ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ
Выбор моральный
форма проявления моральной свободы. Выбор обеспечивается разумоми волей. Любое решение принимается разумом, подготавливающим почву для совершения М. В., который реализуется информированной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие решений, а разум предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора. М. В. врача определяется иерархией ценностей, господствующих в медицинской этике, в которой человеческая жизнь – приоритетная ценность, а здоровье человека – высшее благо.
ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ
акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки др. (Конфликт моральный). Субъектом В. м. может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; об-во в целом Индивидуальный В. м. воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений группы, коллектива, класса и всего об-ва. В м. отражает степень нравственной свободы личности и об-ва, суть к-рой выразил Ф. Энгельс, говоря о способности принимать решения со знанием дела. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести В. м с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, выбрать необходимые средства (Цели и средства), обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В. м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и об-ва (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (напр., когда выполнение обязательства может причинить ущерб об-ву или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость В. м. возникают при столкновении различных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра Коммунистическая нравственность требует, чтобы В. м. совершался по внутреннему убеждению (Убежденность, Совесть), а не просто по указаниям др. лиц, осуждает стремление избежать личной ответственности, пытается оправдать свои поступки ссылками на чей-либо авторитет, на официальное распоряжение, принуждение окружающих или на то, что «так поступают другие». В то же время само личное убеждение, являющееся основой того или иного В. м., должно соответствовать общим требованиям коммунистической нравственности. Марксистско-ленинская этика отвергает индивидуалистическую т. зр. экзистенциализма, к-рый придает значение не моральному содержанию выбранного поступка, а лишь самостоятельности самого В. м., «аутентичности» действия, совершаемого без учета общественных норм.
Источник: Словарь по этике
ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ
духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета В. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Дж.Локк). Идея В. как В. средств к достижению цели была сформулирована Аристотелем (EN, III, 4—6), к-рый рассматривал проблему В. как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, В.: а) сознателен, б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), в) отличен от желания (желать можно и невозможного), г) направлен на то, что зависит от человека (предметом В. не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, погодные явления, государственное устройство в чужой стране), д) как сознательный В. осуществляется относительно того, что известно человеку, е) «добродетелью» В. является верность (должному). В. осуществляется относительно того, что зависит от человека, но не всегда бывает одинаково, «что происходит, как правило, определенным образом, но чей исход не ясен и в чем заключена неопределенность» (EN, 1112Ь 1-10). Хотя предмет В. тот же, что и предмет решения, В. характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный — по крайней мере в поступках, если не в целях, — то, по Августину, свобода В. человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех, В. же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля — это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Пелагием (см. Пелагианство)у учившим, что предметом В. человека являются в равной мере добро и зло. Согласно другому взгляду, собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Ж.П.Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в В. действия сообразного долгу — по категорическому императиву; В. средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к В. есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы); осуществляя В., человек утверждает себя в качестве человека. Когда Сартр говорит о В., то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каждым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой В. так, как если бы он выбирал благо для всего человечества. Соответственно в В. ответственность человека распространяется на все человечество; как во всей полноте ответственный за все человечество человек не может не выбирать. Трактовка морального В. как В. самой морали уместна при решении вопроса о природе морали. Практически такой В. выражается в осознании человеком своей позиции и жизненного кредо. Однако свобода В. заключается в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя тем самым свою моральную вменяемость, но ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору; выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включенным в общественные, групповые или межличностные отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу и конфликтующих обязанностей; преодоление конфликта предполагает осознание последствий своих поступков и В. наименьшего зла. Если В. является моральным или внеморальным, то решение, с т.з. идеала, может быть добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, а с т.з. обстоятельств — правильным или неправильным (см. Правильное и неправильное).
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный В. Однако собственно моральный В. не исчерпывается отказом от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти; в конечном счете он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, В. обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением; альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями; это — решения в условиях В. между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема В. На это указал Н.А.Бердяев, выявив действительную трагичность В. не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т.е. внутри самого божественного.
В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро.
В случае, когда В. ограничен отрицательными ценностями, В. меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого В. (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны. Л и т.: Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 532-557; Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. С. 31— 54; Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. С. 234-296, 329-337; Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. С. 370-397; Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 323-338. Р.Г.Апресян
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный В. Однако собственно моральный В. не исчерпывается отказом от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти; в конечном счете он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, В. обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением; альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями; это — решения в условиях В. между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема В. На это указал Н.А.Бердяев, выявив действительную трагичность В. не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т.е. внутри самого божественного.
В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро.
В случае, когда В. ограничен отрицательными ценностями, В. меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого В. (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны. Л и т.: Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 532-557; Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. С. 31— 54; Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. С. 234-296, 329-337; Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. С. 370-397; Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 323-338. Р.Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001