ФИЛОСОФ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Философ
от греч. philosophos — друг мудрости) — первоначально так назывался человек, занимающийся исследованием, позднее так стали называть человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ стремится к исследованию истинны во имя самой истины, выражает ее в понятиях, а не образах или символах; он рассматривает вещи согласно их сущности. Философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды есть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ФИЛОСОФ
от гр. philos — любящий и sophein — знать) индивид, посвятивший свою жизнь поиску истины. Философ — это не обязательно тот, кто пишет какой-то труд или создает систему. Сократ, по Гегелю, был «истинным философом» именно потому, что проживал свое учение, вместо того чтобы о нем писать. Быть философом, учил Сократ, это. не значит знать много вещей, это просто быть здравомыслящим. Однако позднее первоначальный смысл этого понятия искривился, и, с тех пор как философия стала профессией, формой университетской дисциплины, за которую преподаватель получает деньги, слово «философ» потеряло свое первичное значение — исключительного типа, бескорыстного искателя, движимого лишь его призванием; с тех пор, отмечает Гегель, уже нет философов, а есть лишь философские системы.
 

Источник: Философский словарь

ФИЛОСОФ
(Philosoph; от греч. — «друг мудрости») — первоначально, например у Гераклита, общее обозначение любого человека, занимающегося исследованием; позднее — того типа человека, который стремится к последней, всеохватывающей ясности и истине. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных народов. От художника философ отличается тем, что он ищет изображения истинного не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека философа отличает то, что он стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в высоком смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Так как философствование есть вопрошание о конечном, последнем смысле, который может быть придан некоторой данности, мы вправе требовать от философа единства его учения и бытия: он должен в своей жизни доказывать свою философию. Характерной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна известная освобождающая дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает так называемая отрешенность философов от мира.
А. Hübscher. P.en der Gegenwart, I—II, 1949—1957; E. W. F. Tomlin. The Great Philosophers: the Western World, 1950; K. Thieme (Hg.). «P.enbilder», 1952; К. Jaspers. Psychologie der Weltanschauungen, 1960; J. Habermas. Philos.-polit. Profile, 1981, erw. 1987; J. Schickei (Hg.). Philos. als Beruf. 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Философ
Не помню, кто именно – Гиттон (238) или Тибон (239) – рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале ХХ века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии прогуливался с другом и встретил крестьянина, знакомого этого друга. Взаимные приветствия, знакомство, и между ними завязалась короткая беседа.
– А вы кем работаете? – спросил крестьянин.
– Я преподаю философию.
– Это что, работа такая?
– Конечно. Вас это удивляет?
– Вообще‑то да.
– А почему?
– Ну, философ… это ведь такой человек, которому на все чихать. Не думал, что этому теперь учат в школе…
Крестьянин вкладывал в термин «философ» расхожий смысл. Согласно ему, философ – если и не тот, кому на все чихать, то во всяком случае тот, кто ко всему относится спокойно, безмятежно, на все поглядывает со стороны и ничем не огорчается. Выходит, это мудрец? Совсем не обязательно. Но в любом случае это тот, кто стремится к мудрости. Именно такова, кстати сказать, и этимология греческого слова «философ» (дословно: тот, кто любит мудрость), да и его собственно философский смысл. Иногда мне возражают: дескать, это справедливо только в отношении древних греков. Будь это так, было бы уже неплохо. Но все‑таки нельзя же совсем забыть о Монтене, о Спинозе, о Канте («Философия есть учение и тренировка мудрости, – пишет он в своем посмертном труде, – а не просто наука; для человека философия – вечно длящееся усилие к достижению мудрости»). Как нельзя забыть и о Шопенгауэре, о Ницше, об Алене. Для всех них философ – это не тот, кто умнее или эрудированнее других, и необязательно автор новой философской системы; это тот, кто живет лучше, потому что лучше мыслит или хотя бы пытается лучше мыслить («Верно судить, чтобы правильно делать», – говорил Декарт; вот это и есть философия). Потому философ до сих пор остается тем самым влюбленным в мудрость учеником, образец которого задан этимологией слова и 25‑вековой традицией. Но если вам самому философия не нравится, зачем отвращать от нее других?
Так кто же такой философ? Это человек, занимающийся философией, иначе говоря, тот, кто использует разум для осмысления мира и собственной жизни в надежде приблизиться к мудрости и счастью. Можно ли научить этому в школе? Этому нужно учить, потому что философом не рождаются, а философия это прежде всего труд. И если он начинается со школьной скамьи, что ж, тем лучше. Но главное – начать и не останавливаться. Чтобы заняться философией, никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно, примерно так говорил Эпикур, потому что не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы стать счастливым. Добавим лишь, что опоздать с философией можно лишь в том случае, если вовсе утратишь способность мыслить. Такое тоже случается. Лишний довод к тому, чтобы не откладывать с этим делом.

Источник: Философский словарь.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
211.73 кб

К. Ф. Жаков ученый, философ, пропагандист

Жеребцов Игорь Любомирович, Мифтахова О. Р.
Читать PDF
237.06 кб

Андрейчук Н. В., Гаврилина Л. М. Феномен калининградской региональной субкультуры (социально-философ

Полянский Дмитрий Викторович
Читать PDF
95.30 кб

Социальная философия как форма онтологического знания (теоретико-методологический и историко-философ

Соколов Андрей Сергеевич
Статья содержит разбор присущих социальной философии теоретико-методологических особенностей, позволяющих интерпретировать ее в качестве особой формы онтологического знания.
Читать PDF
141.01 кб

Мартин Хайдеггер философ на лесной тропе (к 120-летию со дня рождения)

Михайловский Александр Владиславович
Эссе посвящено 120-летию со дня рождения Мартина Хайдеггера (1889-1976). В эссе предпринята попытка герменевтической реконструкции «топологической карты мысли» или «метафизики ландшафта» М.
Читать PDF
84.71 кб

Анатолий Константинович сухотин человек и философ

Сагатовский Валерий Николаевич
Читать PDF
280.55 кб

Сюн Шили современный философ-неоконфуцианец

Килундина Юлия Михайловна
Читать PDF
66.25 кб

А. А. Зиновьев как ученый и философ

Степин Вячеслав Семенович
Читать PDF
461.75 кб

Выдающийся философ и основатель якутского государственного университета

Дьячковский Ким Дмитриевич
Читать PDF
88.00 кб

Философ-профессионал в системе образования

Зорина Елена Владимировна
Философский проект эпохи, транслируемый в процессе преподавания философии, проециру# ет господствующую мировоззренческую парадигму и в то же время предполагает индивиду# ализацию, субъектность, психологические предпочтения (мотиви
Читать PDF
236.24 кб

Сократ как философ «Подозрения к разуму»: «До-трансценденталистская антропологическая атака» на тран

Петрова Г. И.
Предлагается гипотеза относительно философских позиций Сократа и Пиррона.
Читать PDF
236.82 кб

Русский философ николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии

Емельянов Б. В.
В статье предлагается опыт представления интеллектуальной биографии российского философа Н.Я.Грота.The article presents an attempt to line out an intellectual biography of Nicolay Grot as one of the Russian philosophers.
Читать PDF
215.21 кб

Значение философии в современном мире (по итогам конференций, посвященных Международному дню философ

Кожевников Н. Н.
Читать PDF
1.58 мб

Бенджамин джоуэтт переводчик Платона, теолог и философ

Дёмин Р. Н.
Читать PDF
2.14 мб

Подражание у Платона, или чем философ лучше художника

Читать PDF
192.73 кб

Павел Флоренский как миссионер XXI века: священник, богослов, философ, математик, естествоиспытатель

О. Владимир Федоров

Похожие термины:

  • Адам Смит как философ-моралист

    Среди первых на юмовское учение откликнулся выдающийся шотландский экономист, один их создателей классической политэкономии Адам Смит (1723-1790), но скорее не в более известном современным читателя
  • КИРИЛЛ ФИЛОСОФ

    ок. 827, Салоники — 14 февраля 869, Рим) — создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского им
  • Иустин Философ

    (ум около 165, Рим) — святой отец и учитель Церкви, виднейший апологет 2 в. Родом из г Сихем (рим. Флавия Неаполис, Палестина). Происходил из языческой греческой семьи, изучал стоическую, перипатетическ
  • ФИЛОСОФ ИЗ САН-СУСИ

    (Philosoph von Sanssouci) — так назвал себя Фридрих Великий в заголовке первого собрания своих сочинений («Oeuvres du Philosophe de Sanssouci»), изданного в 1752. Friedrich II. von Preußen. Schriften und Briefe, hg. 1986. E. Sprangen Der P v. S.
  • Направление в филосо фии

    ряд учений, принадлежащих разным авторам, близких по постановке проблем, по тематике, по фундаментальным идеям и по соответствующим выводам
  • ФИЛОСОФЕМА

    греч.) - философское утверждение или философское учение.
  • Философемы

    замечательные мысли и изречения мыслителей, в особенности практические. В древности любили собирать такие изречения и для большего успеха приписывали их лицам, пользовавшимся известностью.
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

    раздел философии, изучающий развитие философского знания во времени.
  • ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

    1837) - посмертное издание лекций Гегеля, осуществленное по записям его учеников.
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    см. Философия.
  • Ли (в кит. философии)

    понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т. п. Идеалисты истолковывали Л. как духовное, нематериальное начало в противоположность материальному началу, ци. В конфуцианстве было и др. поня
  • Философия науки. Связь между наукой и философией

    «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. СВЯЗЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ» («Philosophy of Science. The Link Between Science and Philosophy») — книга австро-амер. философа науки Филиппа Франка. Издана в Нью-Йорке в 1957 г.; рус. пер. — М., 1960. В работе анал
  • РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ

    араб. «Фасл ал—макал фи-ма байн аш-шариа ва-л-хикма мин ал-иттисал») — произведение Ибн Рушда (Аверроэса), посвященное легализации философии (античного типа) с точки зрения мусульманской религии. «
  • УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ

    Consolatio philosophiae) в пяти книгах — сочинение Боэция. Написано в характерной для латинской литературы форме сатуры: философские размышления, где риторически украшенная проза чередуется со стихами. Дос
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг

    Критика сталинизма, начавшаяся на XX съезде КПСС, постепенно создала новую атмосферу для советской философии. В 60—70-е гг. узловым пунктом всех философских исследований в стране стали проблемы теор
  • Методы философии

    (греч. methodos – исследование) – способ философских исследований, развития философии, или ее методы. Методы философии зависят от многих причин, например, от принятой концепции философии, цели философ
  • АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    см. Мусульманская философия.
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов

    Платон — представитель старинного аристократического афинского семейства, исконно связанного с политикой. В «Хармиде» (155а) и «Тимее» (20d-e) он сам припоминает своего предка Солона, законодателя и
  • Человеческое познание и аффекты в философии Спинозы

    В части II «Этики» («О природе и происхождении души») Спиноза, введя сначала понятия атрибутов и модусов, переходит к характеристике тел, имея в виду, как он сам отмечает, сказать лишь "несколько слов
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

    центральное научно-исследовательское учреждение страны, ведущее исследования по осн. философским дисциплинам. Непосредственными предшественниками И. ф. являются философская секция созданной в 1