Истинное

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Истинный
см. истина) — соответствующий действительному положению вещей, кроме существующих неоткрытых, неизвестных истин.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Истинное

Высказанное предложение выражает убеждение; то, что делает его истинным или ложным, есть факт. Факт в общем случае отличается от убеждения. Истинность и ложность являются внешними отношениями; то есть никакой анализ предложения или убеждения не в силах показать, истинно оно или ложно. Это не касается логики и математики, где истинность или ложность в некоторых случаях следуют из формы предложения.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ИСТИННЫЙ
соответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истины. "Множество цветов покрывало это дерево прошедшей весной" - здесь слово "множество" является вполне указуемым числом, даже если его никто не знает; поэтому предложение, которое т. о. выражает число, является для меня объективной истиной, даже если этого числа никто не знает" (Бернард Больцано). Против старого, идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей, выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без одновременного познания самого соответствия, но это знание было бы суждением, и так до бесконечности. Истинным является суждение, с очевидностью выражающее какое-либо положение дел. Или, говоря иначе, суждение является истинным тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно. Если мы считаем суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное и именно т. о., что сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и представляем себе первое суждение согласующимся со вторым. Предполагается сравнительное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение сравнивается с суждением. Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, "действительность" как целое; из этого следует, что каждая единичная "истина" может претендовать только на относительную ценность, т.е. что она несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она не является всей истиной. Но вероятно, что возможность познания истины в ходе развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время увеличивается, углубляется, мышление все более и более отвечает бытию (однако всегда только как субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно соответствует бытию; см. Конвергентность.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Истинное
Существующее на самом деле или соответствующее существующему. Для лучшего понимания этих двух значений разумно обратиться к опыту схоластов, которые выделяли veritas rei и veritas intellectus (истинность вещи и истинность рассуждения соответственно), или к Хайдеггеру, выделявшему такие понятия, как aletheia (истина как раскрытие подлинной сущности вещей, то, что я назвал бы чистым представлением реальности) и veritas (истина как согласие или соответствие между мышлением и реальностью; у схоластов это называлось adaequatio rei et intellectus – соответствие вещи и рассуждения, оно может быть истинным только относительно каждого конкретного представления).
Понятие aletheia является первичным, это изначальная истина, о которой говорили уже досократики. Понятие veritas, даже в древнегреческой философии, появляется только у Платона. Это одновременно логическая и метафизическая форма забвения бытия в пользу человечности (истинное перестает быть истиной бытия и становится истиной человека). Но оба понятия прочно и даже неразрывно связаны между собой. Вот, например, стол, за которым я работаю. Я ничего не могу помыслить о его aletheia, не воспользовавшись veritas конкретного дискурса. Но и осмысление veritas невозможно без опоры на aletheia. Предположим, я намерен высказать по поводу стола некоторое число истинных суждений, пусть даже приблизительных, относительно, скажем, его формы, поверхности и веса. Эти суждения будут истинными (в смысле veritas) только в том случае, если соответствуют реальности (aletheia). Тарский (128) называет это семантической концепцией истины. Высказывание «Снег белый» истинно только в том случае, если снег действительно белый; высказывание «Этот стол прямоугольный» истинно только в том случае, если этот стол действительно прямоугольный. Но если бы снег и стол не были бы тем, чем они на самом деле являются, само высказывание не имело бы ни смысла, ни истинности. Мысль может соответствовать тому, что есть на самом деле (то есть быть истинной в смысле veritas), только в том случае, если это «что‑то» действительно таково (то есть истинно в смысле aletheia). Впрочем, оба эти понятия, вернее, две грани одного и того же понятия, остаются проблематичными, но по разным причинам. Трудность с aletheia состоит в том, что мы ничего не можем о ней сказать, не воспользовавшись veritas. Трудность с veritas – в том, что всякое соответствие между мыслью и реальностью по определению недоказуемо, потому что наше знание реальности означает наши мысли о реальности. Из этого не следует, что все, что мы думаем, обязательно ложно, но это не дает нам возможности с абсолютной уверенностью доказать, что та или иная из наших мыслей истинна. В общем, да здравствует пирронизм.

Источник: Философский словарь.

ИСТИННЫЙ
(wahr) — суждение или какое-либо иное общее утверждение является истинным, если полагаемое им соответствует предметному содержанию (вещественному или невещественному). Против этой восходящей к Аристотелю формулы выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без познания самого соответствия, но это знание также было бы суждением и его истинность должна быть приведена в соответствие еще с чем-либо иным, и так до бесконечности. Истинное в сформулированном выше смысле рассматривается как познавательный или онтологический предикат, но не в смысле одной лишь правильности, как это делается относительно значения истинности высказывания в исчислении высказываний (см. Логика) для того, чтобы отличить истинное от ложного. Истинным является суждение, с очевидностью выражающее какоелибо положение дел. Или, говоря иначе, «суждение является истинным тогда, когда противоположное ему суждение с очевидностью невозможно».
(О. Kraus. Franz Brentano, 1919.) «Если мы считаем суждение истинным, то представляем себе нечто очевидное, и именно таким образом, что сравниваем его (качество и предмет) с суждением, которое названо истинным, и представляем себе первое суждение согласующимся со вторым. Предполагается компаративное отношение, но при этом, однако, предмет суждения не отождествляется, как это считает теория отождествления, с суждением, а суждение сравнивается с суждением» (А. Kastil. Wahrheit und Sein, в «Ztschr. f. philos. Forschg.», I, 1947). Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, «действительность» как целое; из этого следует, что каждая единичная «истина» может претендовать только на относительную ценность, т. е. что она несовершенна (ср. Заблуждение) и имеет значение только в данный момент, что она не является всей истиной. Для современной семантики проблема истинности неразрешима — ив том виде, как она была вначале представлена в аристотелевском понимании, и в особенности — в повседневной речи. Но вероятно, что возможность познания истины в ходе развития истории, начиная с весьма примитивной стадии, все время совершенствуется, увеличивается, углубляется: мышление все более и более соответствует бытию (однако всегда только как субъективная параллель объективной), приближается к состоянию, где оно совпадет с бытием; см. Конвергенция.
В. Bauch. W.heit, Wert und Wirklichkeit, 1923; H. Maier. Philos. der Wirklichkeit, 1926; V. Hauber. W.heit und Evidenz bei F. Brentano, 1936; T. Erismann. Denken und Sein — Probleme der W.heit, 1950; J. Thyssen. Die wiss. W.heit in der Philos., 1950; W. E. Heistermann. Erkenntnis und Sein — Untersuchungen zur Einf. in das W.heitsproblem, 1951; R. Lauth. Die absolute Ungeschichtlichkeit der W.heit, 1966; W. Franzen. Die Bedeutung von «w.» und «W.heit», 1982; W. Becker. W.heit und sprachl. Handlung. Unters, zur sprachphilos. W.heitstheorie, 1987; L. B. Puntel. Grundlagen einer Theorie der W.heit, 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
379.67 кб

Истинное сознание и неистинные его формы

Румянцева Людмила Николаевна
В статье обосновывается, что сущность сознания является разумно-нравственной, и определяются неистинные формы сознания эгоизм и альтруизм.
Читать PDF
210.43 кб

«Истинное созерцание природы» как синергетический тип мышления В. Гете

Саяпова Альбина Мазгаровна
В статье через призму герменевтического истолкования двух работ Вяч.Иванова («Гете на рубеже двух столетий», «Мысли о поэзии») рассматривается проблема синергетического осмысления Природы немецким поэтом В.Гете.
Читать PDF
110.59 кб

Истинное знание как выражение научного метода в методологических концепциях на этапе становления фил

Спивак В. И.
Статья посвящена проблематике философии науки как особого направления философских исследований на этапе ее становления. Автор анализирует научные теории Д. Гершеля, У. Уэвелла, Д. С.
Читать PDF
226.44 кб

Истинное и правильное (о правовом истоке понятия истины)

Разинов Ю.А.
Статья посвящена исследованию процесса исторической трансформации концепта истины, который шел в двух направлениях.
Читать PDF
510.51 кб

«Истинное бытие» Парменида: логический анализ

Невдобенко Оксана Ивановна
В работе анализируется интерпретация истинного бытия Парменида как закона тождества с логической точки зрения. Рассматриваются два варианта закона: пропозициональный и предикативный.
Читать PDF
158.85 кб

ЗНАНИЕ КАК ИСТИННОЕ И ОБОСНОВАННОЕ МНЕНИЕ: КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ КОНТРПРИМЕРЫ

Ольховиков Григорий
Читать PDF
1,000.76 кб

Нигилизм Логоса. «Истинно ложное» в «Софисте» Платона

Руссо Никола
Статья Н.
Читать PDF
152.89 кб

В. Розанов и Ф. Ницше: поиски истинного христианства

Евлампиев Игорь Иванович
Читать PDF
2.30 мб

Где находится предмет истинного знания?

Левин Г. Д.
Читать PDF
466.80 кб

О реальных и мнимых недостатках определения знания как истинного и обоснованного мнения

Ольховиков Г. К.
Читать PDF
402.30 кб

Понятие о религии (Признаки истинного и неистинного религиозного сознания)

Н. М. Боголюбов
Читать PDF
1.73 мб

Переход конечного в истинно бесконечное

Даниленко Юрий Александрович
Работа посвящена диалектическому переходу категорий конечного в истинно бесконечное.
Читать PDF
100.54 кб

Философская санация представлений об истинноcти научного знания

Гайворонский Б. П.
Данная статья представляет собой не чисто научное исследование, а, образно говоря, философскую санитарную обработку (санацию) появившихся недавно таких суждений об истинности научного знания, которые прямо или косвенно уничтожают
Читать PDF
103.02 кб

Призрачное здание «Истинной морали» Канта

Чичовачки Предраг
Читать PDF
150.12 кб

Проблема истинности исторического знания в нарративной философии истории

Демин Илья Вячеславович

Похожие термины:

  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение

    «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАНИЕМ ИСТИННОЕ И ОБОСНОВАННОЕ МНЕНИЕ?» («Is Justified True Belief Knowledge?») — статья Эдмунда Геттиера, опубликованная в 1963 в журнале «Analysis» и содержащая критику традиционного определения знани
  • АБЪЕКЦИЯ, ИСТИННО-РЕАЛЬНОЕ

    Франц. AB-JECTION, VREEL. Понятия Ю. Кристевой, составная часть ее концепции довербальной стадии языкового становления «говорящего субъекта». «Абъекция», как и «истинно-реальное», характеризуют стадию ст
  • ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    контрреволюц. группировка, созданная реакц. правосл. духовенством для борьбы с Сов. властью под прикрытием религии. Решительно осудив переход Рус. правосл. церкви на позидии лояльности к Сов. гос-в
  • ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

    (ИПХ) — православ. секта монархической ориентации. Деятельность ИПХ носит антисоветский, антисоциалистический характер. Возникла в 30 – 40-х гг. Объединила в себе распадавшиеся группы сектантов ф
  • ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ

    ИПХС) - течение в старообрядчестве. возн. во вт. пол. 18 в. из беспоповского толка. Проповедуя близкий конец света, ИПХС требуют от верующих разрыва с обществом, в к-ром якобы царствует антихрист, уклон
  • ИСТИННОСТЬ

    в математической л о г и к е) – см. Логическая истинность.
  • Истинность знания

    соответствие знания познаваемому предмету. Всякое знание должно быть знанием предметным, т. к. не может быть знания «ни о чём». Если понятие «истина» подразумевает соответствие знания действитель
  • ЭТИКА ИЛИ ПРИНЦИПЫ ИСТИННОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

    книга Я.А.Мильнера-Иринина (он же Я.А.Мильнер, автор книги «Б.Спиноза», 1940). Впервые появилась в 1963 (М.: АН СССР) на правах рукописи, в 1986 опубликована (в пер. Х.Даама) и с его же обширным послесловием на н
  • ОБ ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ БЛАГЕ

    De ver falsoque bono) — этико-философское сочинение, одно из главных в творчестве Л. Баллы. Первая редакция сочинения, написанного в форме диалога, была закончена в Павии в 1431 (рус. пер. 1989) и имела название «О
  • Истинности аргументов правило

    аргументы в доказательстве должны быть только несомненно истинными положениями.
  • Когерентная теория истинности

    теория, согласно которой истина заключается в согласованости с другими предложениями системы; истинность системы знания означает ее внутреннюю согласованность: некоторое положение является ист
  • Корреспондентная теория истинности

    восходящая к Аристотелю "классическая" трактовка истины как соответствия высказывания действительности. Выявлен ряд трудностей, возникающих при ее применении к анализу некоторых контекстов, утв
  • ИСТИННОСУЩИЙ

    смысловой перевод с санскрита и пали одного из главных эпитетов Просветлённого (Будды) — Татхагата.
  • ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ

    - таблица, с помощью которой устанавливается истинностное значение сложного высказывания при данных значениях входящих в него простых высказываний. В классической математической логике предпол
  • Критерии истинности научных знаний

    1) подтверждение фактами; 2) подтверждение экспериментальными проверками; 3) согласованность с принципами научной теории; 4) корректность и точность использования терминологии; 5) логическая и конце
  • Истинностное значение

    понятие Фреге, означающее семантическое различение смысла и значения языковых выражений.
  • ИСТИННОСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

    континуум оценок соответствия содержания некоторого знания определенному предмету в интервале {0...1}, включая крайние значения: 0 — ложь (полное несоответствие содержания высказывания о предмете
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность

    Философский смысл термина: Правда, истина (Гомер); истинность (предсказания или сновидения) (Геродот); "истина" как природа - сверхчувственного происхождения (Парменид); действительность, подлинност
  • ЛОГИЧЕСКАЯ И ФАКТИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ

    логические понятия, восходящие к Лейбницу, к-рый различал необходимые истины, или “истины разума”, и случайные истины, или “истины факта”; истинность первых вытекает из законов логики, истинност
  • ФАКТИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ

    в л о г и к е) – истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная, в отличие от т.н. логич. истинности, содержанием этого предложения. Иначе говоря, предложение является фактически исти