СОРОКСОРОКИН Питирим Александрович

Сорокин

Найдено 2 определения термина Сорокин

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

СОРОКИН

Sorokin), Питирим Александрович (21 янв. 1889 – 10 февр. 1968) – бурж. социолог. Род. в России. Правый лидер партии эсеров, после Февр. революции – секретарь Керенского и гл. ред. газ. "Воля народа". С 1919 – проф. Петрогр. ун-та. С 1922 – в эмиграции. С 1930 – проф. Гарвардского ун-та, где организовал и возглавил ф-т социологии. В центре "социологии культуры" С. – проблемы социальной системы и социальной целостности. С., вслед за Зиммелем, исходным пунктом для построения теоретич. социологии считал анализ "социального взаимодействия", в к-ром выделял совокупность социальных систем, совокупность культурных систем и личность. Социальная действительность, по С., есть сложная иерархия различных социальных и культурных систем и подсистем (религии, этики, науки, иск-ва, экономики, политики). Социология – обобщающая теория структуры и динамики социальных и культурных систем, различной степени их интегрированности – от механич. сосуществования элементов до чисто духовной "логико-значимой" интеграции, к-рая имеет решающее значение ("Система социологии", т. 1–2, П., 1920; "Society, culture and personality", ?. ?.–L., 1947). Подлинной причиной и условием систематичности социального мира, по С., является наличие объективной сферы интегрированных ценностей, "значений", "чистых культурных систем". Индивиды и их обществ. отношения – лишь носители этого мира "значений". С. подчеркивает идейное родство своей концепции с филос. теориями Лосского, Гуссерля и Дильтея. Общая социальная структура, по С., есть совокупность социальных групп (страт) или социальных систем взаимосвязи людей, к-рые реализуют в ней те или иные культурные ценности. С. – один из родоначальников совр. бурж. теории социальной стратификации и мобильности ("Социальная мобильность" – "Social mobility", ?. ?.–L., 1927; новое доп. изд. – "Social and cultural mobility", Glencoe, 1959). В области философии истории ("Социальная и культурная динамика" – "Social and cultural dynamics", v. 1–4, N. Y.–[a. о.], 1937–41; переизд.; Boston, 1957; ?. ?., 1962) С. пытается свести повторяемость и правильность в историч. процессе к повторяемости в идеологич. духовных отношениях, обобщив их в единое понятие "тип культуры". Каждая "культура" как специфич. тип историч. целостности, или системы, имеет в основе неск. главных "филос. посылок" (представления о природе реальности, о природе осн. потребностей человека, степени и методах их удовлетворения). В соответствии с их характером С. выводит три осн. типа культуры, или три типа мировосприятий: "чувственный" (sensate), в к-ром преобладают чувств. восприятия, "идеациональный" (ideational), в к-ром преобладают элементы рационального мышления, и "идеалистический" (idealistic), в к-ром господствует интуитивный вид познания. Т.о., система представлений, ценностей или "истин" выступает как осн. детерминанта социо-культурной динамики. Преобладающая в данную историч. эпоху система истин определяет общую природу данного иск-ва, философии, религии, этики, экономич. и политич. отношений. Историч. процесс есть, по С., циклич. флуктуация осн. типов культуры. Совр. "чувств. культура, по С., протекает под знаком неизбежного краха и кризиса" ("The crisis of our age", ?. ?., 1941; "S.O.S.: the meaning of our crisis", Boston, 1951). Кризис и противоречия совр. бурж. общества С. пытается представить как общий кризис культуры, связывая его с развитием материализма и науки. Выход С. видел в будущей победе религ. "идеалистической" культуры. Он выдвинул программу "спасения человечества" на базе "творч. альтруизма" и с целью пропаганды этой религ. утопии в 1947–48 основал в Гарварде "Центр по изучению творч. альтруизма". В конце жизни высоко оценивал достижения СССР во многих областях. Соч.: Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1911; Л. Н. Толстой, как философ, [М., 1914]; Проблема социального равенства, П., 1917; Leaves from a Russian diary, ?. ?., 1924 (переизд. Boston, 1950); The sociology of revolution, Phil.–L., 1925; Principles of rural–urban sociology, N. Y., 1929 (совм. с С. Zimmerman); Time-budgets of human behavior, Camb, 1939 (совм. с С. Q. Berger); Sociocultural causality, space, time, Durham (N. C), 1943; Man and society in calamity, N. Y., 1943; Reconstruction of humanity, Boston, 1948; Explorations in altruistic love and behavior: a symposium, Boston, 1950; Altruistic love: a study of American "good neighbors" and Christian saints, Boston, 1950; Social philosophies of an age of crisis, Boston, 1950; The ways and power of love, Boston, [1954]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; The American sex revolution, Boston, [1956]; Power and morality, Boston, [1959] (совм. с W. A. Lunden); Sociological theories of today, N. Y., 1966. Лит.: Ленин В. И., Речь на собрании 20 ноября 1918 г., Соч., 4 изд., т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Голосенко И. ?., Философия истории П. С., "Новая и новейшая история", 1966, No 4. Соwеll F. R., History, civilization and culture. An introduction to the historical and social philosophy of P. A. Sorokin, Boston, 1952; P. A. Sorokin in review, ed. Ph. J. Allen, Durham (N. C.), 1963; Loomis С. P., Loomis L. K., Modern social theories, N. Y.–[a. o.], 1965. И. Голосенко. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Сорокин

Питирим Александрович Сор?кин (1889-1968) ? социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав экстерном гимназич. курс, С. получает возможность учиться в ун-те. В 1916 он оканчивает Петербург. ун-т, получив звание магистра уголовного права. С 1906 С. принимает активное участие в полит. жизни России, а к 1916 становится одним из идеол. лидеров партии эсеров. В июле-ноябре 1917 С. — помощник премьер-министра, А.Ф.Керенского. После победы большевиков его заключают в Петропавловскую крепость, затем он вновь подвергается аресту. В 1922 С. выслан из России и с 1923 живет в США. Научная работа в ун-тах Иллинойса, Висконсина и Гарварда (где С. основывает социол. факультет) приносит ему мировую известность. Венцом научной деятельности С. явилось избрание его а 1964 президентом Амер. социол. ассоциации. Из числа разрабатывавшихся С. теорий наибольшей известностью пользуется его учение о социокультурной динамике. Подобно Шпенглеру, Тойнби, Креберу, П. Лигети, Ф.Чемберсу, С. создал интегрированную теорию повторяющихся фаз в жизни большинства культурных суперсистем. На сорокинский вариант учения о социокультурной динамике оказали сильнейшее воздействие концепция Дж. Вико с чередующимися эпохами божественности, героизма, человечности (“Основания новой науки об общей природе наций”) и теория трех стадий О. Конта, со сменяющими друг друга теологич., метафизич., позитивной фазами (“Система позитивной политики...”). Укажем также на значит. сходство динамики культурных фаз С. с древнеинд. циклич. представлениями о закономерной смене мировых периодов (юг). Вполне вероятно, что на представления С. о волнообразной динамике культуры повлияла и теория его друга Н.Д. Кондратьева, описавшего волны больших циклов конъюнктуры. Основой культурологич. концепции С. являются об-во и культура, рассматриваемые им как единый феномен. Сквозь эту призму он предлагает рассматривать все аспекты человеч. деятельности. С. полагал, что социокультурное взаимодействие представляет собой своеобр. матрицу, любая ячейка к-рой является одновременно и определяющей, и определяемой. Поэтому значение каждого индивида может быть понято лишь в контексте этой матрицы, содержащей всю полноту информации о социокультурных явлениях и их отношениях. Т.о., с т.зр. С., существует жесткая взаимосвязь между элементами неразрывной триады — личностью, об-вом и культурой. При этом личность выступает как субъект взаимодействия; об-во как совокупность индивидов, с его социокультурными отношениями и процессами; культура как совокупность значений, ценностей, норм, и совокупность ее носителей, к-рые объективируют, социализируют и раскрывают значения. С. утверждал, что любая теория, концентрирующаяся на одном из этих аспектов при исследовании социокультурного пространства, является неадекватной. В качестве примера он указывал на интегративность зап. об-ва, попытка объяснить к-рое, используя лишь один “первичный фактор”, обречена на неудачу. По мнению С., экономика, вопреки теории Маркса, не может быть базисом. Метаморфозы зап. об-ва свидетельствуют, что изменения претерпела вся социокультурная система. Изменения в одном классе интегрированной системы приводят к одновременным или отложенным изменениям в другом классе. Но это говорит не о первичности к.-л. фактора, а о постоянной трансформации всей системы в целом. Экон., полит. и любые др. флуктуации бесцельны. Не существует никакой устойчивой тенденции в развитии об-ва от монархии к республике или смены правления меньшинства большинством. С. оценивает эти процессы как “шараханье истории”. В качестве примера отсутствия вектора прогресса он указывает на возвышение и падение разл. гос-в (Египта, Афин, Спарты, Англии, Германии, Франции, России и др.). Постоянные взлеты и падения разл. культур показывают, что невозможно познать суть социокультурных процессов, опираясь на принципы материалистич. детерминизма. С. полагает, что в истории “есть некая трансцендентальная цель и невидимые пути приближения к ней”. Но они никем не установлены, и поэтому теория бесцельных флуктуаций представляется ему вполне корректной. Однако если частные проблемы социокультурного развития не поддаются в предложенной С. парадигме надежному причинному истолкованию, то глобальные процессы объясняются им, на большом фактич. материале, убедительно и остроумно. Правда, невзирая на скептич. отношение С. к биосоциологии, его собств. анализ основывается все же на двойств. природе человека. Он считает, что люди — существа мыслящие и чувствующие. Поэтому они периодически испытывают необходимость в удовлетворении то витальных, то идеальных потребностей. С. не уподобляет об-во ни человеку, ни даже сумме индивидов. Описывая динамич. процессы социокультурной системы как состояние непрерывного перехода из идеальной (идеациональной) фазы в чувственную и наоборот, он показывает коренные отличия интегративного об-ва от отд. индивида. Принципиальное различие заключается, в частности, в том, что переход об-ва из одной фазы в др. чреват внутр. потрясениями и жесточайшими конфликтами. Все войны и социальные катастрофы 20 в. С. объясняет как закономерное следствие перехода зап. культуры (играющей в наст. время доминирующую роль на планете) из чувственной фазы, достигшей в 19 в. пика своего развития, к идеациональной фазе, ориентированной на сверхчувств. царство Бога. Согласно теории С., время перехода отмечается культурной поляризацией об-ва. Часть людей “ментально и морально дезинтегрируется”. Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил “позитивного полюса” для решения задачи альтруистич. трансформации человечества. Ибо лишь при условии сохранения системы ценностей, основанных на “чувстве нравств. долга и Царства Божия, рац. средства, возможно, помогут разрешить многие практич. проблемы культурного и социального возрождения”. Грядущая идеациональная эпоха, по мнению С., приведет к конвергенции рус. и амер. моделей культур “в некий промежуточный тип, соединяющий черты демократии и тоталитаризма”. Эта фаза будет также отмечена “возрождением великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира”. Соч.: Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992; Социологические теории современности. М., 1992; Система социологии. Т. 1-2. М., 1993; Общедоступный учебник социологии. Ст. разных лет. М., 1994; Гл. тенденции нашего времени. М., 1993; Social and Cultural Dynamics. V. 1-4. N.Y., 1937-41; Man and Society in Calamity. N.Y., 1942. Лит.: Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991; Он же. Социология Питирима Сорокина: рус. период деятельности. Самара, 1992; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1991; Колева Д. Сорокин — культурологични идеи. София, 1993; Социальная теория и современность. Вып. 8: П. Сорокин “Человек, цивилизация, общество”. М., 1993; История социологии в Зап. Европе и США. М., 1993; Кукушкина Е.И. Рус. социология. XIX-нач. XX в. М., 1993. А. В. Шабага. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Сорокин — 0

Найдено научныех статей по теме Сорокин — 0

Найдено книг по теме Сорокин — 0

Найдено презентаций по теме Сорокин — 0

Найдено рефератов по теме Сорокин — 0