Животный мир

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Животный мир
исторически сложившаяся совокупность животных всей Земли или ее произвольно выбранной части. Животный мир составляют сообщества диких животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и др.), обитающих в естественных условиях на суше, в воде, почве, атмосфере. Животный мир является объектом исследования многих наук: зоологии, биогеографии, зоогеографии, экологии, морфологии и др.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЖИВОТНЫЙ МИР
В различных мифопоэтических традициях животные, птицы, рыбы, насекомые (как реальные, так и фантастические, а также гибридной природы, в т. ч. зооантропоморфные,— жар-птица, симург, феникс, супарна, сад лин, Иулулу, Оаннес и др.) фигурируют иногда в качестве божеств (особенно, в мифологиях египетской, ацтекской, индуистской, китайской и др.), демиургов (см., например, в ст. Улъгень, Йулъ-отыр, Цагн, сэли, дябдар), культурных героев (см. Тинирау, Цель, Бунджиль, Нденгеи, Фуси, Нюйва и др.), трикстеров (см. Ворон), тотемных предков (например, Хомпороуун хотой, Байаме, Мюйюздюу эне), духов-Покровителей природных угодий (например, Седна, Торнгарсоак и др.), помощников мифологических персонажей (особенно в шаманских мифах), их атрибутов, либо символов (например, у Зевса, Артемиды, Афины, Пирвы, Нингирсу и др.), ипостасей антропоморфных персонажей либо их временных, случайных форм (см., например, в ст. Аватара, Дионис, Посейдон, Ликаон, Волх ср. метаморфозы) и т. п., наконец, как объект ритуала жертвоприношения (ср, ашвамедха).
Используются в различных классификациях, являющихся способом объяснения человеком самого себя и всего мироздания (ср., например, 12-летний календарный цикл у народов Центральной и Юго-Восточной Азии); ср. также умирающий и воскресающий вверь.
В соответствии с традиционной трехчленной моделью мира и соответственно мирового древа по вертикали располагаются и животные. С вершиной древа соотносятся птицы (служащие также для связи космических зон), особенно часто орел или фантастическая птица (ср. Анзуд, Див), иногда две птицы, как бы дублирующие солнце и месяц, пчела (ср. Бубилас, Анигал), с серединой соотносятся копытные, иногда пчелы. С низом дерева (его корнями) связаны лягушки, мыши, рыбы (с последними особенно ассоциируется мотив смерти — воскрешения, ср. Иона, Гунь), бобры, выдры, медведи, змеи или другие хтонические животные, насекомые (часто созданные злыми божествами, в наказание людям, ср. в ст. Вельзевул, Храфстра, Ича, Хоседзм, Калбесэли др.).
В рамках т. н. основного индоевропейского мифа громовержец (чей атрибут — животное, часто — птица, особенно орел) поражает своего противника (чаще всего змея, фантастическое чудовище) в нижнем мире и освобождает, возвращая на землю, похищенный скот (ср. Индра и Вритра, Вала). Ср. аналогичный мотив в египетской, западно-семитской мифологиях (Ра и Anon, Этана). Иногда животные выступают как образ какой-либо космической зоны (например, корова-небо Нут, локапалы). Распространены представления о душе в виде животных, бабочки, мотылька (см. в ст. Психея), птицы (ба). В позднейшей традиции чудесные животные — символы божественных качеств (ср. Единорог).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
90.62 кб

Специфика образных представлений о животном мире

Храмова Марина Николаевна
Обращение к зооморфной тематике позволяет говорить об особом значении образов животных в культуре и сознании человека.
Читать PDF
83.98 кб

К вопросу об отношении человека к животным в мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе

Бибалаева Л. Н.
В настоящей статье рассматриваются проблемы отношения человека к животному миру в буддизме, христианстве и исламе.
Читать PDF
745.15 кб

Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий, художественно-образовательный аспекты

Портнова Ирина Васильевна
В статье освещены вопросы мировоззренческого плана: взгляды художников-анималистов XX века на мир природы и животных в русле их значимости и ценности для человека.
Читать PDF
3.40 мб

Элементы животного и растительного мира как ключ к пониманию герметичного текста (роман Лены Элтанг

Самойленко Александра Евгеньевна
Новый роман Лены Элтанг «Картахена» (2015) рассматривается в статье как пример герметичного текста, прочтение которого требует особых усилий.
Читать PDF
381.82 кб

История и теоретические аспекты исследований антропоморфизма животного мира в мировой художественной

Кочкарев Федор Евгеньевич
Обоснована практическая и научная значимость изучения феномена «антропоморфизма» в современной медиа-культуре. Приведен обзор исторического пути развития антропоморфизма и примеры его использования в литературе.