Евр.) Прототипный Человек; Человечество, "Небесный
Человек", не впавший в грех; каббалисты относят его к Десяти
Сефиротам на плане человеческого восприятия.
В "Каббале" Адам Кадмон есть проявленный Логос, соответствующий
нашему Третьему Логосу; Непроявленный же есть образцовый,
идеальный Человек, и символизирует Вселенную in abscondito, или в
ее "отсутствии" - в Аристотелевском смысле. Первый Логос есть
"Свет Мира", Второй и Третий - его постепенно сгущающиеся тени.
АДАМ КАДМОН
АДАМ КАДМОН
Источник: Теософский словарь
АДАМ КАДМОН
предвечный человек) — в каббале первое явление Божества, универсальный архетип всего сущего. К предыстории этой концепции относятся гностические и иудеохристианские представления о человеке, талмудическая экзегеза, где «образ Божий», по которому был создан библейский Адам, предстает в виде гипостазированной сущности, а сам Адам приобретает черты божественного существа. Антропоморфные теофании Иезекииля и Даниила находят продолжение у визионеров Меркавы, созерцающих Бога в облике светоносного человека космических размеров (трактат «Шиур Кома», 1 в. н. э.). Адам Кадмон — всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа (прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего мирового процесса, завершение которого связано с эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда сближение его и Мессии в роли всеобщей души). В каббале (с 13 в.) Сефирот—члены тела Адама Кадмона. В учении Лурии Адам Кадмон — начало эманации, конфигурация первичного луча света, исходящего от Эйн Софа в Пустоту; последующие этапы эманации образуются светом, исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона (см. также Олам, Сефирот). Лит. см. к ст. Каббала.
М. Шнейдер
М. Шнейдер
Источник: Новая философская энциклопедия
АДАМ КАДМОН
евр. adam qadmon, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. — иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации
библейского рассказа о сотворении человека: некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2:7), и Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему» (1:27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространенный мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность Бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, I—II вв.), согласно которому человек был сотворен «по образу» не Бога, но А. К. Филон Александрийский (I в. до н. э. — I в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике XIIIXVIII вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью Бога и Его Самоопределением через полагаемые Им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «Святым Старцем» (т. е. Богом) для Себя Самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).
библейского рассказа о сотворении человека: некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2:7), и Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему» (1:27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространенный мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность Бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, I—II вв.), согласно которому человек был сотворен «по образу» не Бога, но А. К. Филон Александрийский (I в. до н. э. — I в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике XIIIXVIII вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью Бога и Его Самоопределением через полагаемые Им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «Святым Старцем» (т. е. Богом) для Себя Самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).
Источник: София-Логос. Словарь
АДАМ КАДМОН
первочеловек как символ макрокосмоса. Легенда об Адаме Кадмоне — иудейский вариант гностической мифологемы антропоса. Одним из видных истолкователей образа явился Филон Александрийский. В отличие от профанического и греховного библейского Адама, Адам Кадмон символизировал эзотерическое знание и духовную традицию. Он представлял антропоморфный вариант восприятия Вселенной. Символизм мироздания передавался через анатомию космического человека. Учение об Адаме Кадмоне составляло важный компонент каббалистики, гностицизма, розенкрейцерства. Он символизировал универсальный принцип постижения мироздания. Адам Кадмон трактовался в каббалистике как мост между абсолютной беспредельной бескачественностью Бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В книге «Зогар» сообщалось, что образ Адама, заключавший в себе все миры, горние и дольние, избран «святым старцем» (т. е. Богом) для себя самого. Согласно византийскому апокрифическому истолкованию, его имя дешифровалось как аббревиатура четырех сторон света: Анатоле — восток, Дюсис — запад, Арктос — север, Месембриа — юг. Известны старославянские варианты данной дешифровки. По гностической интерпретации Адам Кадмон привнес в мертвую материю психическую энергию, и таким образом произошло ее одухотворение. Вместе с тем он — Логос божественной эманации, свет мира. Адам Кадмон представляет анатомическую проекцию мирового дерева. Каббалисты связывают его символику с учением о десяти сефиротах. Созданный по образу и подобию Бога, он позволяет последнему видеть свое отображение. Через Адама Кадмона происходит самопознание Абсолюта. Считается, что гегельянская философия восходила к учениям о космическом Адаме. Долгое время было не принято изображать лицо Адама Кадмона. Его рисовали, как правило, со спины, что было связано с невозможностью для простого смертного увидеть Божий лик, дабы не ослепнуть, — это отразилось в легенде о Моисее, закрывшем лицо, дабы не лицезреть Бога. В мусульманской эзотерике Адам Кадмон есть микрокосмос, «Малая Вселенная», являющаяся подобием «Большой Вселенной». Голова Адама структурировалась из семи сфер: тело было землей, кости — горами, жилы — реками. Времена года символизировали четыре адамических темперамента: холод — зима, кровь — весна, жара — лето, влага — осень. Изображение Вселенной через человеческий организм присуще не только традициям, восходящим к легенде о библейском Адаме. В образе макрокосмоса изображался, к примеру, Кришна. Графически соотнесение макро- и микрокосмоса преподносилось через изображение человека, несущего землю и небо внутри круга вечности. Таким образом запечатлел мироздание Агриппа Неттесгеймский. Геометрическим знаком Адама Кадмона являлась пентада. Зачастую человек изображался внутри звезды расставившим ноги и раскинувшим руки в соответствии с ее формой. Цифра 5 подразумевала пространственный ракурс восприятия Адама Кадмона (5 органов чувств у человека), 6 — временной (6 дней творения). Вследствие грехопадения великая душа Адама Кадмона раскололась на 70 частей, погрузившихся в клипот — нечто нечистое, представляющее материальную субстанцию. 70 осколков есть 70 народов мира. Задача высших посвященных в каббалистические таинства заключается в освобождении чистых душ из клипота, объединении и восстановлении первозданной гармонии Адама. Восстановленный Адам Кадмон толкуется как «Новый Иерусалим». Источ.: Воробьевский Ю. Ю. Путь в Апокалипсис: Точка Омега. М., 1999; Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия