Речевые акты. Опыт по философии языка

Найдено 1 определение
Речевые акты. Опыт по философии языка
«РЕЧЕВЫЕ АКТЫ. ОПЫТ ПО ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА» — произведение Дж. Серля (Searle J. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969). В нем развивается направление в философии языка, ориентированное на описание языка как средства коммуникации и исследующее языковые структуры преимущественно с прагматических позиций. Однако Серл (Джон) придерживается той линии исследования языковой прагматики и коммуникативного поведения, которую можно рассматривать как альтернативу витгенштейновской концепции языковых игр и связанного с ней тезиса «значение есть употребление».         В противовес убеждению Витгенштейна в том, что ментальная составляющая никак не сказывается на языковом поведении, Серл (Джон) исходит из связи коммуникативных действий с состоянием сознания участников коммуникации. При этом Серл (Джон) опирается на тот анализ языка, который был проведен ранее его учителем Дж. Остином. Согласно ему, для понимания сути языковой деятельности необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на ее базовой единице — речевом акте. Именно изучение структуры речевого акта позволит понять, каким образом один человек, производя некоторые звуки, оказывается в состоянии выразить нечто осмысленное, а другой — нечто понять. Серл (Джон) разделяет общую для всех прагматически ориентированных исследователей языка установку, согласно которой говорение на языке включено в общий контекст человеческого поведения. Существенно, согласно Серлю, еще и то, что это поведение подчинено интерсубъективно разделяемым правилам. Тот факт, что речевой акт есть не просто набор звуков, а производится сообразно определенным правилам, и делает его способным выражать некий смысл. Поэтому одна из основных задач проводимого в книге исследования состоит в том, чтобы выяснить, каким именно правилам должны соответствовать речевые акты и как эти правила конституируют их произнесение. Правила определяются конвенцией, принятой в сообществе. Относительно этой конвенции Серл (Джон) специально оговаривается, что ее нельзя считать языковой конвенцией, поскольку она не связана ни с каким конкретным языком. В частности, она не зависит от синтаксиса языка. Серл (Джон) предполагает, что система правил, определяющих произнесение речевых актов, одинакова в любом языковом сообществе, каким бы языком оно ни пользовалось.         Из всех аспектов речевого акта, описанных Остином, Серл (Джон) придает наибольшее значение иллокутивному. С другой стороны, необходимой составляющей речевого акта является выражаемая им пропозиция. На этом основании Серл (Джон) представляет общую структуру речевого акта в виде F(p), где F — иллокутивная сила, гр — пропозициональное содержание. Иллокутивная сила выражается говорящим и должна быть опознана слышащим, благодаря правилам, конституирующим произнесение.         Каждый иллокутивный акт (напр., вопрос, требование, обещание) производится сообразно присущим ему специфическим правилам и осуществляется при наличии определенной совокупности условий. Выполнение правил и создает, в конечном счете, условия успешной (successful) и не содержащей изъянов (non-defective) коммуникации.         Проводя подробный анализ условий осуществления иллокутивных актов, Серл (Джон) обращает внимание на два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, вся совокупность условий так или иначе определяется отношением говорящего и слышащего к выражаемой в речевом акте пропозиции. Иными словами, осуществление речевого акта тесно связано с теми психологическими состояниями, которые присущи участникам коммуникации. Во-вторых, правила, конституирующие совершение иллокутивного акта, не являются языковыми правилами. Во всяком случае, они никак не связаны со структурой языка, его синтаксическими и семантическими единицами. Этот результат анализа речевых актов предвосхищает сделанный в более поздних работах Серля вывод о том, что философия языка производна от философии сознания (Серл (Джон)Дж. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987. С. 96—126).         Опираясь на анализ речевых актов, Серл (Джон) обращается к традиционным проблемам философии языка, прежде всего к темам референции и предикации. Референция, согласно Серлю, представляет собой речевой акт, осуществляемый в рамках некоторого иллокутивного акта, и выражающий намерение говорящего указать и однозначно идентифицировать для слышащего определенный объект. Иными словами, референция есть вспомогательное действие, успешное осуществление которого тем не менее составляет условие успеха коммуникации. Что касается предикации, то Серл (Джон) обнаруживает, что рассмотрение роли предиката в речевом акте заставляет пересмотреть некоторые традиционные взгляды на значение предикатных терминов. Он замечает, что связь субъекта с предикатом (если ограничиться простой субъектно-предикатной схемой) зависит от иллокутивной силы речевого акта. Напр., вопрос предполагает выяснить, действительно ли объекту присуще обозначаемое предикатом свойство; требование побуждает к действию, в результате которого объект будет обладать этим свойством в будущем, и т.д. Поэтому предикация не является самостоятельным речевым актом. Этим она принципиально отличается от референции, которая указывает на объект независимо от того иллокутивного акта, в рамках которого осуществляется.         Это наблюдение позволяет Серлю отвергнуть точку зрения Фреге, попытавшегося отождествить предикацию с референцией. По мнению Серля, убеждение Фреге в том, что предикатный термин указывает на особую сущность, называемую свойством (подобно тому, как имя указывает на объект), приводит к противоречиям и игнорирует различие ролей предикации и референции в иллокутивном акте. С другой стороны, Серл (Джон) отвергает и строгий номинализм, не допускающий использования квалифицированных переменных для предикатов. Сказать, что некоторое свойство существует, означает, по мнению Серля, лишь то, что пропозиция, приписывающая это свойство некоторому объекту, имеет смысл. Ее смысл определяется той функцией, которую она выполняет в иллокутивном акте.         Г.Б. Гутнер

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки