ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
открытые впервые в истории К. Марксом и Ф. Энгельсом общие, наиболее существенные, повторяющиеся связи и отношения, существующие в кажущемся хаосе обществ, явлений. Законы развития общества носят объективный характер, т. е. складываются независимо от воли и сознания людей. В. И. Ленин, подчеркивая объективный характер обществ, бытия, а следовательно и объективный характер 3. о. р., писал, что «общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания...» (Соч. Изд. 5. Т. 18, с. 345). Так, хотят или не хотят того люди, они вступают в обществ, производств. отношения, к-рые составляют экономич. базис общества. Экономич. базис общества определяет собой обществ, надстройку - гос-во, право, мораль, религию, философию и др. Истор. материализм вскрыл всеобщий закон развития общества, суть к-рого выражена в формуле: обществ, бытие определяет обществ, сознание. Религия, напр., как отражение обществ, бытия людей в извращ. фантастич. форме обусловлена состоянием придавленности человека силами природы и общества при первобытном и эксплуатат. строе. Объективен, независим от воли и сознания людей закон соответствия производств, отношений уровню и характеру развития производит, сил. В классовом, антагонистич. обществе объективным законом его развития является классовая борьба, к-рая на определ. этапе приводит к рев. замене одного обществ, строя другим. В противоположность установленному наукой факту, религия отрицает объективную закономерность в природе и обществе, а тем самым отвергает и науку о них. Церковники говорят: все в руках бога, он распоряжается судьбами людей и народов. Т. о., они утверждают абс. произвол бога, исключающий к.-л. объективные 3. о. р. Вместе с тем, по словам религ. идеологов, жизнь людей подчинена порядку, установленному богом и потому незыблемому. Наконец, религ. учение исходит из того, что установления бога не могут быть познаны. Все оти запут. утверждения, слагающиеся в мистич. представление о «божеств, провидений», едины только в одном - в отрицании закономерного и объективного, не зависящего от какой бы то ни было «воли», развития общества. Человек, с т. зр. религии, - игрушка в руках «божеств, силы», и потому, мол, люди ничего не могут сделать в обществе с уверенностью в успехе своих действий - можно только просить и ждать милости у «всевышнего». Это учение выгодно эксплуататорам, т. к. мешает народу бороться с ними. Классовое и социальное неравенство, частную собственность религия считает неизменным порядком вещей. В энциклике папы Льва XIII «Rerum novarum» сказано: «Социалистич. теория обществ, собственности, заменяющей частную собственность, должна быть полностью отвергнута... Пусть неприкосновенность частной собственности будет непреложным законом для всех, кто искренне хочет блага народу». Папа Пий XI заявил, что зсе папы единодушны в утверждении, что «право собственности люди получили от природы, т. е. от создателя». Подобные же утверждения содержатся в опубликованных в последние годы папских энцикликах «Mater et magistra» (1961) и «Pacem in terris» (1963). В Библии, Талмуде, Коране также утверждается неприкосновенность частной собственности, содержится требование повиноваться порядкам, основанным на частной собственности, как якобы божеств., «вечным» установлениям. Разоблачая антинаучность, несостоятельность реакц. религ. учения, отвергающего объективные 3. о. р., истор. материализм устанавливает, что эти законы не только объективны, но и познаваемы. Познав их, человек может применять 3. о. р. в своих целях в принципе так же, как и законы природы. Человек свободен в своих поступках, хотя эта свобода заключается не в кажущейся независимости человека от законов общества. Свобода - это познанная необходимость. Свобода - это возможность действовать уверенно, со знанием дела, это господство людей над силами природы и общества, над своими собств. обществ, отношениями, приобретенное благодаря познанию законов развития природы и общества. Так, Коммунистич. партия, ведя сов. народ по пути к коммунизму, действует не слепо, а опираясь на объективные 3. о. р., открытые марксистским учением. В Программе КПСС записано: «Марксизм-ленинизм, открыв объективные законы общественного развития, показал присущие капитализму противоречия, неизбежность их революционного взрыва и перехода общества к коммунизму» (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 323). Именно это знание 3. о. р. позволило партии коммунистов повести нар. массы на борьбу, к-рая в окт. 1917 увенчалась победой. Окт. революция начала всемирно-истор. поворот человечества от капитализма к социализму, явившийся закономерным результатом развития общества, предвиденным основоположниками марксизма. Практика революций, более, чем ч.-л. другое, опровергает, т. о., религ. учение об обществе. Социалистич. преобразования в СССР и др. странах вскрывают не только реакционность, но и полную несостоятельность указанных религ. утверждений, основанных па церк. учении о «божеств, провидении» и отрицании 3. о. р.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
273.06 кб

К вопросу закономерности общественного развития

Чумаков Валерий Александрович
Рассмотрен закон общественного развития, основанный на концепции материалистического понимания истории. Рассмотрена история появления односторонних материалистических взглядов К. Маркса. Описан обобщённый МЦФ-анализ общества.
Читать PDF
125.73 кб

О социально-психологических противоречиях законов общественного развития

Станкевич Леонид Павлович
Читать PDF
265.45 кб

Роль общественного мнения Великобритании второй половины xix века в развитии социального законодател

Цветкова Юлия Дмитриевна
На базе первоисточников и широкого спектра российской и английской историографии автор анализирует эволюцию общественного мнения в Великобритании второй половины XIX в.