термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Это является гносеологической основой для возведения всех истин в ранг вечных, неопровержимых.
ВЕЧНАЯ ИСТИНА
ВЕЧНАЯ ИСТИНА
Источник: Философский энциклопедический словарь
ВЕЧНАЯ ИСТИНА
одно из значений абсолютной истины (Абсолютная и относительная истина). Научное исследование, как правило, приводит к установлению относительных истин, к-рые затем изменяются и уточняются. Однако в этих истинах содержатся и такие элементы, к-рые правильно отражают действительность и с дальнейшим развитием науки не меняются. Они и называются вечными истинами. К вечным истинам относятся также твердо установленные частные факты, знания об уже совершившихся событиях, напр. запуск первого искусственного спутника Земли, смерть Л. Н. Толстого и т. п. Подобного рода истины всегда тривиальны и не представляют значительной ценности для научного познания.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Вечная истина
термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, неимоверно переоценивают роль абсолютного момента в истине. Это является гносеологической основой для возведения всех истин в ранг вечных, неопровержимых. Подобный взгляд Е. Дюринга на истину был подвергнут резкой критике со стороны Энгельса в его книге «Анти-Дюринг». Религия, как выражение крайнего догматизма, рассматривает все свои постулаты в качестве неопровержимых «В. и.».
Источник: Философский словарь. 1963
ВЕЧНАЯ ИСТИНА
понятие, означающее неизменность, неопровержимость в ходе познават. деятельности содержания высказывания, верно отражающего отношения действительности. Марксистское учение об истине рассматривает науч. теории как относит. истины, поскольку они не дают исчерпывающего знания исследуемого объекта и содержат элементы, к-рые последующим ходом познания изменяются, уточняются, углубляются. В каждой науч. теории есть и элементы непреходящего знания, к-рые верно отражают действительность. Они представляют собой крупицы абсолют. истины - исчерпывающего полного знания действительности, их можно назвать и В. и. Не подлежащими изменению в будущем являются также высказывания, к-рые констатируют конкр. факты и отношения (напр.. Луна — спутник Земли). Богословы, отрицая существование В. и. в науч. теориях, объявляют В. и. релит, догматы. Однако развитие практики и науч. познания заставляет богословов под видом углубления истолкования догм фактически изменять их содержание с целью приспособления к уровню сознания совр. верующих и создания иллюзии их истинности.
Источник: Атеистический словарь
Вечная Истина
Все истины вечны. Следовательно, выражение «вечная истина» является плеоназмом, однако небесполезным, ибо позволяет подчеркнуть нечто очень важное. То, что истинно сегодня, будет истинным и завтра, а если нет, значит, оно и сегодня не истинно. В поле растет три дерева, и это вечная истина. Через 10 тысяч лет от этих деревьев не останется и следа, как, впрочем, и от поля, но тот факт, что на этом поле росли три дерева, по‑прежнему останется истинным. Таким образом, вечность есть то, что отделяет истинное от реального (а время, в свою очередь, есть то, что отделяет реальное от истинного). Ведь реальность изменяется во времени: сначала поле с тремя деревьями, потом поле без деревьев, а еще позже – ни поля, ни деревьев… В одну и ту же реку реальности нельзя войти дважды. Но если ты вошел в нее один раз, это навеки останется истиной. Проходит и исчезает все: люди, реки, реальность… Не проходит только истина. Таким образом, истина есть вечность реальности (вот почему в настоящем времени они совпадают): это реальность sub specie aeter‑nitatis (с точки зрения вечности – лат.). Очень велико искушение добавить: а реальность есть подвижный образ истинного. Но это значило бы позволить себе замкнуться в платонизме. Самое главное, что здесь нужно понять (и оно же самое трудное), это то, что истинное и реальность в реальной действительности (в истинности) суть одно и то же, потому что время – это всегда только настоящее время, оно же вечность.
Источник: Философский словарь.