санскр.), абхиньня (пали) — сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при к-ром проявляются шесть способностей: 1) видеть все, что пожелаешь; 2) различать и понимать любой язык; 3) проникать в чужие мысли; 4) знание всех своих предыдущих жизней; 5) знание предшествующих жизней других существ; 6) свобода от любых желаний. В. И. Корнев
АБХИДЖНА
АБХИДЖНЯ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АБХИДЖНА
Санскр.) Шесть феноменальных (или сверхъестественных)
способностей, которые Шакьямуни Будда приобрел в ту ночь, когда
достиг состояния Будды. Это "четвертая" степень Дхияны (седьмая в
эзотерических учениях), которую должен достичь каждый истинный
Архат. В Китае посвященные буддийские аскеты насчитывают шесть
таких сил, а на Цейлоне - лишь пять. Первая Абхиджна есть
Дивьячакхус, моментальное видение желаемого; вторая -
Дивьясротра, способность воспринимать любой звук, и т.д.
способностей, которые Шакьямуни Будда приобрел в ту ночь, когда
достиг состояния Будды. Это "четвертая" степень Дхияны (седьмая в
эзотерических учениях), которую должен достичь каждый истинный
Архат. В Китае посвященные буддийские аскеты насчитывают шесть
таких сил, а на Цейлоне - лишь пять. Первая Абхиджна есть
Дивьячакхус, моментальное видение желаемого; вторая -
Дивьясротра, способность воспринимать любой звук, и т.д.
Источник: Теософский словарь
АБХИДЖНЯ
(санскр. abhijna–, пали abhinna–, тиб. mngon par shes pa, высшее знание) — наиболее глубокие слои сознания, ведающие провидением, прозрением (проникновенным видением) и помогающие постигнуть сущее, как оно есть (йятха-бхута), что является сокровенным смыслом абсолютного осуществления (абхисамайя) состояния Будды (буддхатва). А. не просто сверхчеловеческое, но сверхбожественное (локоттара) знание. «Мирской» А. буддисты называют чудесные или сверхъестественные способности, обретаемые на Пути буддийского духовного совершенствования, в первую очередь, посредством медитации (дхьяна, випащьяна, шаматха и др.). Таких особых способностей насчитывается до семи, но общее признание получили пять: 1) ясновидение, или божественное око, которое видит формы безотносительно расстояния, а также место следующего рождения; 2) яснослышание, или божественный слух, не только воспринимающий далёкие звуки (в том числе из других миров), но и позволяющий понимать смысл произнесённого на неизвестных языках; 3) знание мыслей другого существа, позволяющее идентифицировать «жадный ум как жадный, а нежадный как нежадный, ненавидящий ум как ненавидящий, а не-ненавидящий как не-ненавидящий»; 4) память о прошлых рождениях как собственных, так и других существ; 5) чудесная сила (сиддхи), дающая возможность создавать магических существ и делать их видимыми, деятельными, превращать одни существа в другие (людей в животных и наоборот), летать, ходить по воде «яко посуху», проникать сквозь землю и стены, сопротивляться горению и т.д. Перечисленные способности считаются побочным продуктом медитативных практик, их нельзя культивировать, нельзя поддаваться соблазну пользоваться ими, поскольку это путь, обратный освобождению и нирване. Но они могут способствовать обретению шестого, «надмирского», вида А., которое называется знанием о том, как прекратить действие всех ядов сознания, омрачений, волнений.