АДОНИРАМ
АДОНИРАМ
ключевой персонаж масонского ритуала.Существовали частные вариативные интерпретации передачи предания в различных системах и ложах. Адонирам являлся сыном некой овдовевшей женщины из рода Нефтелимов, в силу чего масоны часто именовали себя «детьми вдовы». Сюжетная канва легенды повествует о строительстве Иерусалимского храма царя Соломона, возглавляемого выходцем из Тира, архитектором, «великим мастером» Адонирамом. Возведение всемирного храма истолковывалось как создание идеального общественного устройства. Храм есть микромодель мира, поэтому архитектор должен быть посвященным в таинства мироздания. Как писал религовед М. Элиаде: «Всякий храм является не только «отражением мира» (imago mundi), но также и воспроизведением на Земле трансцендентной модели». Этнический конгломерат в 130 тысяч рабочих, участвовавших в строительстве, Адонирам разделил на три степени эзотерической инициации: ученики — товарищи — мастера. Вышестоящей степени соответствовала более высокая плата за труд, выдаваемая при произнесении соответствующего пароля. Согласно мнению российского историка В. Ф. Иванова, символическим паролем учеников служило слово «Иоаким», товарищей — «Вооз», мастеров — «Иегова». По версии писателя Е. И. Парнова, соответственно Боаз, Иакин, Ябулон. Возбуждаемые завистью, трое товарищей вознамерились силой или обманом выведать у Адонирама тайное слово степени мастера. Недостойные подмастерья олицетворяли три человеческих порока — зависть, невежество и лицемерие. Исследователь масонства А. Иванов полагал, что в конфликте подмастерьев и мастеров отразились отголоски борьбы внутри средневековых цеховых организаций. Когда архитектор совершал обход храма, у южного входа первый из заговорщиков в ответ на отказ выдать пароль нанес ему удар по шее 24-дюймовой линейкой. Второй у западных ворот ударил мастера в грудь угольником. Наконец, у восточного входа третий из подмастерьев убил мастера, поразив его молотом в голову. Согласно другому варианту предания, Адонирама последовательно поражают молотом, киркою и циркулем. В масонском ритуале инициации неофит проходит круги мучения Адонирама, во время чего ему наносятся аналогичные удары и производится церемония символического погребения и воскрешения. Тело Адонирама было обнаружено, поскольку ветвь акации, которой убийцы отметили место могилы, зазеленела. Опасаясь, что древнее мастерское слово утратило силу, строители решили его заменить словами, произнесенными при открытии могилы архитектора. Такими словами стал возглас присутствующих, обнаруживших признаки тления организма: «Плоть от костей отделяется». Традиционное прочтение смысла используемой в ритуале масонской атрибутики не содержало подтекста заговора темных сил. Белые одежды, фартук, перчатки масонов декларировали нравственную чистоту. Гроб, череп и кости выражали презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Акация воспринималась как символ бессмертия. В алхимии она символизировала закон Хирама, согласно которому, чтобы жить в вечности, надо знать, как умереть. Молот олицетворял власть над камнем, творческое начало, преобразующее хаос в космос. Линейка интерпретировалась как прибор измерения соответствия деяний каменщика законам вечных истин. 24 деления масштаба соответствовали 24 часам суток. Наугольник символизировал закон и совесть, отвес — равенство, лопатка — снисхождение к слабостям людей и строгость к себе, циркуль — размеренность, братское единение, чертежная доска — планомерность работы. Вместе с тем все инструменты ремесла каменщика означали святость труда. В самой масонской литературе отсутствовало единое мнение о дешифровке мифа об Адонираме. Предлагались следующие интерпретации природы великого мастера: 1) олицетворение этических предписаний; 2) пути алхимической трансмутации; 3) эволюция образа эзотерического Христа; 4) эволюция космогонического образа солнца и др. В рамках конспирологии существуют два основных варианта прочтения тайного смысла легенды. Первый, предложенный А. Д. Философовым, усматривает в ней доктрину иудейско-талмудического антихристианского заговора; второй, в прочтении С. А. Нилуса, гностико-каббалистическую конспирологию. К герменевтической реконструкции Философова обращались Г. Шварц-Бостунич, В. Ф. Иванов, Б. Башилов и др., к гипотезе Нилуса склонялись Г. Г. Мец, Л. П. Замойский, В. Безверхий и др. А. Д. Философов полагал, что легенда об Адонираме, отсутствовавшая в древнегреческих текстах, была направлена против сказания евангелистов о Воскресении Христовом. Как ко гробу Христа, так и ко гробу Адонирама приходят ученики, вопрошая о последнем слове. Но в первом случае ими был обнаружен факт воскресения, во втором — разложение тела. Новое слово христианского учения гласило: «Христос воскресе!» — тогда как масоны возвестили: «Мак бенах», т. е. плоть разрушается. В трех подмастерьях, убивших Адонирама, Философов усматривал трех последователей Христа: Петра, Иоанна и Марию, — пришедших ко гробу и первыми распространивших весть о воскресении. Старший из работников, умертвивший Адонирама, получает имя Абидаль — отцеубийца, олицетворяя христианство, погубившее иудаизм, из которого оно вышло, или самого Христа. При посвящении в 18-ю степень рыцарства Розового креста инициируемым сообщается, что Адонирамово слово потеряно в ту минуту, когда на кресте свершилась смерть Иисуса. Слово, утраченное со смертью Адонирама и распятием Христа, т. е. с падением ветхозаветного иудейства, есть Иегова. Спаситель порицается как преступник, справедливо заслуживший свою казнь. С. А. Нилус обнаруживал в легенде противопоставление Адонирама царю Соломону. Автор расширил рамки легенды, введя в нее сюжет о царице Савской, отдавшей предпочтение великому мастеру перед царем. Таким образом, в отличие от первого варианта, противопоставляется не Новый и Ветхий Завет, а в целом библейская и гностическая традиции. Генеалогическое древо Адонирама, согласно С. А. Нилусу, восходит к Люциферу. От последнего был рожден Каин, являвшийся Авелю сводным братом по матери Еве. Бог Адонаи, возревновав к гению Каина, в наказание за измену Евы изгнал человечество из Эдема. Во искупление греха убийства Авеля, на которое тот спровоцировал брата, Каин и его потомки стали служить детям Адама. Один из отпрысков Каина, Тувалкаин, обучил плавить и ковать металлы, а его сестра и жена Ноэма — прясть пряжу и ткать одежду. Сыном данной четы и являлся Адонирам, которому в деле возведения храма помогал сам Люцифер из преисподней. Ведущим мотивом легенды в переложении Нилуса являлся призыв мести Демиургу Адонаи и его служителям за смерть великого мастера. Ритуал посвящения в каждую из масонских степеней сосредоточивался на каком-то одном аспекте легенды об Адонираме, позволяющем выйти на новую ступеньку познания бытия. В. М. Острецов писал: «Идея Торы… Этот страшный истукан требовал от своих жрецов безусловного подчинения. Слепое орудие в руках демона этого истукана, жрец храма Соломона осуществлял Идею. Ее излагали масону тысячи раз. Мастер Хирам, строитель храма Справедливости, храма Соломона, убитый завистливыми рабочими, невежественными и злыми, каждый раз, в каждой степени Ордена представал пред каменщиками в новом обличье. В этой легенде можно было узреть и все уравнительные теории, и все авторитарные. Больше того. Каждая степень была посвящена какому-то особенному пониманию легенды убитого Мастера, и масоны на своих заседаниях вновь повторяли все события, связанные с Мастером. Разыгрывались мистерии убийства Мастера злобными рабочими, а затем нахождение убийц и мщение… Год за годом, десятками лет каждый масон повторял эти обряды. Так и выпекались в ложах интеллигенты». С точки зрения А. Д. Философова, Г. Г. Меца, В. Ф. Иванова и др., в высших степенях масонерии образ Адонирама замещается фигурой Ж. де Моле. Мотив мести за смерть великого архитектора конкретизируется призывом мщения за сожжение гроссмейстера тамплиеров. Г. Г. Мец писал: «Как прежде, при посвящении в звания, предшествующие званию кадош, масонство призывало к мести за смерть Хирама (народ), так теперь оно призывает к мести за смерть Жака Бургиньона де Моле, гроссмейстера ордена тамплиеров. Легенда о Хираме служила предлогом для преследования Адонаи: она облегчала развитие известной теории; легенда о Жаке де Моле будет служить для выполнения на практике преследования папства, христианской религии вообще и королевской власти». Источ.: Багдасарян В. Э. «Война символов»: масонская семиотика в конспирологической интерпретации // Армагеддон. 1999. № 4; Мораморко М. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990; Масонство / Авт. — сост. С. П. Мельгунов, Н. П. Сидоров. Минск, 1998; Иванов В. Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. М., 1998; Парнов Е. И. Трон Люцифера. М., 1987; Иванов А. К вопросу о происхождении масонства, его ритуалов и символов // Масоны и масонство. М., 1994. Вып. 1; Нилус С. А. Близ есть, при дверех. СПб., 1996; Башилов Б. История русского масонства. М., 1992. Кн. 1–2; Замойский Л. П. За фасадом масонского храма: Взгляд на проблему. М., 1990; Мец Г. Г. Краткий исторический очерк происхождения масонства // Оккультные силы России. СПб., 1999; Бостунич Г. Масонство и русская революция. М., 1995.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия