от греч. philosophos — друг мудрости) — первоначально так назывался человек, занимающийся исследованием, позднее так стали называть человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ стремится к исследованию истинны во имя самой истины, выражает ее в понятиях, а не образах или символах; он рассматривает вещи согласно их сущности. Философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды есть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется).
ФИЛОСОФ
Философ
ФИЛОСОФ
от гр. philos — любящий и sophein — знать) индивид, посвятивший свою жизнь поиску истины. Философ — это не обязательно тот, кто пишет какой-то труд или создает систему. Сократ, по Гегелю, был «истинным философом» именно потому, что проживал свое учение, вместо того чтобы о нем писать. Быть философом, учил Сократ, это. не значит знать много вещей, это просто быть здравомыслящим. Однако позднее первоначальный смысл этого понятия искривился, и, с тех пор как философия стала профессией, формой университетской дисциплины, за которую преподаватель получает деньги, слово «философ» потеряло свое первичное значение — исключительного типа, бескорыстного искателя, движимого лишь его призванием; с тех пор, отмечает Гегель, уже нет философов, а есть лишь философские системы.
Источник: Философский словарь
ФИЛОСОФ
(Philosoph; от греч. — «друг мудрости») — первоначально, например у Гераклита, общее обозначение любого человека, занимающегося исследованием; позднее — того типа человека, который стремится к последней, всеохватывающей ясности и истине. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных народов. От художника философ отличается тем, что он ищет изображения истинного не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека философа отличает то, что он стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в высоком смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Так как философствование есть вопрошание о конечном, последнем смысле, который может быть придан некоторой данности, мы вправе требовать от философа единства его учения и бытия: он должен в своей жизни доказывать свою философию. Характерной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна известная освобождающая дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает так называемая отрешенность философов от мира.
А. Hübscher. P.en der Gegenwart, I—II, 1949—1957; E. W. F. Tomlin. The Great Philosophers: the Western World, 1950; K. Thieme (Hg.). «P.enbilder», 1952; К. Jaspers. Psychologie der Weltanschauungen, 1960; J. Habermas. Philos.-polit. Profile, 1981, erw. 1987; J. Schickei (Hg.). Philos. als Beruf. 1982.
А. Hübscher. P.en der Gegenwart, I—II, 1949—1957; E. W. F. Tomlin. The Great Philosophers: the Western World, 1950; K. Thieme (Hg.). «P.enbilder», 1952; К. Jaspers. Psychologie der Weltanschauungen, 1960; J. Habermas. Philos.-polit. Profile, 1981, erw. 1987; J. Schickei (Hg.). Philos. als Beruf. 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Философ
Не помню, кто именно – Гиттон (238) или Тибон (239) – рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале ХХ века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии прогуливался с другом и встретил крестьянина, знакомого этого друга. Взаимные приветствия, знакомство, и между ними завязалась короткая беседа.
– А вы кем работаете? – спросил крестьянин.
– Я преподаю философию.
– Это что, работа такая?
– Конечно. Вас это удивляет?
– Вообще‑то да.
– А почему?
– Ну, философ… это ведь такой человек, которому на все чихать. Не думал, что этому теперь учат в школе…
Крестьянин вкладывал в термин «философ» расхожий смысл. Согласно ему, философ – если и не тот, кому на все чихать, то во всяком случае тот, кто ко всему относится спокойно, безмятежно, на все поглядывает со стороны и ничем не огорчается. Выходит, это мудрец? Совсем не обязательно. Но в любом случае это тот, кто стремится к мудрости. Именно такова, кстати сказать, и этимология греческого слова «философ» (дословно: тот, кто любит мудрость), да и его собственно философский смысл. Иногда мне возражают: дескать, это справедливо только в отношении древних греков. Будь это так, было бы уже неплохо. Но все‑таки нельзя же совсем забыть о Монтене, о Спинозе, о Канте («Философия есть учение и тренировка мудрости, – пишет он в своем посмертном труде, – а не просто наука; для человека философия – вечно длящееся усилие к достижению мудрости»). Как нельзя забыть и о Шопенгауэре, о Ницше, об Алене. Для всех них философ – это не тот, кто умнее или эрудированнее других, и необязательно автор новой философской системы; это тот, кто живет лучше, потому что лучше мыслит или хотя бы пытается лучше мыслить («Верно судить, чтобы правильно делать», – говорил Декарт; вот это и есть философия). Потому философ до сих пор остается тем самым влюбленным в мудрость учеником, образец которого задан этимологией слова и 25‑вековой традицией. Но если вам самому философия не нравится, зачем отвращать от нее других?
Так кто же такой философ? Это человек, занимающийся философией, иначе говоря, тот, кто использует разум для осмысления мира и собственной жизни в надежде приблизиться к мудрости и счастью. Можно ли научить этому в школе? Этому нужно учить, потому что философом не рождаются, а философия это прежде всего труд. И если он начинается со школьной скамьи, что ж, тем лучше. Но главное – начать и не останавливаться. Чтобы заняться философией, никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно, примерно так говорил Эпикур, потому что не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы стать счастливым. Добавим лишь, что опоздать с философией можно лишь в том случае, если вовсе утратишь способность мыслить. Такое тоже случается. Лишний довод к тому, чтобы не откладывать с этим делом.
– А вы кем работаете? – спросил крестьянин.
– Я преподаю философию.
– Это что, работа такая?
– Конечно. Вас это удивляет?
– Вообще‑то да.
– А почему?
– Ну, философ… это ведь такой человек, которому на все чихать. Не думал, что этому теперь учат в школе…
Крестьянин вкладывал в термин «философ» расхожий смысл. Согласно ему, философ – если и не тот, кому на все чихать, то во всяком случае тот, кто ко всему относится спокойно, безмятежно, на все поглядывает со стороны и ничем не огорчается. Выходит, это мудрец? Совсем не обязательно. Но в любом случае это тот, кто стремится к мудрости. Именно такова, кстати сказать, и этимология греческого слова «философ» (дословно: тот, кто любит мудрость), да и его собственно философский смысл. Иногда мне возражают: дескать, это справедливо только в отношении древних греков. Будь это так, было бы уже неплохо. Но все‑таки нельзя же совсем забыть о Монтене, о Спинозе, о Канте («Философия есть учение и тренировка мудрости, – пишет он в своем посмертном труде, – а не просто наука; для человека философия – вечно длящееся усилие к достижению мудрости»). Как нельзя забыть и о Шопенгауэре, о Ницше, об Алене. Для всех них философ – это не тот, кто умнее или эрудированнее других, и необязательно автор новой философской системы; это тот, кто живет лучше, потому что лучше мыслит или хотя бы пытается лучше мыслить («Верно судить, чтобы правильно делать», – говорил Декарт; вот это и есть философия). Потому философ до сих пор остается тем самым влюбленным в мудрость учеником, образец которого задан этимологией слова и 25‑вековой традицией. Но если вам самому философия не нравится, зачем отвращать от нее других?
Так кто же такой философ? Это человек, занимающийся философией, иначе говоря, тот, кто использует разум для осмысления мира и собственной жизни в надежде приблизиться к мудрости и счастью. Можно ли научить этому в школе? Этому нужно учить, потому что философом не рождаются, а философия это прежде всего труд. И если он начинается со школьной скамьи, что ж, тем лучше. Но главное – начать и не останавливаться. Чтобы заняться философией, никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно, примерно так говорил Эпикур, потому что не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы стать счастливым. Добавим лишь, что опоздать с философией можно лишь в том случае, если вовсе утратишь способность мыслить. Такое тоже случается. Лишний довод к тому, чтобы не откладывать с этим делом.
Источник: Философский словарь.