Санскр.) Неправедность, порок, противоположность Дхарме.
АДХАРМА
АДХАРМА
Источник: Теософский словарь
АДХАРМА
(дхарма с отрицательным префиксом) — кривда, неправда, беззаконие, бесчинство, нарушение должного.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
АДХАРМА
сс. Беззаконие. Безнравственность. Нарушение долга, основного морального закона (Дхарма) древней Индии. Адхарма выступает как персонифицированное противостояние высшему нравственному принципу. Недозволенное. «Адхармой достигает человек благополучия, затем обретает все блага, затем одолевает соперников своих, но (адхармой же) и истребляется под корень» («Махабхарата»). В джайнизме термин «адхарма» означает неживую субстанцию, привносящую в мир абсолютный покой, составляющую эфира (акаша), создающую условие для прекращения движения. В буддизме адхарма образует оппозицию с самим учением Будды (Дхарма).
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АДХАРМА
санскр. асшаппа—не-дхарма)—в индийской мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду с дхармой упоминается уже в «Чхандогья-» и «Катха-упанишаде», В палийских текстах адхарма (адхамма)—устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели и зло, равнозначное беззаконному желанию и обеспечивающее будущее рождение в аду (Тхерагатха 304 и ел.). В специально посвященной ей «Адхамма-сутте» перечисляются 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, размышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, знание и даже «освобождение». Прашастапада различает 3 причины адхармы: совершение предосудительных действий, несовершение предписанных, пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Но если у вайщешиков адхарма — свойство самого Атмана, то у санкхьяиков — «внутреннего инструментария» (антахкарана). Потому поведение индивида в определенном смысле предопределяется тем» какая диспозиция сознания преобладает в его менталитете—добродетельная или недобродетельная. У найяиков адхарма, как и дхарма,—следствие активности (правритти), причина пребывания в сансаре.
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия
АДХАРМА
(санскр. ad harm a — «не-дхарма», пал. adhamma) — один из основных терминов инд. традиции, означающих отсутствие добродетели и зло; отрицание, противоположность дхармы. Среди ранних прецедентов употребления соответствующего понятия можно выделить «Чхандогья-упанишаду» (VII.2.1.), где А. наряду с дхармой названа в числе предметов человеческого познания, и «Катха-упанишаду» (1.2.14), где Начикетас просит бога смерти открыть ему то, что лежит за пределами созданного и несозданного, прошлого и будущего, А. и дхармы.
В буддийских текстах А. — устойчивая оппозиция д х а м м ы: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад (Тхерагатха, ст. 304 и др.). Страсть, характеризуемая в качестве А., равнозначна беззаконному желанию (ср. Дигханикая III.7, III.71).
В Пали иском каноне специальное наставление на эту тему «Адхамма-сутта» (включающая реально три супы) содержит перечисление и характеристику десяти видов А.: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (к-рое, оказывается, тоже может быть неправильным). Дхамма определяется как противоположное этому.
В индуистских философских системах А. понимается как такое предрасположение менталитета, к-рое обеспечивает дурное будущее рождение. У вайшешика Прашастапады различимы три основные причины А.: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Как и дхарма, А. является одним из природных качеств индивида. Если по ньяя-вайшешике она — свойство самого Атмана, то по санкхье — свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее — интеллекта-буддхи (Санкхья-карика, ст. 23). Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида сама по себе возьмет верх — добродетельная или недобродетельная. Согласно найяикам, А., как и дхарма, является следствием «активности» (praviti), к-рая, в свою очередь, обусловливает сансару. По «Ньяясаре» Бхасарваджни, страдание (в тексте — «то, что следует устранить») имеет три причины: незнание, стремление к объектам и А. наряду с дхармой (II 1.40). См. Дхарма.
В К Шохин
В буддийских текстах А. — устойчивая оппозиция д х а м м ы: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад (Тхерагатха, ст. 304 и др.). Страсть, характеризуемая в качестве А., равнозначна беззаконному желанию (ср. Дигханикая III.7, III.71).
В Пали иском каноне специальное наставление на эту тему «Адхамма-сутта» (включающая реально три супы) содержит перечисление и характеристику десяти видов А.: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (к-рое, оказывается, тоже может быть неправильным). Дхамма определяется как противоположное этому.
В индуистских философских системах А. понимается как такое предрасположение менталитета, к-рое обеспечивает дурное будущее рождение. У вайшешика Прашастапады различимы три основные причины А.: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Как и дхарма, А. является одним из природных качеств индивида. Если по ньяя-вайшешике она — свойство самого Атмана, то по санкхье — свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее — интеллекта-буддхи (Санкхья-карика, ст. 23). Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида сама по себе возьмет верх — добродетельная или недобродетельная. Согласно найяикам, А., как и дхарма, является следствием «активности» (praviti), к-рая, в свою очередь, обусловливает сансару. По «Ньяясаре» Бхасарваджни, страдание (в тексте — «то, что следует устранить») имеет три причины: незнание, стремление к объектам и А. наряду с дхармой (II 1.40). См. Дхарма.
В К Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001