АДИАФОРА
Адиафора
(греч. adiaphora – безразличие (в области морали) – основной термин греческой «философии жизни» (скептицизм, кинизм, стоицизм), согласно которому нравственные действия не могут быть оценены ни как добро, ни как зло, и поэтому идеал мудрости – наивысшее добро и цель человеческого существования – равнодушие к материальным благам.
АДИАФОРА
греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, А. — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Зенон-стоик учил: "Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...". Эту точку зрения, разделенную впоследствии идеологами ордена иезуитов, жестко отвергал Фихте, утверждавший, что в сфере этического нет и не может быть А.
С.Ю. Солодовников
С.Ю. Солодовников
Источник: Новейший философский словарь
АДИАФОРА
греч. Adiaphora) - безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: "Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая - зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь..." Это воззрение было перенято иезуитами. В 16 в. долгое время шел спор между "адиафористами", сторонниками Меланхтона, и ортодоксальными лютеранами, каким был Флациус, утверждавший, что в делах веры нет никакой адиафоры (середины). В этике, согласно Фихте, нет адиафоры.
Источник: Философский энциклопедический словарь
АДИАФОРА
термин античной этики, означающий: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то, ни другое»), восходящее к Платону (Gorg.467c; D.L.HI 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ) и кини еской (D.L.VI 105) традициях; к кон. 4 в. до н.э. стало нормой.
В этике раннего стоицизма понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим природные, но не зависящие от нас внешние вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью).
В свою очередь А. делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т.п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т.п.) (D.L.VII 102 ел.; Adv. math.XI 59 ел.). Членение «безразличного», придававшее ему несоразмерно высокий предметный статус внутри этического поля, свидетельствовало о недостаточной строгости этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал все «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (D.L.VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие А. использовалось нем. протестантами в учении о «средних вещах». При строгом этическом формализме (И.Кант) понятие А. не имеет функционального значения.
В этике раннего стоицизма понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим природные, но не зависящие от нас внешние вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью).
В свою очередь А. делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т.п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т.п.) (D.L.VII 102 ел.; Adv. math.XI 59 ел.). Членение «безразличного», придававшее ему несоразмерно высокий предметный статус внутри этического поля, свидетельствовало о недостаточной строгости этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал все «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (D.L.VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие А. использовалось нем. протестантами в учении о «средних вещах». При строгом этическом формализме (И.Кант) понятие А. не имеет функционального значения.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
АДИАФОРА
АДИАФОРА (греч. ???????? [? priv.+ ???????, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то, ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467c; D. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ — Sext. Adv. math. XI 3-4) и кинической (D. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. стало нормой. В этике Ранней Стой понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, А. делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «не-предпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (D. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. math. XI 59 ел.). Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (D. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Лит.: Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; Reesor M. E. The «Indiff?rents» in the Old and Middle Stoa, - ТАРА 82, 1951, p. 102-110; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995. A. A. СТОЛЯРОВ
АДИАФОРА
греч.—отрицательная частица и «различаю», лат. indifTerentia, media, interjecta) —термин античной этики, означающий «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ—Sext. Adv. Math. XI 3—4) и кинической (Diog. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. оно стало нормой. В этике Ранней Стой понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь адиафора делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (Diog. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. Math. XI 59 ел.). Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о «средних вещах». Строгий этический формализм (Кант) не признает за адиафорой функционального значения.
Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Kieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; ReesorM. E. The «Indifferents» in the Old and Middle Stoa.—«Transactions and Proceedings of the American Philological Association», 1951, p. 102-110.
А. А. Столяров
Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Kieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; ReesorM. E. The «Indifferents» in the Old and Middle Stoa.—«Transactions and Proceedings of the American Philological Association», 1951, p. 102-110.
А. А. Столяров
Источник: Новая философская энциклопедия