(Adiaphore, Adiaphorists).
Адиафора (греч., букв. "безразличное"; нем.Mitteldinge) это нечто несущественное с точки зрения веры и потому допустимое в Церкви. Лютеранские исповедания XVI в. описывают адиафору как "церковные обряды, которые не заповеданы и не запрещены Словом Божьим ".
Адиафористами называли тех протестантов, крые вслед за Филиппом Меланхтоном считали, что некрые римскокатолические обычаи (напр., проведение конфирмации епископами, распорядок постов и т. д.) должны быть терпимы ради сохранения церковного единства. Вопрос этот был центральным в ожесточенных спорах, начало крым положил Аугсбургский интерим 1548 г., навязанный лютеранам императором Карлом V и принятый Меланхтоном и прочими в форме Лейпцигского интерима. "Гнесиолютеране" ("истинные лютеране"), возглавляемые Николасом Амсдорфом и МаттиасомФлацием, возражали против тех допущений и суждений относительно адиафоры, крые привели саксонских теологов (" филиппистов ") к составлению Лейпцигского интерима. "Гнесиолютеране" выдвинули основной принцип в тех случаях, когда требуется исповедание веры, когда некие обряды или адиафоры предписываются как обязательные и тем самым может быть нанесено оскорбление вере, адиафоры перестают быть адиафорами и становятся вопросами, по крым принимаются однозначные решения. Сторонники же интеримов настаивали на том, что лучше пойти на внешний компромисс в обрядах и обычаях, чем провоцировать полный запрет лютеранства в Саксонии. Хотя после Аугсбургского религиозного мира 1555 г. проблема интеримов стала неактуальной,споры не прекратились, и появилось до двухсот трактатов, посвященных тем или иным установкам.
В 1577 г. Формула согласия положила конец этим разногласиям среди лютеран, определив три фундаментальных тезиса о подлинной природе адиафоры. Вопервых, подлинные адиафоры это обряды, крые не заповеданы и не запрещены Словом Божьим и не представляют как таковые, в самих себе или сами собою, богослужения либо какойто его части (Мф 15:9). Этот евангельский принцип относится к самой сути теологии Реформации, в корне пресекая все необоснованные претензии человеческих традиций и авторитетов внутри Церкви. Второй важный тезис о подлинных адиафорах таков: Церковь имеет полное право и власть изменять их, если при этом не наносится оскорбления вере и соблюдается установленный порядок, к назиданию Церкви (1 Кор 14:12). И третье утверждение отвечает на главный вопрос, постановляя, что в те времена, когда требуется исповедание веры, когда враги Слова Божьего пытаются пресечь проповедь чистого евангельского учения, необходимо исповедовать свою веру полностью, словом и делом, и не уступать даже в отношении адиафоры. Здесь речь идет уже не о приспособлении к нуждам слабых, аосопротивлении идолопоклонству, лжеучениям и духовной тирании (Кол 2; Гал 2; 5). Вцелом Формула согласия относит адиафору к сфере христианской свободы, края состоит в свободе верующих от проклятия (Гал 3:13) и принуждения (Рим 6:14) законом и от человеческих постановлений. Эта свобода есть прямой результат оправдания(! Тим 1:9; Рим 10:4).
Вне лютеранской традиции развились более жесткие формы протестантизма такие, как английское пуританство, в к-ром все то, что не было прямо разрешено Библией, считалось запрещенным.
Другие конфессии, в т.ч. англиканекая, не проявляли такой строгости и рассматривали многие традиции, не обоснованные Св. Писанием, как адиафоры. Адиафористическая полемика не раз возобновлялась и в более поздний период. Вчастности, в 1681 г. между лютеранами возник спор о допустимости участия в увеселениях.
J. F. Johnson (пер. а. г.)
Библиография: R. Preus and W. Rosin, eds.,^4 Contemporary Look at the Formula of Concord.
См. также: Согласия, формула; Меланхтон, Филипп; Флаций, Маттиас; Амсдорф, Николас фон .