СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
секты, существовавшие в период формирования христ. вероучения в 1-2 вв. Христианство никогда не было единой религией. Уже в одном из самых ранних христ. произведений - Откровении св. Иоанна упомянуты разные группы христиан: николаиты, сторонники Валаама, сторонники пророчицы Иезавели. В 1-м послании Павла к коринфянам упоминается о разделении христиан («у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполяосов»; «я Кифин» и т. д.). Одной из ранних христ. групп, к-рую затем ортодокс, направление объявило ересью, были иудео-христиане, т. e. христиане, не порывавшие с иудаизмом, соблюдавшие ряд иуд. обрядов. Себя они называли «эбиониты» (нищие), «евреи», «назореи». Они проповедовали полное отречение от мира, ожидали скорого второго пришествия, выступали против богатства, почитали Иисуса Христа как праведного человека, на к-рого при крещении сошел дух божий. Сохранились фрагменты иудео-христ. евангелий. В борьбе с этой группой выделяется направление, к-рое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко 2 в. получает распространение гностицизм, создается много разных, не связанных между собой групп христиан-гносгеков. Во вт. пол. 2 в. появляется секта монтанистов (см. Монтанизм). Ее основатель - Монтан, бывший жрец фригийской богини Кибелы. Мон-танисты занимались пророчествами, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба. В 3-4 вв. количество сект увеличивается. В 4 в. в Сев. Африке возникает секта дошгтистов, к-рая непримиримо относилась к тем, кто отступался от веры из-за гонений. Левое крыло секты донатистов - агонис-тики участвовали в антиримск. восстаниях. С 4 в. распространяется арианство.

Источник: Атеистический словарь

СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
течения и группы в христианстве, существовавшие до (возникновения церкви или отколовшиеся от нее вскоре после ее возникновения. Богосл. определение сект как групп, враждебных церкви, несостоятельно ввиду того, что последняя образовалась лишь в сер. II в., а секты существовали с момента зарождения христианства, точнее - само христианство зародилось в форме мн. сект, находившихся в ожесточ. взаимном соперничестве. Уже в древнейшем памятнике христ. литературы, в «Откровении Иоанна*, свидетельствующем лишь о 7 малоазийских общинах, упомянуты секты николаитов, сторонников Иезавели и «тех, к-рые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы» (2,9 и 3,9). Канонич. послания также полны осуждений различных «лжеапостолов», «лжепророков» и «лжебратий» и перечисляют секты приверженцев Павла, Аполлоса и Кифы. Во «2-м послании коринфянам» говорится о проповеди среди христиан «др. Иисуса», «иного Духа», «иного евангелия» (11,4). Ок. 150 г. апологет Юс тин называл секты маркионитов (см. Маркион), валентиниан, василидиан, сатурн и лиан, монтанистов и др. Все эти группы вели между собой борьбу за существование. Впервые ок. 180 Цельс упомянул о «гл. церкви». Само возникновение церк. орг-ции, как и канонизация писаний Нового завета, было в немалой степени обусловлено ходом борьбы наиболее сильного христ. течения с пр. течениями и группами. Но появившаяся церковь и канонизация писаний сами оказались одной из причин возникновения новых сект, в развитии к-рых проявился протест мн. христиан против наметившегося отказа церкви от бунтарских и демократич. тенденций первонач. христианства.
Секты II в. можно подразделить на три осн. группы: иудео-христианские, гностические и монтанизм. К первой принадлежали эбиониты, назареи и элксаиты. Они стремились согласовать христианство с иудаизмом. По словам Иринея (I, 26, 2), эбиониты пользовались только «Евангелием от Матфея», отвергали послания Павла и совершали обрезание. «Эбион» по-древнееврейски - «бедняк»; по всей видимости, приверженцы эбионитов вербовались из евр. бедноты. Гностицизм, в к-ром имелись «языч.» и христ. течения, был направлен гл. о. против иудейских элементов в христианстве. Он оспаривал также еванг. миф о богочеловеке. Гностич. секты - офиты, каиниты, карпократиане, василидиане, валентиниане, докеты и др. - были весьма многочисленны и упорно преследовались церковью. Наиболее опасным врагом церкви внутри христианства во II в. были монтанисты, к-рые резко выступали против епископата и клира и развивали эсхатологич. идеи, близкие по духу идеологии «Откровения Иоанна». Монтанисты пользовались поддержкой бедноты и, несмотря на церк. преследования, существовали до VIII в.
В III и нач. IV в. появились новые секты: непотиане, возвещавшие скорое «второе пришествие», новатиане, донатисты, циркумцеллионы и др. В отличив от более ранних сект, они противопоставляли церкви не столько догматич. расхождения с ней, сколько осуждение ее примиренч. отношения к вероотступникам во время гонений на христиан (среди отступников было немало людей состоятельных, даже епископов).
Самой крупной из раннехрист. сект было арианство, к-рое в догматич. отношении отрицало «единосущность» Христа богу-отцу и пыталось как-то согласовать христ. догматику с античным рационализмом. Арианство в какой-то мере отражало сепаратистские стремления населения вост. провинций Римской империи. На I и II вселенских соборах (325 и 381) оно было осуждено как ересь, но тем не менее получило распространение среди готов, бургундов, лангобардов и существовало до VIII в.
Главным в развитии С. р. х. была борьба против монархич. епископата и его засилья в церкви, а также против усиливавшейся тенденции церкви к компромиссу с «языч.» императорами, а затем и к прямому союзу с рабовладельч. гос-вом. Перечисл. секты в своем большинстве в какой-то мере сохраняли бунтарские и демократич. настроения и идеи первонач. христианства, от к-рых совершенно отказалась церковь. Разгром этих сект церковью во многом способствовал установлению ее союза с господств. классами гибнущей рабовладельч. империи, а затем и феод. общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.