ШЭНЬ БУ МЕ

Найдено 1 определение
ШЭНЬ БУ МЕ
Неуничтожимость духа" - представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции - "духа" (шэнь [1]), способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося человеч. существа. Тезис о "неуничтожимости духа" появился в обществ, мысли Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.) как результат специфич. истолкования кит. мыслителями буд. учения о сансаре (луньхуэй). Впервые был сформулирован крупнейшим идеологом южнокит. буддизма Хуэйюанем (4 - нач. 5 в.). Причины подобной интерпретации буд. доктрины до сих пор не имеют однозначного объяснения: к ним относят, в части., отсутствие унифицированного терминологич. аппарата для адекватной передачи содержания санскр. буд. текстов; пропагандистскую деятельность Хуэйюаня, ориентированную на представителей социальной элиты, к-рые не имели достаточной подготовки для восприятия буд. учения. Предпосылки возникновения идеи "неуничтожимости духа" имелись в традиц. культуре Китая. Напр., согласно представлениям о душах "небесных" и "земных" (хунь по), "небесные души", образовывавшие комплекс шэнь [1], после смерти человека растворялись в "небесной пневме" (тянь ци, см. Ци [1]), тогда как "земные", прежде чем рассеяться в "земной пневме" (ди ци) либо уйти в царство мертвых, образовывали "навя", "демона" (гуй). По нек-рым древнекит. верованиям, души-шэнь (1] находили прибежище в некоем небесном раю. Кит. философы, признавая психофизич. целостность человеч. существа, рассматривали составляющую его единую субстанцию - "пневму" (ци [1|) как находящуюся в двух состояниях - концентрированном и разреженном, соотносящихся по принципу сосуда ("телесная форма" - син [2]) и его наполнителя. Данная концепция предполагала возможность как материалистич., так и идеалистич. подхода к ней. В 5 - 6 вв. идея "неуничтожимости духа" получила наибольшее распространение среди мирских последователей буддизма, принадлежащих к высшим социальным слоям, для к-рых было характерно повышенное внимание к сфере сверхестеств. Буд. идеологи и их идейные противники, доказывавшие неприемлемость учения Будды для кит. об-ва, воспринимали "неуничтожимость духа" в качестве определяющей доктрины буддизма. Попытки ее опровержения предпринимались, в части., Хуэйлинем, Фань Е, Хэ Чэнтянем (4 - 5 вв.) и Фань Чжэнем (5 - нач. 6 в.). Ведущими ее апологетами после Хуэйюаня были Чжэн Сяньчжи (4 - 5 вв.) и Шэнь Юэ (5 - нач. 6 в.). Широкие дискуссии вокруг этой проблемы состоялись в 20-х, 80 - 90-х гг. 5 в. и в 508 - 9. Повод для двух последних дал трактат Фань Чжэня "Шэнь ме лунь". Наиболее полно взгляды сторонников и противников идеи "неуничтожимости духа" представлены в материалах, отражающих полемику 508 - 9. Они содержатся в цзюанях 9 и 10 "Хун мин цзи". В цз. 9 наряду с трактатом Фань Чжэня представлены декрет Лянского У-ди, "Нань Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа") Сяо Чэня (5 - 6 вв.), "Нань Фань Чжэнь Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа Фань Чжэня") Цао Сывэня (?), "Да цао лу ши нань Шэнь ме лунь" ("Ответ на все запротоколированные возражения "Рассуждениям об уничтожимости духа"), видимо также принадлежащий Фань Чжэню, и "Чжун нань Фань Чжэнь шу Шэнь ме лунь" ("Повторное возражение книге Фань Чжэня "Рассуждения об уничтожимости духа"), автор к-рого не указан. Цз. 10 содержит декрет У-ди и выступления 62 оппонентов Фань Чжэня, среди к-рых принцы крови и крупнейшие гос. деятели дин. Лян. Появление тезиса о "неуничтожимое духа" и его обсуждение отражают процесс адаптации буддизма к кит. культуре, показывают, что проникновение буддизма в Китай привело к оживлению иррационализма, выдвижению на первый план тех аспектов онтологич. проблематики, к-рые ранее не входили в число приоритетных в кит. философии. **Комиссарова Т.Г. "Монах не должен кланяться императору". Из буд. полемики IV - VI вв. // Буддизм и гос-во на Дальнем Востоке. М., 1987; Торчинов Е.А. Даос.-буд. взаимодействие (теоретико-методологич. проблемы изучения // НАА. 1988. № 2; Жэнь Цзиюй (ред.). Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979; Zurcher E. The Buduhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1 - 2. Leiden, 1959. См. также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, "Хун мин цзи", "Шэнь ме лунь". М.Е. Кравцова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
221.97 кб

Ма-шэнь. Генезис и традиции поклонения

Сторожук Александр Георгиевич
В статье рассматривается генезис китайского божества-покровителя лошадей Ма-шэня и прослеживаются общие черты формирования его культа с культом монгольского божества коневодства, а также с поклонением духам-охранникам китайской пр
Читать PDF
266.44 кб

Искусство каменных коновязей в провинциях Шаньси и Шэньси (КНР)

Мяо Сянжуй Мао Сянжуй
Искусство скульптурных коновязей является своеобразной и провинциальной стилистической формой искусства южного района Цзинь и северного района бассейна реки Вэй, которые находятся на западе Китая.
Читать PDF
139.73 кб

Роль шэньши в формировании духовной культуры императорского Китая

Каморная Юлия Олеговна
В статье описаны основные направления творчества шэньши как монополистов в сфере интеллектуального труда, главные цели и задачи, которые ставили перед собой представители «служилого сословия» при создании произведений разных литер
Читать PDF
984.45 кб

Трактат «Сандхинирмочана сутра» («Цзе шэнь ми цзин») в буддийской традиции Китая

Хабдаева Аюна Константиновна
Статья посвящена роли трактата «Сандхинирмочаиа сутра» (кит. «Цзе шэнь ми цзин») в истории китайского буддизма.
Читать PDF
419.98 кб

Современные исследования Фэнтяньской группировки китайских милитаристов в Шэньяне

Каретина Г.С.
New modern researches (2000-2012) of Fengtian warlords group in Shenyang are analyzed on the basis of materials published by Chinese scientists with the help of the museum of residence of the leaders of this group Zhang Zuolin and
Читать PDF
26.11 мб

МАСТЕР-КЛАСС ПРОФЕССОРА А. К. БЫСТРОВА 1997 ГОДА В ШЭНЬЯНЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ КИТАЙСКОГО ИЗОБРАЗИ

Цзинь Лихуа
В статье рассмотрен мастер-класс А. К. Быстрова 1997 года в Шэньяне, в котором приняли участие молодые педагоги из китайских художественных вузов.
Читать PDF
248.17 кб

2012. 03. 067. Шэнь Чжихуа, ся Яфэн. «Большой скачок», народная коммуна и советско-китайский конфлик

Блохин Л. Ф.
Читать PDF
197.78 кб

2017.01.025. ХУАН СЮЭЛЭЙ. ХУН ШЭНЬ НА СТРАНИЦАХ ПОПУЛЯРНОЙ ПРЕССЫ (1924-1949). HUANG XUELEI. HONG SH

Демидов К.Б.
Читать PDF
243.93 кб

2018.02.019. НАУКА О НАУКЕ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ / ЦЗЭН А., ШЭНЬ Ч., ЧЖОУ Ц., ВУ Ц.,

Пястолов С.М.
Читать PDF
86.37 кб

2004. 01. 019. Шэньо П. Какое будущее у ООН после Ирака? Chaigneau P. apres l'Irak, Quel avenir pour

Бабенко В. Н.
Читать PDF
125.74 кб

2008. 02. 004. Шэнь Юань. «Сильное вмешательство» и «Слабое вмешательство»: два социологических подх

Ушкова Е. Л.

Похожие термины:

  • ШЭНЬСЮ

    606, окр. Сячжоу (совр. пров. Хэнань), - 706. Буд. монах, основатель сев. ветви (бэй сюэ) чань-буддизма (см. Чань школа). Был помощником настоятеля в монастыре, к-рый возглавлялся Хунжэнем - пятым патриархом ш
  • ШЭНЬ ДУ

    Самоконтроль", "размышление в одиночестве". Конф. понятие, выражавшее одно из требований к нормативной личности. В древности подразумевало гл. обр. контроль, осуществляемый "благородным мужем" (цзюн
  • Хо-шэнь

    в китайской мифологии название божеств огня: Чжужуна, Хуэйлу, Югуана, Цзао-вана и др.
  • Ло-шэнь

    в китайской мифологии духи, исцеляющие зрение.
  • Си-шэнь

    в древнекитайской мифологии божество радости, наслаждений, покровитель бракосочетании и новобрачных. Отождествлялся с последним государем династии Шан, Чжоу-ваном, отличавшимся любвеобилием. Си
  • СЮ ШЭНЬ

    Совершенствование тела/личности", "самосовершенствование". Принятое гл. обр. в конфуцианстве обозначение активности, нацеленной на приведение личных качеств в соответствие с задачей максимальной
  • ШЭНЬ ЮЭ

    Шэнь Сювэнь. 441, обл. Усин (совр. пров. Чжэцзян), - 513. Политич. деятель, ученый, буд. идеолог и литератор. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Занимал ответственные посты в администр. аппара
  • ШЭНЬНУН

    В архаической традиции культурный герой, научивший людей земледелию и первым сумевший распознать целебные растения, поэтому в народной мифологии он считался одним из покровителей медицины.
  • ШЭНЬ ДАО

    Шэнь-цзы. Ок. 395 до н.э., царство Чжао, - ок. 315 до н.э. Философ-легист из академии Цзися в царстве Ци. В "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ся") Ш.Д. отнесен к той же филос. группировке, что и Тянь Пянь. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н
  • Доу-шэнь

    в древнекитайской мифологии бог оспы. Изображается с лицом, обезображенным оспинами. В некоторых местах оно считалось женским божеством, в других – мужским. В женской ипостаси защищала от оспы де
  • ШЭНЬ-ГУН

    Шэнь Пэй-гун. 2 в. до н.э. Каноновед, основоположник "учения о "Луской версии "Канона стихов" (Лу ши сюэ, см. "Ши цзин") в русле "школы текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ). Уроженец удела Лу (в р-не совр. Цюй
  • Шэнь-нун

    в китайской мифологии культурный герой-земледелец и собиратель трав, мудрый правитель. Когда Шэнь-нун родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нем с неба выпало дождем просо, и Шэнь-нун
  • СЮЙ ШЭНЬ

    Сюй Шучжун. Ок. 58, Шаолин окр. Жунань (совр. уезд Янчэн пров. Хэнань),- ок. 147. Каноновед, филолог. Учился у Цзя Куя. Служил пом. нач-ка военного ведомства и правителем округа. Его гл. достижение - составле
  • ШЭНЬХУЭЙ

    686, Сянъян (совр. пров. Хубэй), - 760. Буд. монах, представитель Чань школы. После трех лет обучения у Шэньсю отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) к Хуэйнэну, шестому патриарху Чань, под наст
  • Цань-шэнь

    в древнекитайской мифологии богиня шелководства, покровительница тутовых деревьев. Цань-шэнь изображали в виде девицы, иногда с конской головой. Согласно одному из мифов, однажды один человек был