МИР

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мир
Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т. е. все то, что существует вокруг нас.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Мир
1) бытие в целом; 2) совокупность всех форм материи в космосе, Вселенная; 3) природа в самом широком смысле слова; 4) земной шар и его население; 5) объединенное по определенным признакам человеческое общество; 6) отдельная области жизни, явлений.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Мир
как категория философская, мир: все сущее, которое может находиться в мире; бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, например, как «мир математики» (см. микрокосмос); то, в чем совершается человеческое существование. В астрономии миром (Вселенной, универсумом, мегамиром, космосом) называют как систему Галактики, так и все, что находится за ее пределами.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

МИР
земное и космическое пространство, Вселенная; отдельная область Вселенной, планета; земной шар, Земля, население земного шара; объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество; отдельная область жизни, явлений, предметов; светская жизнь, в противоположность монастырской жизни; согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. В философском смысле — существование, т.е. бытие всего сущего.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Мир
Хайдекггер, указывая на многозначность понятия “Мир”, говорит, что употребляет это слово в значении “публичный мы-мир, или "свой", домашний мир”. Таким образом, мир – это все, к чему присутствие(человек) может иметь отношение, совокупность вещей (сущих), к которым присутствие может иметь то или иное отношение. Отсюда вытекает важное для Хайдеггера прилагательное “внутримирный”, означающий, по сути, наличные сущие. См. окружающий мир

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Мир
Отсутствие войны (не отсутствие конфликтов). Мир – еще не согласие, но он почти всегда предпочтительнее вооруженного насилия или военного вмешательства. Уточнение «почти» здесь не случайно, поскольку именно по этому признаку мы различаем сторонников мира и пацифистов (Мирный и Пацифист). «Если рабство, варварство и запустение, – пишет Спиноза, – называть миром, то для людей нет ничего печальнее мира» («Политический трактат», глава VI, 4; см. также глава V, 4). Если же мир сочетается со свободой и справедливостью, для человека нет ничего лучше.

Источник: Философский словарь.

Мир

- связная совокупность множественного бытия, в отличение от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее название М. переносится на всякую частную область бытия, в каком-нибудь отношении однородного, так что говорится о различных М.: М. умопостигаемый и М. чувственный, М. идеальный и М. реальный, М. божественный и М. природный, М. небесный и М. земной и т. д. В обычном словоупотреблении всякое обобщение и собрание однородного называется М.: М. красоты, М. искусства, М. театральный и т. п. В первом, философском значении, как совокупность всей существующей множественности, понятие М. тожественно с понятием вселенной (или универса); принимаемое некоторыми писателями существенное различие между этими двумя понятиями не имеет достаточного основания.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

МИР
совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смысле, в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» приняло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде).

Источник: Философский словарь

Мир
следует различать М. как известную нам Вселенную, ограниченную в пространстве и времени, и М. как универсум или «мир в целом». В первом смысле М. является предметом частнонаучного знания, во втором – онтологии. В онтологическом плане М. выступает как потенциальная бесконечность, и целостность его является открытой, а не замкнутой, поскольку в нем имеет место развитие, появляется новое, в том числе и такое, которое не следует однозначно из наличных условий, но творится hic at nunc ( здесь и теперь) в определенной точке бифуркации. Актуальная бесконечность М. всегда ограничена определенным состоянием и не выступает как абсолютное всеединство. М. онтолога – это атрибутивная (всеобщая, категориальная) структура, задающая целостность и возможность развития совокупности сущих, котрые даны и могут быть даны в нашм опыте. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х чатях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 7-8, 23-24, 52-58.

Источник: Философские категории авторский словарь

Мир
В философском языке часто синоним Вселенной. Мир есть «полное собрание случайных вещей» (Лейбниц), совокупность «всех явлений» (Кант) или «всего происходящего» (Витгенштейн). Однако если согласиться с этим, то как объяснить важную для истории философии идею множественности миров? Разве «все» может существовать во множественном числе? Следовательно, необходимо различать мир («космос» древних греков) и все сущее (to pan). Для античных мыслителей мир являлся целостностью, однако он вовсе не был всем сущим. Мир, по их мнению, это упорядоченная совокупность, содержащая нас и данная нам в наблюдении – от Земли до звездного неба. Нельзя исключить, что существуют и другие миры, и число последних может быть бесконечным (именно так думал Эпикур). Но познать их мы не в состоянии, поскольку не имеем о них никаких опытных данных.
Если о мире говорят без специальных уточнений, подразумевается, что речь идет именно о нашем мире. Это содержащая нас совокупность всего, с чем мы вступаем в отношения, всего, что мы выделяем и с чем экспериментируем, одним словом, совокупность скорее фактов, чем вещей и событий. Это доступная нам реальность, небольшая «порция» бытия, благодаря нашему присутствию обретающая для нас ценность. Это точка, в которой для нас совпадают время и пространство, и своего рода «подарок» судьбы в яркой «упаковке». В конце концов, мы могли бы оказаться и в куда худшем мире.
Ученые иногда называют мир Вселенной, утверждая, что она и есть все сущее реальной действительности. Но познать ее мы способны лишь частично, как не способны познать ничего другого. Так можем ли мы утверждать, что Вселенная есть все сущее?

Источник: Философский словарь.

МИР
World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это
означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была
Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и
мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть
объяснены, как воплощающие научно доказанные истины
натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными
вариациями, аллегорически выраженное описание первичной
космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и
материи; мировые змии и столбы - символические памятники
различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном
соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы -
матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические
зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни,
который, когда его пьют, пробуждает в человеке-материи
человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим
священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время
как ее грубейшие частицы были использованы для физического
эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную,
невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны
новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к
деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса.
Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно
превратились в конкретные образы космических символов, какими их
теперь раскрывает археология." Другим и еще более принятым
префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См.
"Мировое Яйцо", "Мировое Дерево" и "Иггдрасил".)

Источник: Теософский словарь

МИР
в философии экзистенциализма мир есть то, что образует "мировость" существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как "мир математика" и т. д. (см. Микрокосмос); 3) то, в чем совершается человеческое существование, напр. общественный мир, "мы", или "собственная" и ближайшая (домашняя) среда; 4) "мировость", существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных "миров"; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта. В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система. При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. Наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь. Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождений Вселенной имеются только гипотезы (см. Лаплас). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, Земли - в 3 млрд., а твердой земной коры - в 2 млрд. лет (см. Природа, "Мир Минковского").

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИР
1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура, всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека, античный М., научный М.). 2. М.— состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М.— это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский, Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др.— пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма, считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один. Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей (Мирное сосуществование) .

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИР
(Welt). — В экзистенциализме мир есть та вдруг обнаруживаемая предварительная, допредикативная значимая связь, которая может выступать «как область некоего смысла происходящего» (О. Pöggeler. Der Denkweg М. Heideggers. S. 54). Однако это происходящее не передает всего существа мира: «Поскольку собственно конец мира ускользает... сущность мира оказывается рядом с миром, выступающим как окружающий мир или связь значимостей». Под миром обычно понимают: 1) Все сущее, которое может находиться в мире. 2) Бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, например как «мир математика» и т. д. (см. Микрокосмос). 3) То, в чем совершается человеческое существование, например общественный мир, «Мы», или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда. 4) «Мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по Хайдеггеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, «делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта» (F. J. Brecht. Einführung in die Philosophie der Existenz, 1948). В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система. При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 000 световых лет (1 световой год = 9,461 биллиона км); вращается она вокруг своей малой Осн. Наблюдения с помощью телескопов обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь. Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что другие системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, например, система, находящаяся на расстоянии 250 миллионов световых лет, движется от нас со скоростью около 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождении Вселенной имеются только гипотезы (см. Лаплас). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 6—8 миллиардов лет, Земли — в 3 миллиарда, а твердой земной коры — в 2 миллиарда лет (см. Природа, Мир Минковского). Антропологически мир понимается с учетом отличия человека от высших животных. Если последние имеют дело с разорванным «окружающим миром», состоящим из отдельных отрезков в соответствии с теми или иными источниками раздражения, то человек воспринимает все впечатления, исходящие из внешнего мира, в их связи и таким образом создает картину целого как единый, взаимосвязанный мир. См. Картина мира.
К. Marbe. Die Gleichförmigkeit in derW., I—II, 1916—1919; R. B. Perry. One World in the Making. New York 1945, dt. 1948; T. Litt. Mensch und W., 1948; P. Howard. The World Rebuilt. London, 1951, dt. 1951; K. Löwith. Der W.begriff der neuzeitlichen Philos., 1960; G. Petry. Grundlagen für eine einheitl. W.-und Materietheorie, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МИР
состояние согласия между членами какой-либо группы, семьи и, в частности, между нациями. По Платону, мир с другими — результат внутреннего мира, т.е. отсутствия импульсов к насилию, агрессивных наклонностей, укорененных в индивиде или в нации. А этот внутренний мир в свою очередь, как считает опять-таки Платон, может возникнуть лишь в результате равновесия трех качеств, образующих характер индивида: его биологических желаний, сердца (или доблести) и духа (или разума). На уровне нации этим трем составляющим соответствуют: экономика (удовлетворяющая жизненные потребности), армия (воплощающая в себе доблесть и мужские добродетели) и политическая власть (представляющая собой основу рациональных решений). Если внутреннее равновесие потеряно либо по причине нищеты, либо из-за слишком слабой или слишком сильной армии, либо из-за падения политической власти, тогда возникает опасность внешней войны; в первом случае (нищета) именно «голод» толкает индивидов той или иной нации на завоевание другой страны, чтобы там позаимствовать недостающие блага; во втором случае доминирование агрессивного элемента внутри страны быстро повлечет за собой экспансию вовне (пример: национал-социализм в Германии, 1936 г. — вторая мировая война); наконец, потерявшая авторитет и,оторванная от нации политическая власть влечет за собой ослабление нации, что может привести к иностранной интервенции: сильная и уравновешенная нация, обладающая внутренним миром, естественным образом живет и в состоянии внешнего мира. Одним словом, мир — это прежде всего внутренняя предрасположенность, и только потом — форма отношений с другим. Проблема вечного мира между людьми — не в смысле утопического идеала, но в смысле конкретной цели политической деятельности — давно занимает умы философов. Каковы политические условия мира в мире? Над этой проблемой размышляет Кант в своем произведении, озаглавленном «К вечному миру» (1795). По Канту, состояние мира действительно сможет установиться лишь тогда, когда будет существовать более или менее совершенная политическая конституция, императивно регулирующая не только взаимоотношения индивидов в государстве, но и взаимоотношения государств. Такое юридическое единение людей сделает каждого человека «гражданином мира». Главы государств в таком случае должны будут, по Канту, ставить себе в задачу не только благо их собственной страны, но и благо мира в целом. Де-юре ответом на этот проект Канта стал Устав ООН (Организации Объединенных Наций), в намерения которой входит во время международных разногласий даже подмена международного суда в Гааге. Де-факто — помощь развивающимся странам, т.е. помощь странам, население которых страдает, от голода, и стремление установить дружеские отношения с большинством из них; потому что политическое единение государств может осуществиться лишь на базе экономического единства, ощутимым образом связующего одни государства с другими. Мировая политическая конституция, наделенная реальной властью (а не та формальная и идеальная реальность, какой оказалась хартия Объединенных Наций), может увенчать лишь экономическое единство крупных континентальных комплексов, из которых состоит мир. Каждый век продолжает питать надежду на проект вечного мира. Он не ограничивается проектом разоружения, который к тому же довольно утопичен, но он сможет стать действительно политическим проектом лишь тогда, когда между «враждующими» нациями или группами наций возникнут настолько сильные и плодотворные экономические, культурные и человеческие связи, что политическое объединение возникнет на их основе само собой. Мысль о войне будет недопустимой лишь тогда, когда все люди мира экономически будут зависеть друг от друга и когда у них будет интимное чувство принадлежности к одному коллективу. Вопрос в том, нужно ли ждать перспективы всеобщей, мировой опасности для того, чтобы такое единение людей наконец осуществилось.

Источник: Философский словарь

МИР
международный, отношения между народами и гос-вами, основывающиеся на проведении внеш. политики ненасильств. средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооруж. борьбы между гос-вами. В антагонистич. классовых обществах М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны, определяется историч. ступенью развития общества, политикой господств. классов.
Новая историч. эпоха в развитии междунар. отношений начинается с возникновения социализма, в самой природе к-рого заложено стремление к М. между народами. Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является междунар. принципом коммунистич. общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за к-рые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 304). Социалистич. строй является источником М. и исключает войны между народами.
Идеал жизни без войн, когда в междунар. отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» вене, антивоен. утопия Лао-цзы (Китай), роман др.-греч. писателя Ямбула о солнечном гос-ве. Идеологи рабовладельч. класса, отвергая возможность длит. равноправного М. с «варварами», ставили вопрос о М. как внутр. проблему определ. народа: китайцев (Мо-цзы), эллинов (Аристотель). В феодальной Европе необходимость отражения опасности чужеземного нашествия вызвала к жизни политич. планы устранения распрей путем союза гос-в: «русского М.» Романа Галицкого (13 в.), «всеобщего европ. М.» франц. мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чеш. короля Йиржи Подебрада (15 в.).
В 17-18 вв. появляются проекты общеевроп. или всемирных орг-ций для мирного решения междунар. споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), франц. публициста Ш. Сен-Пьера (1708), англ. экономиста Дж. Беллерса (1710), нем. философа И. Канта (1795), рус. просветителя В. Ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17-18 вв. выдвинули в качестве осн. принципов междунар. отношений равноправие и уважение суверенитета народов, связав реализацию их с требованием ликвидации феод. династич. устоев как условия «вечного М.». В 17 в. основоположник науки междунар. права Г. Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования отношений между гос-вами в интересах М. В отличие от просветителей и бурж. демократов, франц. утопич. коммунисты 18 в. (Морелли, Мабли) указывали, что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на основе общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось пацифистское движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистич. отношений; оно сыграло известную роль в разработке конвенций и соглашений о гуманизации методов ведения войны, о мирном разрешении междунар. споров и столкновений (напр., Гаагские конвенции 1899 и 1907).
С сер. 40-х гг. 19 в. против милитаризма и войн выступает рабочее движение. «...Объединение рабочего класса разных стран - писал К. Маркс - в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 556). 1-й Интернационал рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение рабочего класса. Подчеркивая необходимость и возможность защиты М. в условиях капитализма, Ф. Энгельс выдвинул в 1893 проект общеевроп. безопасности на основе разоружения как гарантии М. В нач. 20 в. междунар. социалистич. движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику пролетариата, нашедшую отражение в решениях Штутгартского (1907) и Базельского (1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистич. революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно-исторически, в связи с определ. политич. требованиями и интересами рабочего класса и нар. масс, Ленин отмечал в марте 1917 в «Письмах из далека», что только пролет. гос-во в состоянии «...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (ПСС, т. 31, с. 55).
Поворот в мировой политике от империалистич. М., с вырастающими из него войнами, к прочному демократич. М., к-рый закладывает основы для полного устранения войн, начался с победы Великой Окт. социалистич. революции. В первом акте Сов. пр-ва - Декрете о мире - программа демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рожденншм социалистич. революцией - принципом мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем.
Совр. постановка вопроса о М., обоснованная коммунистич. и рабочими партиями, исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из принципиального положения о том, что последоват. миролюбивая политика СССР и др. социалистич. гос-в, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост нац.-освободит. движения, выступление широких кругов мировой демократич. общественности - сторонников М. устраняют фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушит. силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеч. проблемой, для разрешения к-рой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и творч. усилий человечества, независимо от убеждений и политич. взглядов. Борьба за М. неотделима от развития антиимпериалистич. движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и демократию.
Коммунисты отвергают как псевдореволюц. экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так и правооппортунистич. понимание М.как примирения с империализмом, отказа от классовой борьбы, от борьбы с бурж. идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником воен. опасности, можно нанести поражение его агрессивной политике и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, прежде всего ядерное, отпор актам агрессии и междунар. произвола, ликвидация воен. блоков и очагов войны, развитие междунар. сотрудничества. Сов. гос-во, др. социалистич. страны ведут последоват. борьбу за осуществление коренного поворота к разрядке в междунар. отношениях, за объединение усилий всех миролюбивых сил в движении за прочный, справедливый и демократич. мир.

Источник: Советский философский словарь

МИР
многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Понятие «мир» выступает как одна из самых фундаментальных онтологичесаких интуиции, определяя базовые предпосылки гносеологии.
Основная дивергенция в семантике понятия «мир» проходит по рубежу, отделяющему представление о космологическом единстве сущего от частных или локальных (групповых, сериальных и т. д.) форм упорядоченных единств. Кант определял мир как «совокупность всех явлений», выступающую предметом космологии. Но в более абстрактном плане он рассматривал понятие «мир» как «целокупность синтеза» явлений того или иного определенного плана, сближая его логическое ядро со своим понятием схемы. В этом смысле мир можно определить как особенное всеобщее, взятое в полноте своей эмпирической развертки. Так, напр., мир кино — это все состояния кинопродуцирующей активности человека. Определение понятия «мир» через принцип, порождающий конкретное единство многообразия явлений, означает, что мир в указанном смысле всегда есть мир чего-то. Принцип или начало единства выступает здесь и как источник генезиса мира, и как его носитель (напр., мир Гомера или мир Шекспира, мир ученых и т. п.). В греческом слове как и в его латинской транскрипции, подчеркивается значение «порядка», «строя», «устроения», «украшения», «наряда» с морально-позитивным оттенком; существующий в современном русском языке омоним и омограф мира как Вселенной (мир) означает не просто отсутствие вражды, но и гармоническое устроение сущего.
В античности существовали три основные традиции в истолковании понятия «мир» в космологическом смысле. Во-первых, мир понимался как единственно сущая тотальность «неба» в центре которого находится неподвижная Земля, за которой следуют планеты, а за ними — сфера неподвижных звезд. Мыслимый т. о. мир вмещает в себя все вещество и все пространство. Такой взгляд характерен для Аристотеля, система мира которого, будучи соединенной с астрономической системой Птолемея, стала основой космологической мысли и господствующей картиной мира вплоть до 15—16 вв. Во-вторых, в атомизме наш мир также включает, как и у Аристотеля, все видимые небесные тела с Землей в его центре, однако при этом утверждается, что миров во Вселенной бесконечное множество. Мир в таком истолковании расходится в своем значении с понятием Вселенной, в то время как у Аристотеля эти понятия совпадают. В-третьих, в орфико-пифагорейской традиции, а также у Гераклида Понтийского, Посидония и Клеомеда любое небесное тело считалось миром, причем населенным, в частности Луна считалась населенной душами умерших. Такое понимание мира, на долгие столетия оттесненное господством аристотелевско-птолемеевской системы, возобновляется в эпоху Возрождения, способствуя размыканию и гомогенизации замкнутого иерархического античного космоса и созданию нового космологического видения.
У Платона мир (космос) как прекрасный и одушевленный «порядок» создан демиургом не из ничто, а из «беспорядка» (Тим. 30 a-b). Мир у Аристотеля вечен, несотворен, все существующее в нем движимо перводвигателем. У атомистов миры возникают в результате атомных вихрей и с неизбежностью распадаются, что постоянно происходит в бесконечной Вселенной (то ). Понятия мира у атомистов и у Аристотеля близки между собой — в обоих случаях это в качественно-структурном отношении геоцентрический замкнутый и конечный мир, ограниченный в одном случае «крайней сферой» (Аристотель), а в другом — «мембраной» или «оболочкой» (атомисты). Аналогия прослеживается и в отношении внутрикосмического дуализма (противопоставление центра, мирящего периферии). Однако радикальное различие в мировоззрении и в исходных принципах приводит к тому, что если Аристотель защищает тезис о единственности мира и о его целесообразном и иерархическом устройстве, то атомисты учат о бесконечной множественности миров, подчиненных случаю и механическим закономерностям, не оставляющим никакого места в устройстве мира телеологическому принципу.
Если для античных философов важно было отстоять идею вечности мира, то для христианских мыслителей, напротив, на передний план в идейной борьбе выступает задача утвердить тезисы о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo) и о божественном провидении, управляющем миром. Самым непримиримым противником нового христианского представления о мире был античный атомизм с его отрицанием разумного промысла в устройстве и функционировании мироздания и учением о бесконечном множестве миров. Ситуация изменилась после 1277, когда парижский епископ осудил аристотелевский тезис о невозможности множества миров. Значительный шаг в расшатывании аристотелевской концепции мира был сделан Николаем Кузанским, сочетавшим принцип всеобщей одушевленности органического мирового целого с принципом его разомкнутости («хотя этот мир не бесконечен, но, однако, его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут» — Об ученом незнании, II, 11, 156). При этом происходит переоценка самого понятия бесконечности — ее низкая оценка, типичная в целом для античности, сменяется утверждением ее поистине божественной природы. В соответствии с древней орфико-пифагорейской традицией «миры» у Кузанца понимаются как видимые и невидимые небесные тела или «звезды», на которых существует жизнь и даже разумные обитатели. Миры-«звезды» гармонично взаимодействуют друг с другом, выступая тем самым органами единого целого, отсылающего к своему Творцу. Подобное представление о мире мы находим и у Дж. Бруно, у которого, однако, мотивы христианской теологии, типичные для Кузанца, уступают место герметизму и открыто выраженному пантеизму. Мир у Бруно — анимистические образования («великие животные»), а Вселенная не просто открыта и разомкнута, а актуально бесконечна, практически мало чем отличаясь от Бога. У христианских мыслителей мир понимается как конечное пространственно-временное тварное образование, имеющее свои начало и конец (эсхатология) и представляющее собой средоточие всего «мирского» как нравственно и духовно несовершенного состояния. В иудео-христианской традиции мир мыслится как бытие, онтологически неполное и преходящее, в противоположность божественному Слову, которое вечно и абсолютно («небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут». 24:35).
В философии нового времени, особенно в ее секуляризованных вариантах, понятие «мир» приобретает значение единственно значимого предмета философской мысли. Так, у Шопенгауэра мир истолковывается «как воля и представление», исчерпывающие фундаментальные определения бытия и познания. В философии Ницше, радикализирующего учение Шопенгауэра, дух и трансцендентное начало лишаются самостоятельного бытия, а мир истолковывается исключительно как сфера постороннего и имманентного существования, абсолютным принципом которого выступает «воля к власти». Большое значение придается понятию «мир» в феноменологии позднего Гуссерля, выдвинувшего концепцию «жизненного мира». Отказываясь от ранее принимаемого им примата трансцендентального субъекта над его миром, Гуссерль развивает теорию ннтерсубъекгивности, определяющей объективный мир вещей и одновременно зависимой от него. Интерсубъективность мыслится вместе с конкретным исторически данным миром-феноменом, миром жизни или «жизненным миром», выступающим предельным и подвижным «горизонтом» всех целей и способов видения .мышления и деятельности человека. Гуссерль проводит различие между миром, как он дан в научном знании, и миром, в котором мы живем. Этот второй мир и есть «жизненный мир», служащий интерсубъективно данной основой всего опыта человека, в т. ч. и научного. В его описании, в выявлении его структуры философ видит важную задачу феноменологии. Ученик Гуссерля Хайдеггер также широко использует понятие «мир», анализируя его различные смыслы. «Бытие-в-мире» есть, по Хайдеггеру, фундаментальный конститутив «присутствия» (Dasein). В этом понимании мир как нечто внешнее по отношению к человеку исчезает, раскрываясь в своей «мирности» (Witlichkeit), высвечиваемой в экзистенциальной аналитике «присутствия». В концепции историчности Хайдеггера мир выступает как событие, как фундаментальная «определенность присутствия», не являющаяся его следствием, но структурирующая его. «Событие истории, — говорит Хайдеггер, — есть событие бытия-в-мире. Историчность присутствия есть по своему существу историчность мира» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 388). Судьба мира, по Хайдеггеру, связана с судьбой бытия. Действительно, в новое время, как считает философ, мир превращается в «картину мира», становится «представлением», что отвечает господству математического естествознания как культурной парадигмы, выступающей проявлением «забвения бытия», лежащего в основе европейской метафизики.
В современной науке понятие единой картины мира лишается своей обоснованности и на передний план выступают такие характеристики мира, как сложность, случайность, нелинейность, множественность, историчность и связанность его с человеком и жизнью в целом. Все эти черты мира развиваются в современной постнеклассической науке (синергетика, теория диссипативных структур, антропный принцип в космологии и т. д.).
Лит.: Визгин В. П. Идея множественности миров. Очерки истории. М 1988; Бибихин В. В. Мир. Томск, 1995; Brand G. Welt. Ich und Zeit nach unveroffentlichten Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag, 1955; Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls, hrsg. von E. Stroker. Fr./M., 1979; Bohrmann K. Die Well als Verhaltnis: Untersuchungen zu einem Grundgedanken in den spaten Schriften Martin Heideggers. Fr./M., 1983; Couturier P. Monde et etre chez Heidegger. Montreal, 1971.
В. П. Визгин

Источник: Новая философская энциклопедия

МИР
м е ж д у н а р о д н ы й – отношения между народами и гос-вами, исключающие применение насильств. средств для проведения политики; отсутствие войны между народами и гос-вами. В антагонистич. классовом обществе М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны, определяется политикой, к-рая проводится господств. классами. "Война есть продолжение средствами насилия той политики, которую вели господствующие классы воюющих держав задолго до войны. Мир есть продолжение т о й ж е политики, с з а п и с ь ю тех изменений в отношении между силами противников, которые созданы военными действиями" (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 152). Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является междунар. принципом коммунистич. общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за к-рые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 264, а также Программу КПСС, 1961, с. 6). Стремление к жизни без войн, когда в отношениях между народами соблюдались бы простые общепризнанные нормы справедливости, – одно из самых сокровенных чаяний нар. масс. Оно возникло в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и встречается уже в 3-м тысячелетии до н.э. в шумерском нар. эпосе о Гильгамеше (X, VI, ст. 27–28). Первонач. идеал вечного М., выдвинутый разными народами в легендах о "золотом веке", а впоследствии в ранних социальных утопиях, представлял собой фантастич. отображение обществ. отношений родового строя (эллинистич. роман Ямбула о "солнечном гос-ве", в кн.: "Историч. библиотека" Диодора Сицилийского, рус. пер. – ч. 1, 1774; древнекит. утопия Лао-цзы). Идеологи рабовладельч. класса не допускали возможности равноправного длит. М. с "варварами". Аристотель обосновывал взгляд, что не только война, но и М. есть необходимое условие жизни рабовладельч. гос-ва: "Нужно, чтобы граждане имели возможность... (в случае надобности), вести войну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться миром..." (Polit. VII, 13, 9; рус. пер., М., 1911). На бессмысленность захватнич. стремлений к порабощению всего мира указал Плутарх в диалоге Киния и Пирра (см. его соч. "Сравнительные жизнеописания", т. 4, СПБ, 1891). Попытка разрешить сложную моральную проблему, связанную с участием в братоубийств. войне, содержится в древнеинд. эпосе Бхагавадгите. В комедиях Аристофана обрисованы силы, способные, по его мнению, прекратить междоусобные войны в Элладе (комедии "Мир" и "Лисистрата"). В Др. Риме широкое распространение получила теория М., опирающегося на силу; существо ее выражается в изречении, приписываемом воен. писателю Вегецию Флавию: "Si vis pacem, para bellum" ("Хочешь мира – готовься к войне"). Мировая империя, в к-рой подавляется стремление порабощенных народов к независимости, считалась средством устранения междунар. конфликтов. В учении стоиков, а затем в раннем христианстве обосновывалась идея о том, что условием М. является воплощение в едином гос-ве некоей духовной общности народов Рим. империи. Идеал М., основывающегося на отказе от политики захватов, провозглашен в надписях инд. царя Ашоки (3 в. до н. э.), к-рый вследствие морального раскаяния в совершенных им при покорении гос-ва Калинги злодеяниях, принял дхармавиджаю (закон благочестия) в качестве основы деятельности гос-ва. В феод. Европе стремление масс к М. эксплуатировалось церковью (проповедь "божьего мира"). Идеологи папства (клюнийское движение) выдвинули программу теократич. М. – мирового господства рим. курии. Этим претензиям светские феодалы, в частности герм. императоры, противопоставили план возрождения Рим. империи, к-рый маскировался "заботами" о замирении Европы. Необходимость положить конец междоусобицам для того чтобы успешно отражать опасности чужеземного нашествия, вызвала появление "Слова о полку Игореве", призывавшего к единству и М. во имя защиты Родины, и политич. планов устранения междоусобных распрей путем союза гос-в ("русский мир" Романа Галицкого в нач. 13 в., "всеобщий европ. мир" П. Дюбуа в нач. 14 в., проект советника чеш. короля Йиржи Подебрада – Марини в 15 в.). Требование "крепкого мира" выдвигалось и в крест. восстаниях (напр., восстание под руководством Уота Тайлера в 1381, и др.). В эпоху Возрождения против феод. распрей и монархич. войн выступили гуманисты ?. Мор (см. "Утопия", М., 1953, с. 95), Эразм Роттердамский (см. "Жалоба мира", в журн.: "Вопр. философии", 1955, No 2), Дж. Колет, Фишер из Рафы, Рабле, Монтень, Себастьян Франк. Они рассматривали М. как необходимое условие нравств. развития человека, указали на несовместимость войн с интересами народа. В нач. 17 в. зарождается наука о междунар. праве (Гроций, Пуфендорф, Томазий), отразившая процесс становления системы нац. гос-в. Ее центр. идеей было регулирование отношений между гос-вами в целях сохранения М., ограничение войны юридич. нормами. В это же время появились проекты создания общеевроп. или всемирных орг-ций гос-в для решения междунар. споров мирными средствами (Э. Круа, Новый Киней, или Рассуждение об основах и средствах установления всеобщего мира и свободы торговли во всем мире – E. de la Croix, Le nouveau Cen?e ou Discours des occasions et moyens d´?stablir une Paix g?n?rale et la libert? du Commerce pour tout le monde, 1623; Я. Коменский, Всеобщий совет человеч. роду... – Comenius, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum..., [1657 ]; Пейн, Опыт о настоящем и будущем мире в Европе – W. Penn, An essay towards the present and future peace of Europe, 1693; Дж. Беллерс, Нек-рые основания Европ. гос-ва, предложенные державам – J. Bellers, Some reasons for an European state, 1710). Наибольшую известность в тот период получил проект Ш. Сен-Пьера, изложенный им в "Записке об улучшении дорог" (1708), а затем в "Проекте сохранения вечного мира в Европе" – С. de Saint-Pierre, Projet pour rendre la paix perp?tuelle en Europe, v. 1–3, 1713–17. Этот проект привлек к проблеме вечного М. внимание многих просветителей: Лессинга, X. Вольфа, Гердера и др., а также Руссо. Но он имел и реакц. сторону, поскольку предусматривал подавление нар. восстаний в Европе и сохранение монархич. форм правления, и был впоследствии использован создателями европ. "священного союза". Идея вечного М., поддерживаемого союзом суверенных гос-в, получила дальнейшее развитие у Канта в трактате "К вечному миру" ("Zum ewigen Frieden", 1795, рус. пер. 1880), где поставлен вопрос о гарантиях М., тенденции обществ. развития, обусловливающей необходимость его установления путем соглашения между гос-вами. Прогрессивные мыслители 17–18 вв. обосновали демократич. программу справедливого М. – реорганизации междунар. жизни на основе принципов равноправия и уважения суверенных прав народов. Они выдвинули требование разоружения (Беллерс), отказа от тайных договоров (Мабли), выступали за смягчение бедствий, приносимых войнами крестьянам, ремесленникам, торговцам путем междунар. соглашений (Б. Франклин). Свои надежды на М. они связывали с нравств. перевоспитанием людей (Гердер), развитием науки и просвещения (Коменский), расширением торговых связей между странами (Монтескь?, А. Смит, Рикардо), "взаимного купечества" (Десницкий). В противоположность Сен-Пьеру, к-рый ставил осуществление M. в зависимость от воли правящего класса, "просвещенных монархов", Руссо видел путь к М. в революц. низвержении европ. монархий, хотя и полагал, что время для такой революции еще не пришло (см. "Суждение о вечном мире", в кн.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963, с. 149). Дидро считал условием М. установление республики. Прогрессивное значение имела идея об "упреждении раздоров и войн", выдвинутая в 1798 В. Малиновским (см. Избр. обществ.-политич. соч., 1958, с. 81). В отличие от просветителей, искренне веривших в то, что ликвидация феод.-династич. устоев повлечет за собой в междунар. отношениях установление вечного и всеобщего М., утопич. коммунисты (Морелли, Мабли) указывали, что для уничтожения войн нужно реорганизовать социальное устройство наций на основе общности имущества. В программе М., провозглашенной бабувистами (см. Бабеф), поставлен вопрос об отношении революц. власти к др. народам после коммунистич. переворота в стране. Бабувисты стремились внушить народу уважение к междунар. праву и отвращение к завоеваниям. М. они рассматривали как первое из благ после свободы и допускали только справедливые войны (см. Ф. Буонарроти, Заговор во имя равенства, т. 1, ?.–Л., 1958, с. 352–53, прим.). После наполеоновских войн в Европе зародилось пацифистское движение, имевшее вначале религ. окраску. Его практич. деятельность свелась к изданию религ. пацифистской лит-ры, "барской, не для народа" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 35, с. 223), посылке петиций в парламенты, созыву начиная с 1843 междунар. конгрессов в защиту М. В 1855 пацифист Беррит выдвинул идею всеобщей антивоен. стачки в христ. странах. В конце 40 – нач. 50-х гг. 19 в., благодаря активной деятельности примкнувших к пацифистским общинам поборников свободной торговли (фритредеров), пацифизм начал преодолевать религ. форму, превращаясь в либеральное движение за проведение реформ в междунар. отношениях в условиях капиталистич. строя. Фритредеры (Кобден, Брайт, Чаннинг, Бастиа) требовали ликвидации тарифных барьеров, освобождения колоний как условия мира. Маркс, раскрывая сущность фритредерских лозунгов, писал, что "было бы большой ошибкой предполагать, что доктрина мира манчестерской школы имеет глубокое философское значение. Она сводится лишь к тому, что феодальный метод ведения войны должен быть заменен торговым, что место пушек должен занять капитал" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 533). "Присвоить имя всеобщего братства эксплуатации в ее космополитическом виде – такая идея могла зародиться только у буржуазии" (Маркс К., там же, т. 4, с. 416). В 1867 мелкобурж. республиканцы и либералы при участии Лемонье, Гюго, Гарибальди создали "Междунар. Лигу свободы и мира", к-рая пыталась в начале своей деятельности направить рабочее движение на путь пацифизма. Программа М. "Лиги" включала в себя: замену монархий демократич. республиками, отстранение церкви от участия в политич. делах, создание "Соединенных Штатов Европы", организацию "армии мира" для пресечения агрессии, осуществление на основе СШ Европы всеобщего разоружения. Эту программу "Лига" надеялась осуществить путем просвещения всех классов общества в духе миролюбия. В эпоху сравнительно мирного развития капитализма пацифизм сыграл известную положит. роль в заключении различных конвенций и соглашений между гос-вами, кодификации междунар. права, разработке принципов арбитража, санкций и т.п. В конце 19 в. в Европе установилось господство милитаризма; получила распространение концепция "вооруженного мира", согласно к-рой наращивание воен. мощи служит устранению войн. Просветительско-воспитат. и парламентско-реформистская деятельность пацифистов потерпела полный провал. Ограниченность бурж. пацифизма, к-рый желал невозможного – капитализма без войн, не была присуща программе М. социалистов-утопистов 19 в. (Фурье, Оуэн, Дезами), но и они не смогли еще подняться до осознания коренной противоположности интересов трудящихся и буржуазии в вопросах М. и войны и апеллировали ко всему обществу, в т.ч. и к господств. классам, призывая их "в интересах самосохранения" ввести социализм, чтобы "...не быть ввергнутыми в анархию, в войны и бедствия" (Оуэн Р., Избр. соч., т. 2, М., 1950, с. 208). По мере развития классовой борьбы пролетариата этим иллюзиям приходит конец; его руководители разрабатывают междунар. программу рабочего движения, к-рую это движение отстаивает против буржуазии: "Мы ненавидим все войны, кроме тех, которые народ вынужден вести против внутреннего угнетения или иноземного вторжения", – говорил Дж. Гарни на митинге чартистов, членов "Союза справедливых" и революц. эмигрантов в Лондоне в 1845 (цит. по кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 596). Рус. революц. демократия (Чернышевский) вплотную подошла к этой программе: "Человеку трудящемуся разорительна всякая война; полезна для него только та война, которая ведется для отражения врагов от пределов отечества" (Избр. филос. соч., т. 2, 1950, с. 198). В марксизме-ленинизме демократич. традиция в вопросах М. и войны, созданная прогрессивной обществ. мыслью, получила продолжение и развитие. Научно объяснив природу и сущность войны, марксизм-ленинизм выдвинул действенную программу борьбы за М., указал реальный путь к вечному М.; выяснение роли рабочего класса как творца новых междунар. отношений, как передовой обществ. силы, возглавляющей нар. массы и способной положить конец всяким войнам, – главное в марксистско-ленинской постановке вопроса о M. Интернац. солидарность рабочего класса – необходимое условие успешной борьбы против агрессии, милитаризма и войны. "...Объединение рабочего класса разных стран в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 556; см. также т. 17, с. 5). Основоположники марксизма вместе с тем подчеркивали необходимость борьбы рабочего класса за M. в условиях капитализма. Энгельс, называя разоружение гарантией М., указывал, что оно "возможно" (см. тамже, т. 22, с. 387). Созданный Марксом и Энгельсом 1-й Интернационал провозгласил, что борьба за всеобщий М. – часть борьбы за освобождение рабочего класса и что рабочий класс должен "...добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости... стали высшими законами и в отношениях между народами" (Маркс К., там же, т. 16, с. 11). Необходимость согласованных выступлений рабочих разных стран в интересах М. подчеркнули Брюссельский (1891) и Цюрихский (1893) конгрессы 2-го Интернационала. В период перед 1-й мировой войной междунар. социалистич. движение, партия большевиков разработали антимилитаристскую тактику рабочего класса эпохи империализма. Штутгартский конгресс 2-го Интернационала (1907), по предложению Ленина и Люксембург, заявил, что в случае войны междунар. пролетариат выступит за устранение капиталистич. строя, порождающего войны. В антивоен. манифесте чрезвычайного Базельского социалистич. конгресса (1912) определена позиция рабочего класса в отношении надвигавшейся империалистич. войны: "Пролетариат считает п р е с т у п л е н и е м с т р е л я т ь д р у г в д р у г а ради увеличения прибылей капиталистов..." (цит. по кн.: Ленин В. И., Соч., т. 18, 1936, с. 410). Социалистич. движение выдвинуло таких страстных борцов против милитаризма, как Ж. Жорес, К. Либкнехт, Ю. Дебс. Однако отход правоопортунистич. вождей 2-го Интернационала после начала 1-й мировой войны от обязательств, провозглашенных в совместных декларациях социалистов, дезорганизовал и расколол рабочий класс. Только большевики во главе с Лениным, болг. "тесняки", сербские социал-демократы и левые интернационалистич. элементы в ряде др. социалистич. партий выступили против войны с позиций пролет. солидарности. Но этих сил было недостаточно, чтобы отстоять М. Коммунисты, в отличие от бурж. пацифистов и анархистов, ставят проблему М. конкретно-исторически, в связи с определ. политич. условиями и коренными интересами рабочего класса и нар. масс. Они указывают, каким образом можно укрепить М. в данных условиях, как нужно бороться против конкретной военной опасности за справедливый, демократич. и прочный M. "Лозунг мира можно ставить или в связи с определенными условиями мира или без всяких условий, как борьбу не за определенный мир, а за мир вообще (Frieden ohne weiters). Ясно, что в последнем случае перед нами не только не социалистический лозунг, но и вообще совершенно бессодержательный, бессмысленный лозунг" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 262). Гос-ва поддерживают состояние М. между собой, соблюдая определ. условия, обычно закрепленные в междунар. договорах. В зависимости от характера этих условий М. бывает двоякого рода. М., попирающий суверенные права народов, их нац. достоинство и имеющий своей целью обеспечение господства одних стран над другими или подготовку к новым захватам чужих территорий, является несправедливым, империалистическим. Этот М. основывается либо на замирении силой угнетенных наций угнетающими (система колониализма), либо на известном "равновесии сил" между угнетающими нациями и компромиссах между ними о разделе сфер влияния за счет других народов ("мирные" союзы империалистич. держав), либо же на насильств. удержании части территории др. гос-ва вопреки воле и симпатиям его населения и навязывании кабальных условий. По своей природе империалистич. М. является "передышкой" между войнами и вырастает из той же почвы капиталистич. мировой системы хозяйства, что и империалистич. войны. В противоположность этому, М., обеспечивающий суверенные права народов, их независимость, равенство, добрососедские отношения и имеющий своей задачей всемерное развитие культурных, экономич. и торг. связей к взаимной выгоде сотрудничающих сторон, является справедливым, демократич. М. Устанавливая принципы демократизма как высший закон в отношениях между народами, этот M. открывает простор для решения спорных вопросов в соответствии со свободно выраженной волей и симпатиями населения и закладывает прочную основу для обеспечения общих политич. интересов всех миролюбивых стран в борьбе против войн. В эпоху, когда безраздельно господствовал империализм, демократич. М. был не осуществим без революц. борьбы масс и свержения империалистич. пр-в. Ленин указывал, что только гос-во рабочих и крестьян в состоянии "...добиться м и р а, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде, стран" (там же, т. 23, с. 331). В условиях 1-й мировой войны единственно возможный путь к прочному демократич. М. лежал через превращение империалистич. войны в войну гражданскую. Именно этим путем вывела из войны народы России Коммунистич. партия. С победой Окт. революции в мировой политике начался поворот от М. империалистического с вырастающими из него войнами к прочному демократич. М., к-рый закладывает основы для полного устранения войны. В первом акте Сов. гос-ва – Декрете о мире (1917) – программа демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рожденным социалистич. революцией, – принципом мирного сосуществования социалистич. и капиталистич. систем. Этим декретом Сов. власть провозгласила мирную политику, равно справедливую для всех народов: отказ от войны как средства решения межгос. споров; мирные переговоры; аннулирование неравноправных договоров, направленных к захвату чужих земель; защита нац. равноправия и осуществление на деле самоопределения наций; добрососедские отношения между гос-вами; экономич. сотрудничество; призыв к нар. массам всех стран активно вмешаться в вопросы мировой политики и совместно решить задачу освобождения человечества от ужасов войны. Декрет о мире исходил из того, что мирные отношения между социалистич. и империалистич. странами не только допустимы и возможны, но и необходимы в интересах укрепления М. и развития социализма. Последоват. борьба Сов. гос-ва и междунар. рабочего класса во главе с коммунистич. авангардом – партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами за новые принципы междунар. политики, выдвинутые социализмом, способствовала сплочению демократич. миролюбивых сил для борьбы против фашистской агрессии. Развитие и укрепление первого в мире социалистич. гос-ва, а после 2-й мировой войны мировой системы социализма – историч. шаги к созданию материальных гарантий прочного M. и осуществлению многовековой мечты человечества об устранении войн из жизни общества. Ныне сложились такие условия, когда уже имеется не только моральное, но и материальное превосходство миролюбивых сил над поборниками войны. Марксисты-ленинцы рассматривают борьбу за М. как выполнение своей историч. миссии перед человечеством и как важнейшее условие построения социализма и коммунизма, развертывания революц. рабочего и нац.-освободит. движения. В современных условиях на мировой арене сложилось новое соотношение сил в пользу социализма, при к-ром нельзя решать вопросы М. и войны, не считаясь с волей народных масс. Исходя из марксистско-ленинского анализа этого соотношения сил, XX съезд КПСС по-новому поставил вопросы M. и войны и сделал важный теоретич. и политич. вывод о том, что теперь уже нет фатальной неизбежности войны. Могучие силы современности, выступающие в защиту М.: Советский Союз, социалистич. лагерь, молодые нац. гос-ва, междунар. рабочий класс, всенародное движение сторонников М. – могут предотвратить войну. Выводы о возможности предотвращения войны в современную эпоху, сделанные мировым коммунистическим движением, легли в основу программных документов борьбы за М.: "Манифеста мира" (1957) и "Обращения к народам всего мира" (1960), а также "Декларации Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран" (1957) и "Заявления Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий" (1960). Благодаря активности, организованности и выдержке миролюбивым силам удалось сорвать суэцкую авантюру империалистов в Египте (1956), предотвратить вторжение в Сирию, Ирак (1958), отстоять свободу и независимость Кубы (1961), была ликвидирована острая междунар. напряженность, возникшая в связи с агрессивными действиями амер. империалистов против Кубы (1962). Важнейшим итогом деятельности КПСС, братских партий стран социализма, результатом активизации миролюбивых сил всех стран явился тот факт, что войну удалось предотвратить (см. Материалы XXII съезда КПСС, 1962, с. 298). Однако опасность новой мировой войны еще не устранена. Могущество социалистич. лагеря – решающая гарантия М. на земле. Ленин считал, что со временем "...новые изобретения в области науки и техники сделают оборону нашей страны такой мощной, что всякое нападение на нее станет невозможным" ("Воспоминания о В. И. Ленине", т. 2, 1957, с. 682). Решение вопроса о том, удастся ли предотвратить войну, зависит не только от материальной (военной, экономической) мощи, но и от моральных, политических факторов, то есть организованности, бдительности, выдержки миролюбивых сил, широких народных масс. В совр. условиях вопрос о М. вследствие невиданно возросшей разрушит. силы средств войны стал общечеловеч. проблемой и затрагивает судьбы не только целых стран и народов, но и будущих поколений человечества. Главное состоит сейчас в том, чтобы отвратить термоядерную угрозу, не дать вспыхнуть ракетно-ядерной войне, в огне к-рой могут сгореть мн. страны и народы. Покончить с этой угрозой может уже нынешнее поколение людей (см. Программа КПСС, 1961, с. 57). Против опасности термоядерной войны выступают социалистич. страны, нейтральные страны, народы, борющиеся за нац. независимость и ее укрепление против империализма, революц. рабочее движение капиталистич. стран и самые разнородные массовые движения, объединенные общим стремлением сохранить М., напр. Движение сторонников мира, движение участников Пагуошских конференций, Нац. комитет борьбы за разумную ядерную политику (США), сторонники ядерного разоружения – участники похода на Олдермастон (Англия), Комитет 100 (Англия), Совет солидарности стран Азии и Африки, Движение против атомной смерти (ФРГ), Франц. лига борьбы против атомного вооружения и др. Борьба за М. против милитаризма – общедемократич. движение – не ставит перед собой задач социалистич. преобразований. Но она теснейшим образом связана с борьбой за социализм, поскольку ведется против империализма – источника военной опасности. Организующей силой в борьбе за М. выступает междунар. рабочий класс. Коммунисты добиваются обеспечения M. не путем вымаливания его у империалистов, а сплачивая марксистско-ленинские партии, рабочий класс всех стран, опираясь на мощь социалистических государств. Опасность термоядерной войны останется до тех пор, пока решительная и активная борьба народов империалистических стран не приведет к изоляции агрессивных кругов и созданию таких правительств в этих странах, к-рые осознавали бы опасность политики агрессии и "холодной войны" и пошли бы на соглашение о всеобщем и полном разоружении, вступили на путь мирного сосуществования государств. Превращение мировой системы социализма в решающий фактор обществ. развития, возрастающий перевес сил М. над силами войны создают реальную возможность еще при сохранении капитализма на части земного шара, до того, как социализм победит во всем мире, исключить мировую войну из жизни общества, принудить агрессивные силы не нарушать всеобщий М. Осуществление выдвинутой Сов. правительством программы полного и всеобщего разоружения устранило бы саму возможность ведения войн между гос-вами. С победой социализма во всех странах будут окончательно устранены социальные и национальные причины возникновения войн. "Уничтожить войны, утвердить вечный мир на земле – историческая миссия коммунизма" (там же, с. 58). Коммунисты отстаивают выдвинутую ими программу упрочения М. и устранения войн в острой борьбе с бурж. идеологией, роль к-рой объективно сводится к идейному разоружению масс в борьбе против воен. опасности. В совр. бурж. социологии широкое распространение получили взгляды, согласно к-рым "ради мира" народы должны заплатить цену свободы (Сантаяна), отказаться от своих суверенных прав (Э. Ривс и др. поборники теории "универсализма"), пережить еще одну разрушит. войну (Маритен), ограничить рождаемость (неомальтузианцы), заняться врачеванием психопатологич. расстройств индивидов, проявляющихся в "агрессивности" и "поисками" морального эквивалента войны (бурж. социальная психология), накапливать разрушит. оружие (милитаристская теория "фатального мира", основывающегося на страхе перед применением водородного оружия) и т.п. В своих теориях о М. бурж. социологи игнорируют обществ. силы, способные положить конец войне, и не видят всей глубины опасности, к-рую несет деятельность сил, готовящих войну, – монополистов и милитаристов. Широко распространенной доктриной воинствующих сил империализма является концепция политики "с позиции силы", в основе к-рой лежит идея о том, будто можно обеспечить "М.", балансируя на "грани войны", усиливая междунар. напряженность, непрерывно наращивая гонку вооружений. Бессилие бурж. социологии указать, что необходимо сделать, чтобы война не разразилась в ближайшие десятилетия, констатируют и сами ее представители (см. "The nature of conflict", UNESCO, 1957, p. 203). Научный коммунизм обосновывает для всех народов реальный путь к прочному М.; этот путь лежит только через мирное сосуществование двух систем, подкрепленное разоружением (см. ст. Мирное сосуществование). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Смертная казнь. – Памфлет г-на Кобдена. – Мероприятия Англ. банка, там же, 2 изд., т. 8; его же, Первое воззвание генерального совета Международного товарищества рабочих о франко-прусской войне, там же, т. 17; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1956; Ленин В. И., О международной политике и международном праве. Сб., М., 1958; XXII съезд КПСС 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Документы Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1960; Лодыженский ?., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Тихомиров П. В., Вечный мир в филос. проекте Канта, М., 1899; Толстой Л. Н., Как уничтожить войну, [П. ], 1917; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм, пер. с нем., П., 1921; Николаи Г. Ф., Биология войны, пер. с нем., Л., 1926; Папаригопуло С. В., Прогрессивные рус. мыслители XVIII в. о мире и войне, "Вопр. философии", 1960, No 2; Андреева И. С., Гулыга А. В., Вопросы мира в западноевроп. философии XVII – XVIII вв., там же, 1960, No 11, Федосеев П. Н., Совр. социологич. теории о войне и мире, в кн.: История, материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Трактаты о вечном мире. Сб., М., 1963; Hemleben S. J., Plans for world peace through six centuries, [Chic ], 1943 (см. такжелит. при ст. Мирное сосуществование). Е. Панфилов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.