АДОНИС

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДОНИС
умирающий и воскресающий бог растительности в Финикии и Сирии. С 5 в. до н.э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.  

Источник: Религиоведческий словарь

Адонис
Прекрасный возлюбленный Афродиты/Венеры, растерзанный кабаном (аналогичная мифологема связана с месопотамским богом Думузи/Таммузом и анатолийским Аттисом).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

АДОНИС
умирающий и воскресающий бог растительности в Финикии и Сирии. Празднества в честь А. совершались весной: торжество в честь умершего А. продолжалось несколько дней; после погребения статуи А. наступал праздник радости, воскресения бога. Влияние культа А. четко прослеживается в еванг. повествовании о смерти и воскресении Иисуса Христа.

Источник: Атеистический словарь

Адонис
греч.) – «господь, владыка» – божество финикийского происхождения, олицетворяемое с умиранием и возрождением природы; сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны; Феникса и Алфеси-беи), превращенной богами за кровосмешение в мирровое дерево. Младенец отличался исключительной красотой, и Афродита отдала его на воспитание владычице подземного царства Персефоне, которая впоследствии не пожелала расстаться с прекрасным юношей. Зевс рассудил спор богинь, постановив, что юноша должен проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальным временем распоряжаться по своей воле. Вскоре А. погиб на охоте от раны, нанесенной вепрем. Из капель его крови выросли розы, а из слез оплакивавшей его Афродиты – анемоны.

Источник: Мифологический словарь

АДОНИС
(финик. adon - господин, ср. др.-евр. Адонаи) - финикийский бог плодородия, особенно почитавшийся в г. Библе. Здесь ежегодно устраивался в честь него весенний праздник. Первая часть его была траурной. Объявлялось, что юный бог убит в горах диким вепрем. Женщины обрезали себе волосы. Город оглашался воплями. Как раз в это время воды реки Адонис вследствие дождей, размывавших цветные породы, приобретали красноватый цвет, и жрецы утверждали, что течет кровь убитого А. В конце праздника провозглашалось воскресение А. и его вознесение на небо. Начиналось необузданное ликование. В честь А. выставлялись «адонисовы сады» - корзины или горшки с землей и высаженными злаками и цветами. Культ А. восприняли греки. В их мифах Афродита заменила финикийскую Астарту в роли возлюбленной А. Миф об А. послужил одним из источников мифа о воскресении и вознесении на небо Иисуса Христа.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Адонис
в греческой культуре божество финикийско-сирийского происхождения. Можно отнести к умирающим и воскресающим божествам как отражению замкнутого цикла растительного происхождения. Наиболее полная версия гласит, что после кровосмесительной связи с отцом, которую подстроили боги, мать Адониса превращается в миртовое дерево, из трещины которого рождается прекрасный мальчик. Афродита передает его на воспитание Персефоне в царство мертвых. Претензия двух богинь на Адониса разрешается Зевсом двояко: часть года он должен проводить в царстве мертвых, а часть – с Афродитой среди живых, Артемида, приревновав его к Афродите, насылает на Адониса дикого кабана, который смертельно его ранит. Афродита его горько оплакивает, превращает в цветок, из крови бога расцветают розы, а из слез богини - анемоны. Миф и мистерия Адониса позволяет представить себе в развернутой форме символику и смысл вечного круговорота и противостояние жизни и смерти в природе. В мифе отразились культурные традиции древних матриархальных культов плодородия.

Источник: Человек и общество. Культурология

АДОНИС
Божество финикийско-сирийского происхождения, бог плодородия, умирающий и воскресающий бог. Согласно мифу, Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушила той страсть к родному отцу, который поддался соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью. Боги превратили женщину в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты — Адонис. Афродита передала младенца на воспитание Персефоне, которая, когда Адонис повзрослел, не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны, а часть — на земле с Афродитой. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида наслала на юношу дикого кабана, который смертельно его ранил. По Овидию, Афродита превратила Адониса в цветок, окропив нектаром пролитую кровь.
По Лукиану, в финикийском Библе было святилище Афродиты, где происходили празднества в честь Адониса, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресшему.
В Греции Адонии — праздник в честь Адониса — приобрели особую популярность в эпоху эллинизма, когда распространились восточные культы Осириса, Таммуза и др.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

АДОНИС

Божество финикийскосирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. – сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. – жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему А. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании. В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Адонии – праздник в честь А. – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились грековосточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Источник: Словарь греческой мифологии

Адонис
По старинному сказанию Адонис был сыном ассирийца или финикийца Феияса, а может быть, и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, по наущению Афродиты возгоревшейся к нему любовью.
Когда отец, узнав о совершенном им преступлении, захотел убить дочь, боги превратили ее в мирровое дерево, и из него-то через 10 месяцев явился на свет Адонис. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и тайно отдала Персефоне на сохранение; Персефона, однако, не пожелала потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спор тем, что одну треть года Адонис должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последнюю, третью, мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей Адонис был убит на охоте вепрем.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса, из крови которого произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно так же, как и культ Адониса, финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово «адонис», которое означает «господин».
В особенности же культ Адониса как божества природы был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. Празднество Адониса (Adonia), которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной, и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть Адониса, во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите.
В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения Адониса из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так называемые Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба Адониса. Празднество Адониса при Александрийском дворе, где сначала чествовали юного прекрасного Адониса, а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестном стихотворении «Адониацузы».
Культ Адониса происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в то же время на пробуждение природы. Существуют изображения раненого Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах и на нескольких прекрасных вазах.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
Примечание редактора. Есть версия мифа, по которой Адонис стал жертвой гнева Аполлона (его местью Афродите за ослепленного ею сына Аполлона, Эриманфа).
Ср. О. Ян, «Archäol. Beiträge» (Берлин, 1847); Бругш, «Die Adonisklage und das Linoslied» (Берлин, 1852); Мантардт, «Antike Wald und Feldkulte aus nordeurop. Ueberlieferung erläutert» (Берлин, 1877).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
646.60 кб

Рецензия на книгу Адониса Франгеску Levinas, Kant and the problem of temporality. London: Palgrave M

Ямпольская Анна
Книга британского феноменолога А.

Похожие термины:

  • АДОНИМ-АДОНАЙ, АДОН

    Древние халдео-еврейские названия Элохимов, или творящих земных сил, синтезированных Иеговой.
  • АДОНИРАМ

    ключевой персонаж масонского ритуала.Существовали частные вариативные интерпретации передачи предания в различных системах и ложах. Адонирам являлся сыном некой овдовевшей женщины из рода Нефт