Создатель МилосердныйСОЗЕРЦАНИЕ в философии

СОЗЕРЦАНИЕ

Найдено 12 определений термина СОЗЕРЦАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Созерцание

непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СОЗЕРЦАНИЕ

прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Соэерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Созерцание

Привычка находить удовольствие не столько в действии, сколько в мысли предохраняет от глупости и излишней любви к власти; она помогает сохранить спокойствие в несчастьи и мир в душе среди забот. Жизнь, ограниченная только личным, рано или поздно станет невыносимо болезненной; лишь окна в более широкий и не столь капризный космос могут облегчить наиболее трагические моменты жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

СОЗЕРЦАНИЕ

внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики считают его выше дискурсивной мысли (т.е. умственного рассуждения). В Индии бытует верование, что созерцание может творить чудеса, и прежде всего, с самими нами, делая нас нечувствительными к боли и увлекая нас посредством йоги к спасению и к миру небытия (нирване). Созерцание противопоставляется «действию»; его часто отождествляют с незаинтересованным

поиском, со спекуляцией.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ

процесс непо-средств. восприятия; 1) в идеалистич. философии С. связывается с интуицией. Традиция, восходящая к Платону, трактует С. как внечувствен. постижение идей. Для И. Канта, напротив, априорные элементы чувствен. С. лишь исходные посылки для деятельности рассудка и разума. Обе эти традиции развивались в различных вариантах бурж. идеалистич. философами. Домарксовский материализм истолковывал С. как процесс пассивного отражения внешнего мира. Диалектич. материализм рассматривает С. как чувствен. ступень познания; 2) в индуизме и буддизме С. составляет необходимый элемент медитации (см. также Йога). Это крайняя степень сосредоточения, отрешенности от мира, видение «внутр. зрением» фантастич. миров и образов, воздвигаемых и разрушаемых по воле созерцателя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ)

непосредственный, пассивный способ осознания объекта. При этом объекты, внешний мир действуют на органы чувств человека (ощущения, восприятия), а последний выполняет лишь роль их наблюдателя (что частично характерно, например, для античной философии). Либо – созерцание может выступать как непосредственное, интуитивное "схватывание" сущности объекта, слияние человека с объектом (такое понимание характерно для восточной традиции), тогда созерцание рассматривается как умозрение, как путь от видимости к сущности посредством интеллектуального или мистического озарения. В марксистском материализме – созерцание есть процесс, предшествующий понятийному осмыслению: "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СОЗЕРЦАНИЕ

чувств. ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках – лат. intuitio, нем. Anschauung). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное содержание и считает С. "первичным" представлением, а понятие – "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. – "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция, Непосредственное знание и лит. при этих статьях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СОЗЕРЦАНИЕ

чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках — лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его «первичным» представлением, а понятие - «вторичным». В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания — эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.

В. П. Филатов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СОЗЕРЦАНИЕ

- в платонизме: прямое видение разумом идей в вечном и неизменном горнем мире, источник истинного знания. По Аристотелю,"метафизическое созерцание позволяет нам изредка пережить то, что Бог переживает всегда"; божественный Ум вечно пребывает в самосозерцании. У неоплатоников созерцание пронизывает все области бытия, где есть жизнь, напр., земную природу; созерцают души философов, богов, демонов, Мировая душа, Мировой разум. Природа молчалива: будучи в непрестанном созерцании, она не нуждается в слове. В высшей форме созерцания уже нет мышления: таково созерцание Единого, которое превыше всякой мысли. Сверхразумности Единого соответствует сверхразумность высшего созерцания, какого достигает философ на вершине своего духовного восхождения. "Греки постигли ту великую истину, что созерцание само по себе выше действия. Но они сразу же превратили ее в великое заблуждение: они верили, что человеческий род живет ради нескольких интеллектуалов", - философов, достигших сверхчеловеческой высоты, которым следует подчинить гражданскую, трудовую и общественно-политическую жизнь (Ж.Маритен).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ

прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. В философском смысле понятие "созерцание" имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также Эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. В др. группе значений понятие "созерцание", наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе Платона, т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, Бога - интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма. См. также Интуиция, Сущности созерцание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ

чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. тра­диции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у к-рого С. высту­пало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось Кантом, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в позна­нии категориальной переработке. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.- «эмпириче­ское» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйде­тическое», предметом к-рого является сущность («эйдос»).

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. «Главный не­достаток всего предшествующего материализма - вклю­чая и фейербаховский - заключается в том, что пред­мет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассив­ное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ

способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно-европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой сверхчувственное познание идей, открывающее перед человеком мир истины. У ряда представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг) С. становится интеллектуальным. Оно рассматривается как источник философского познания и представляет собой интеллектуально-мыслительное проникновение через видимость явлений к их сущности. Второе понимание С. связано с именем Канта. Отрицая возможность интеллектуального С, он противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами "чистого С." - пространством и временем. Шопенгауэр приписывал С. неосознаваемое, интеллектуальное содержание и полагал С. "первичным" представлением, а понятие - "вторичным". В рамках марксистской теории познания С. рассматривалось как целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению. В феноменологии Гуссерля признаются оба вида С. - "эмпирическое" С. (С. предметов чувственного опыта) и "эйдетическое" С, предметом которого является сущность, "эйдос".

Л.В. Ванчукевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме СОЗЕРЦАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЗЕРЦАНИЕ — 0

Найдено книг по теме СОЗЕРЦАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме СОЗЕРЦАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме СОЗЕРЦАНИЕ — 0