. - рассказ) - в Талмуде - сопутствующие «законоположениям» (галахат) комментарии и повествования в форме легенд, мифов, басен, афоризмов. Материал А. начал складываться в древнейшие времена - вместе с появлением Пятикнижия, т. е. примерно с V в. до н. э. Большое влияние на его формирование оказали эллинистич. и римская культура, а также Авеста. Долгие столетия этот материал существовал лишь как изустное творчество древних евреев и был записан и обработан лишь в III - V вв. н. э. составителями Талмуда, где А. переплелась с галахат. Тексты А. даются, как правило, по поводу того или иного библ. стиха, к-рый служит основой для развития определ. сюжета. Общим назначением А. является подтверждение разл. религ. идей, особенно идей о полной зависимости человека от воли бога, о покорности и смирении. В фантастич. рассказах А. постоянно фигурируют сонмы ангелов и бесов. Часто повторяющаяся форма А. - машал (басня) со вступлением: «Возьмем для сравнения царя, который...». Царей А. рисует добрейшими отцами людей. Поучения А. защищают интересы господств. классов, светскую и духовную аристократию. М. С. Беленький